Автор Тема: О подходах в преподавании электрогитары.  (Прочитано 10460 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mikhail100

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #120 : Сентября 11, 2014, 16:05:04 »
Не надо уходить от ответа.
Если тебе нужен ответ, ты его уже получил, подумай.

Оффлайн mute_me_mama

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4081
  • The Granulating Dark Slatanic MILFs
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #121 : Сентября 11, 2014, 16:06:57 »
Если тебе нужен ответ, ты его уже получил, подумай.

 :pozor:

То есть ты категорично несешь чушь, ок.

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #122 : Сентября 11, 2014, 16:20:21 »
Это значит играть не задумываясь, автоматически, на рефлексах, выработанных и закреплённых многократными повторениями.
и какую цель преследуешь лично ты, когда стремишься к такому?

Оффлайн Shlyapa

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7730
  • Shit happens.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #123 : Сентября 11, 2014, 16:33:03 »
и какую цель преследуешь лично ты, когда стремишься к такому?
К тому, чтобы звучало так, как должно звучать. Разве есть другие варианты?

Чем до большего автоматизма доведены сугубо технические моменты игры на инструменте, тем легче и непринуждённее ты решаешь художественные задачи.

Оффлайн Царь Горохович

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 325
  • Диагноз: диванный гитаризм
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #124 : Сентября 11, 2014, 16:33:20 »
Цитировать
Что именно музыкант выражает с помощью звуков?
Это вопрос для всех, а мой личный ответ на него: свои эмоции, мысли, желания.
Эти три слова также требуют разворачивания...
Эмоция - это всегда маркер какой-то потребности, таким образом, человек, поющий или говорящий о желании, всегда имеет какую-то эмоцию, сопряженную с нехваткой того, чего он желает (обширная тема).
Мысли - это всегда определенная активность, требующая вложения энергии.
Любая активность всегда направлена на удовлетворение какой-либо потребности - таким образом, и мыслительная активность тоже является маркером потребности, нехватки чего-либо.
Здесь обозначается один важный момент: противопоставление эмоций и мыслей, характерное для людей вообще, и для музыкантов в частности.
Хочу отметить еще один важный момент: музыкант привносит в свой процесс занятий, и в свою игру те особенности самовыражения, которыми он пользуется и в повседневном общении (это из преподавательского опыта).
И он привносит не только конструктивные способы, но и деструктивные, которые в повседневном общении искажают и деформируют контакт с окружающими.
Таким образом, я могу дать (временное) определение технике музыканта: это способы, которыми он осуществляет самовыражение.
(Ты написала: "техника должна быть следствием желания выразится", я бы добавил: техника может быть и следствием страха выразиться. Здесь рождается та самая техника без музыки, когда звуки, издаваемые музыкантом, не заполнены эмоциональным содержанием. Таким образом сохраняется безопасность.
И вот здесь я провожу аналогии не со спортом, а с повседневным общением, но об этом напишу чуть позже, т.к. пока хотелось бы познакомиться с вашими взглядами на эти вещи.

Царь Горохович, насчет рисования. Я знаю, что такой подход сегодня широко применяется в европейских учебных заведениях, где ребенку разрешают изображать на бумаге предметы внешнего мира такими, какими он их видит. Т.е. преподаватель не встает между процессами воображения и изображения ребенка.
Это частный случай предоставления свободы ребенку, и преподаватель, у кого есть способность быть таким разрешающим, должен обладать следующим важным качеством: уважением к ребенку, способностью признавать его индивидуальность.
Я вполне понимаю явное возмущение (как психолог), которое пробуждается у людей в этом месте.
(И это тоже можно развернуть).
А пока просто процитирую, для внимательных, чтобы проиллюстрировать:
Руслан_Идрисов, На счёт рисования я бы перешла в лс, чтоб не разводить оффтоп. Или, вы считаете, это в тему? А?

