Царь Горохович, я посмотрел твои рисунки, и (хоть в этом и не было нужды для меня) в очередной раз убедился в действенности подхода в преподавании, когда преподаватель внимателен и уважителен к индивидуальности ученика.
Думаю, разговор о рисовании будет в тему до тех пор, пока будем помнить, что мы рисование приводим как аналогию (процесс рисования/игры - это процесс размещения себя во внешнем мире, процесс обучения - это поиск соответствий между чувствами и красками/формами/звуками.Приведение обучения к формальности по принципу "учи, потому что ты должен это уметь" на выходе дает, должно быть, ту самую "технику без музыки").
Дмитрий, ты пишешь (если можно на "Ты", конечно):
" человек на начальном уровне понимает принципы игры"Что это за принципы? Это речь о механике движений, или о чем-то другом?
"и вырабатывает первоначальные навыки"
Навыки чего? Если исходить из допущения, что игра - это процесс самовыражения. Не знаю, кстати, согласен ли ты с этим.
Я задаю эти вопросы, чтобы в диалоге говорить на более-менее однородном языке, т.к. очень часто бывает, что мы одни слова наделяем очень разными смыслами.
"задача препода поставить руки и дать представление о гитаре во всей ее широте."Вот первая часть этого утверждения - как ты к этому убеждению пришел?
Поставить руки (чтобы это ни значило) - это про какие цели (только не с хитрыми абстракциями про возникающие задачи,если можно)?
"Когда человек бежит, он же не думает как, куда и как ставить ноги. Это все является выработанным рефлексом. Он в это время решает другие задачи - распределить силы, анализ соседей по дорожкам, и т.д. Так и в музыке."Дмитрий, вот эта часть реально смущает. Соревновательный бег
в спорте аналогичен какому процессу в игре на гитаре?
Насколько соревновательный бег содержит в себе элемент выражения чувств (как в музыке)?
"вот потом, выходя на сцену, человек уже думает о другом. Как заставить зрителей танцевать, или как девушке из 18 ряда тронуть сердце))) Таким образом, в процессе обучения решаются свои задачи, а на концерте обо всем этом надо стараться забывать и думать о других проблемах. "
Зачем нужен процесс обучения навыкам, которые при выходе на сцену нужно забывать?
"Выходя на сцену, музыкант думает о том, как затронуть зрителя".
Если проводить аналогию с повседневным общением:
Я могу быть тронут, если человек испытывает какие-то сильные эмоции, и сообщает мне о них искренне и прямо.
" в процессе обучения решаются свои задачи"Можно развернуть этот момент? Потому что легко утонуть в этих хитрых абстракциях - возникающие художественные задачи, и т.д.
Главное, чтобы технические моменты вырабатывались не просто как механическое занятие, а как музыкальный элемент.Как может способствовать преподаватель этому (лично твой опыт интересен)? Доведение до автоматизма - это механическое занятие, как сохранить "музыкальный элемент" в таких занятиях?
"Нужна мера" - как ее соблюсти? Что будет показателем того, что мера превышена/не достигнута?
"А лучше всего - отрабатывать технику на конкретных музыкальных примерах".
Мне интересно, что лично ты понимаешь под техникой, можно тебя попросить дать какое-то емкое, конкретное определение?
Я думаю, если таких определений будет накоплено много (а их уже здесь несколько), можно будет вести речь о выработке какого-то общего понятийного аппарата, словаря, от которого можно будет отталкиваться. Общими усилиями мы это можем сделать.
Когда ребёнок учится говорить, он не начинает с изучения словаря Ожегова и грамматики русского языка.
Да, он начинает с ПРОСТЫХ слов. Мама. Папа.
Эти слова изначально заполнены эмоциональным смыслом, а не просто обозначают предметы. Потому еще и запоминаются легко, все это приводит к тому, что потом, произнося их, ребенок не будет похож на дрессированную обезьяну в цирке.
А вот гитаристы часто начинают свое обучение отнюдь не с поиска простых интонаций, отражающих какие-то базовые эмоции и значимые переживания, и потом заполнить выученные движения еще и эмоциональным смыслом будет трудно.
Дмитрий, согласен с твоими словами "многие люди, особенно педагоги))), путают понятия "Знаю" и "Умею".
Хочу здесь еще добавить от себя: информация отличается от знаний тем, что знание - это информация, интегрированная с опытом. Информация, интегрированная с опытом - это полезное умение, информация без опыта - это бесполезный груз.
Информация не переходит в знание благодаря количеству.
К тому, чтобы звучало так, как должно звучать. Разве есть другие варианты?
Чем до большего автоматизма доведены сугубо технические моменты игры на инструменте, тем легче и непринуждённее ты решаешь художественные задачи.
А откуда берутся эти задачи, и что это за задачи?
Мне трудно говорить об абстракциях.
А "должно звучать" - это про соответствие звука каким-то стандартам? Что это за стандарты, кем они установлены?