Оффлайн elraz80

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7699
  • Смотрящий ГП
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #125 : Сентября 11, 2014, 16:36:42 »
Хорошая музыка из под пальцев дело вкуса (воспитания и общей культуры человека). Мы же говорим о технической стороне вопроса. Как вырабатывать постановку рук, начальные навыки и т.д.?  Как сделать так, чтобы эту хорошую музыку воспроизвести в звуке, и чтобы другие поняли, что музыка хорошая? )))

А вообще,,,, Я просто думаю о создании общего курса, который бы дал базис всем видам техники. Чтобы решить этот вопрос, то классифицировать целесообразно по принципам звукоизвлечения (принципу игры). Получается надо сразу учиться на двух (как минимум инстурментах - акустике и электро).
На акустике:
1) Пальцы (фингерстайл, фламенко,классика, народные школы)
На электро:
2) Медиатор (джаз, блюз, рок)
3) Тэппинг (как факультатив))))

В одной учебной базе объединять все элементы.

В этом случае человек на начальном уровне понимает принципы игры и вырабатывает первочальные навыки. При таком подходе он может уже двигаться сам. Если же его определить в узкие рамки одной школы (которая ему нравится сейчас), то во-первых, с годами парадигма меняется и наверстать упущенное уже не получится. Вот у меня проблемы с фингерстайлом. А я так полюбил этот жанр (поиграв на одной сцене с Томми Эммануэлем). А в детстве никто мне эту школу не показал...  :(
Поэтому ,что касается гитары, задача препода поставить руки и дать представление о гитаре во всей ее широте. А дальше уже его путь. Но технически он будет готов ко всему. И быть может вернется к какой-то технике в более зрелом возрасте. А самое главное при таком подходе он может смешивать разные школы в единую фактуру. В одной пьесе. Именно в этом направлении будущее...

Что касается тэппинга, то вот сделал учебную вещицу, в которой тэппинг и фингерслйл (в простом варианте) комбинируются.  Мне кажется, что смешение разных технических школ очень перспективно.
(Куда применить технику, то есть о музыке, о вкусах речь не идет. Это дело каждого... )

http://youtu.be/IPH_flE9qwc

Дмитрий, здесь народ поболтать да поумничать собирается, а вы ему конкретику и упражнения  ;D Не нужно это народу, это слишком просто для его гордости и слишком сложно для его воли  ;D

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #126 : Сентября 11, 2014, 16:40:57 »
Когда человек бежит, он же не думает как, куда и как ставить ноги. Это все является выработанным рефлексом. Он в это время решает другие задачи - распределить силы, анализ соседей по дорожкам, и т.д. Так и в музыке. Выходя на сцену гитарист не должен думать как мне вылабать пассаж и попасть в ноты. Это ученическая стадия (которую проходили все суперзвезды). А вот потом, выходя на сцену, человек уже думает о другом. Как заставить зрителей танцевать, или как девушке из 18 ряда тронуть сердце))) Таким образом, в процессе обучения решаются свои задачи, а на концерте обо всем этом надо стараться забывать и думать о других проблемах.

____Чем до большего автоматизма доведены сугубо технические моменты игры на инструменте, тем легче и непринуждённее ты решаешь художественные задачи..... Все верно. Главное, чтобы технические моменты вырабатывались не просто как механическое занятие, а как музкальный элемент. Гитаристы зачастую этим грешат. В результате музыка получается как демонстрация свой техничности. То есть не образ создается, работа идет не на чувства, а только "посмотрите какой я крутой чувак! хлопайте мне в ладоши"  Это обратная сторона технической "суходрочки"))))) Нужна мера. А лучше всего - отрабатывать технику на конкретных музыкальных примерах, а еще лучще прямо на концертах!!! Это самое эффективное средство.

... и добавил:

elraz80  :D :D :D

Оффлайн Царь Горохович

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 325
  • Диагноз: диванный гитаризм
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #127 : Сентября 11, 2014, 16:43:19 »
Ещё раз повторюсь. Когда ребёнок учится говорить, он не начинает с изучения словаря Ожегова и грамматики русского языка. Но выражает то, что хочет, доступными ему средствами. По мере развития он расширяет словарный запас, появляются более сложные обороты речи. Чтение обогащает словарный запас, даёт примеры формулирования мыслей. Играя сутками гаммы "чтоб потом сыграть всё, что захочу" всё равно, что дать ребёнку, не умеющему говорить, учить словарь. "Когда выучишь весь - заговоришь."
Аналогия с рисованием. Техника прекрасно набивается штриховкой, рисованием кругов по чистому листу, но я думаю, и чайнику понятно, что заштриховав все наличные в доме листы, ты не станешь художником.

Оффлайн mute_me_mama

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4081
  • The Granulating Dark Slatanic MILFs
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #128 : Сентября 11, 2014, 16:49:40 »
Ещё раз повторюсь. Когда ребёнок учится говорить, он не начинает с изучения словаря Ожегова и грамматики русского языка. Но выражает то, что хочет, доступными ему средствами. По мере развития он расширяет словарный запас, появляются более сложные обороты речи. Чтение обогащает словарный запас, даёт примеры формулирования мыслей. Играя сутками гаммы "чтоб потом сыграть всё, что захочу" всё равно, что дать ребёнку, не умеющему говорить, учить словарь. "Когда выучишь весь - заговоришь."
Аналогия с рисованием. Техника прекрасно набивается штриховкой, рисованием кругов по чистому листу, но я думаю, и чайнику понятно, что заштриховав все наличные в доме листы, ты не станешь художником.

Лол, да у нас половина взрослого населения не умеет по русски разговаривать нормально. Потому что не читали книги (разбор чужих произведений) и не слушали учителя русского и литературы в школе (занятия с преподом).

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #129 : Сентября 11, 2014, 17:14:17 »
Царь Горохович все верно говорит товарищ! )))

Хотело бы еще добавить, что многие люди, особенно педагоги))), путают понятия "Знаю" и "Умею".
Пример: я знаю как ходить по канату. Для этого надо держать равновесие. ))) Но я не умею ходить по канату, хотя знаю как это делать, могу рассказать и даже набрать учеников))).
При игре на музыкальных инструментах нужны "умения". Пол Маккартни, сочинив кучу гениальных песен, сделал это по наитию без теорий... Недавно пересматривал школу Джо Пасса, так он там прямо говорит, что не очень хорошо знает теорию и ориентируется  только на уровне "хорошо звучит или не очень".
Но некоторые хотят через понимание, через знания, научиться играть на гитаре, смещая акценты. Вместо того, чтобы играть блюз и слушать мастеров жанра, он читает книгу о блюзовом ладе и смотрит на точки аппликатуры. Вместо того, чтобы развивать чувства лада, его тяготений (посредством игровой практики и сольфеджио), он ищет книгу по импровизации, в которой ему все выложат на тарелочке.
В результате мы видим кучу людей с пивком смотрящих очередной матч чемпионата России, которые точно знают как надо играть в футбол! ))))

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #130 : Сентября 11, 2014, 17:30:32 »
Царь Горохович, я посмотрел твои рисунки, и (хоть в этом и не было нужды для меня) в очередной раз убедился в действенности подхода в преподавании, когда преподаватель внимателен и уважителен к индивидуальности ученика.
Думаю, разговор о рисовании будет в тему до тех пор, пока будем помнить, что мы рисование приводим как аналогию (процесс рисования/игры - это процесс размещения себя во внешнем мире, процесс обучения - это поиск соответствий между чувствами и красками/формами/звуками.Приведение обучения к формальности по принципу "учи, потому что ты должен это уметь" на выходе дает, должно быть, ту самую "технику без музыки").

Дмитрий, ты пишешь (если можно на "Ты", конечно):

" человек на начальном уровне понимает принципы игры"
Что это за принципы? Это речь о механике движений, или о чем-то другом?
"и вырабатывает первоначальные навыки"

Навыки чего? Если исходить из допущения, что игра - это процесс самовыражения. Не знаю, кстати, согласен ли ты с этим.
Я задаю эти вопросы, чтобы в диалоге говорить на более-менее однородном языке, т.к. очень часто бывает, что мы одни слова наделяем очень разными смыслами.

"задача препода поставить руки и дать представление о гитаре во всей ее широте."
Вот первая часть этого утверждения - как ты к этому убеждению пришел?
Поставить руки (чтобы это ни значило) - это про какие цели (только не с хитрыми абстракциями про возникающие задачи,если можно)?

"Когда человек бежит, он же не думает как, куда и как ставить ноги. Это все является выработанным рефлексом. Он в это время решает другие задачи - распределить силы, анализ соседей по дорожкам, и т.д. Так и в музыке."
Дмитрий, вот эта часть реально смущает. Соревновательный бег в спорте аналогичен какому процессу в игре на гитаре?
Насколько соревновательный бег содержит в себе элемент выражения чувств (как в музыке)?

"вот потом, выходя на сцену, человек уже думает о другом. Как заставить зрителей танцевать, или как девушке из 18 ряда тронуть сердце))) Таким образом, в процессе обучения решаются свои задачи, а на концерте обо всем этом надо стараться забывать и думать о других проблемах. "

Зачем нужен процесс обучения навыкам, которые при выходе на сцену нужно забывать?  ???
"Выходя на сцену, музыкант думает о том, как затронуть зрителя".
Если проводить аналогию с повседневным общением:
Я могу быть тронут, если человек испытывает какие-то сильные эмоции, и сообщает мне о них искренне и прямо.
" в процессе обучения решаются свои задачи"
Можно развернуть этот момент? Потому что легко утонуть в этих хитрых абстракциях - возникающие художественные задачи, и т.д.


Главное, чтобы технические моменты вырабатывались не просто как механическое занятие, а как музыкальный элемент.


Как может способствовать преподаватель этому (лично твой опыт интересен)? Доведение до автоматизма - это механическое занятие, как сохранить "музыкальный элемент" в таких занятиях?
"Нужна мера" - как ее соблюсти? Что будет показателем того, что мера превышена/не достигнута?
 "А лучше всего - отрабатывать технику на конкретных музыкальных примерах".
Мне интересно, что лично ты понимаешь под техникой, можно тебя попросить дать какое-то емкое, конкретное определение?
Я думаю, если таких определений будет накоплено много (а их уже здесь несколько), можно будет вести речь о выработке какого-то общего понятийного аппарата, словаря, от которого можно будет отталкиваться. Общими усилиями мы это можем сделать.

Когда ребёнок учится говорить, он не начинает с изучения словаря Ожегова и грамматики русского языка.
Да, он начинает с ПРОСТЫХ слов. Мама. Папа.
Эти слова изначально заполнены эмоциональным смыслом, а не просто обозначают предметы. Потому еще и запоминаются легко, все это приводит к тому, что потом, произнося их, ребенок не будет похож на дрессированную обезьяну в цирке.
А вот гитаристы часто начинают свое обучение отнюдь не с поиска простых интонаций, отражающих какие-то базовые эмоции и значимые переживания, и потом заполнить выученные движения еще и эмоциональным смыслом будет трудно.

Дмитрий, согласен с твоими словами "многие люди, особенно педагоги))), путают понятия "Знаю" и "Умею".
Хочу здесь еще добавить от себя: информация отличается от знаний тем, что знание - это информация, интегрированная с опытом. Информация, интегрированная с опытом - это полезное умение, информация без опыта - это бесполезный груз.
Информация не переходит в знание благодаря количеству.


К тому, чтобы звучало так, как должно звучать. Разве есть другие варианты?

Чем до большего автоматизма доведены сугубо технические моменты игры на инструменте, тем легче и непринуждённее ты решаешь художественные задачи.

А откуда берутся эти задачи, и что это за задачи?
Мне трудно говорить об абстракциях.
А "должно звучать" - это про соответствие звука каким-то стандартам? Что это за стандарты, кем они установлены?





Оффлайн Shlyapa

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7730
  • Shit happens.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #131 : Сентября 11, 2014, 17:37:08 »
А откуда берутся эти задачи, и что это за задачи?
А откуда берутся чувства, эмоции, ассоциации, аллюзии и пр., и пр.?

Мне трудно говорить об абстракциях.
И тем не менее ты говоришь о музыке — самом абстрактном из всех искусств.

А "должно звучать" - это про соответствие звука каким-то стандартам? Что это за стандарты, кем они установлены?
Это соответствие звука твоему представлению о звуке. Чтобы звучало не как получилось (потому, что по-другому не получается), а именно так, как тебе хочется.

Оффлайн Царь Горохович

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 325
  • Диагноз: диванный гитаризм
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #132 : Сентября 11, 2014, 18:07:14 »
Цитировать
Да, он начинает с ПРОСТЫХ слов. Мама. Папа.
Эти слова изначально заполнены эмоциональным смыслом, а не просто обозначают предметы. Потому еще и запоминаются легко, все это приводит к тому, что потом, произнося их, ребенок не будет похож на дрессированную обезьяну в цирке.
А вот гитаристы часто начинают свое обучение отнюдь не с поиска простых интонаций, отражающих какие-то базовые эмоции и значимые переживания, и потом заполнить выученные движения еще и эмоциональным смыслом будет трудно.
Цитировать
При игре на музыкальных инструментах нужны "умения". Пол Маккартни, сочинив кучу гениальных песен, сделал это по наитию без теорий... Недавно пересматривал школу Джо Пасса, так он там прямо говорит, что не очень хорошо знает теорию и ориентируется  только на уровне "хорошо звучит или не очень".
Но некоторые хотят через понимание, через знания, научиться играть на гитаре, смещая акценты. Вместо того, чтобы играть блюз и слушать мастеров жанра, он читает книгу о блюзовом ладе и смотрит на точки аппликатуры. Вместо того, чтобы развивать чувства лада, его тяготений (посредством игровой практики и сольфеджио), он ищет книгу по импровизации, в которой ему все выложат на тарелочке.
В результате мы видим кучу людей с пивком смотрящих очередной матч чемпионата России, которые точно знают как надо играть в футбол! ))))
Вот и я о том же.
Цитировать
Думаю, разговор о рисовании будет в тему до тех пор, пока будем помнить, что мы рисование приводим как аналогию (процесс рисования/игры - это процесс размещения себя во внешнем мире, процесс обучения - это поиск соответствий между чувствами и красками/формами/звуками.Приведение обучения к формальности по принципу "учи, потому что ты должен это уметь" на выходе дает, должно быть, ту самую "технику без музыки").
Тогда про аналогию.
Про спорт. В рисовании тоже встречаются спортсмены. Это люди, старающиеся за счёт очень мелкой и точной штриховки (техника) достичь абсолютно фотографического сходства с объектом. При этом рисунки получаются мёртвыми, как говорит художница, у которой я занимаюсь "ни о чём".
Дети учатся рисовать быстрее. Почему? Из личных наблюдений. Они не думают о том, КАК они рисуют. Они думают о том ЧТО рисуют. Рисуют ЛЮБИМЫХ маму, папу, бабушку, кошку.
Взрослым же обязательно нужно нарисовать ПРАВИЛЬНО.  Вся жизненная энергия уходит в мощную хватку карандаша, проводится нестираемая, чрезвычайно жирная и КОРЯВАЯ линия. После этого карандаш кладут на место и говорят: "У меня нет способностей, вы видите." Есть какая-то зажатость, страх изобразить "НЕ ТО". Кстати, очень многие способны сразу заштриховать лист, даже ничего не изображая. Опять так, им нужны слишком "правильные" штрихи.
Но, изначально люди, в большинстве своём, умеют держать в руках ручку/карандаш и координируют свои движения (писать-то почти все умеют). А вот про медиатор и умение координировать движение правой-левой руки такого сказать нельзя... Вот первое отличие от гитары...

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #133 : Сентября 11, 2014, 18:17:31 »
Shlyapa, я был бы признателен прямому ответу на прямой вопрос, так как он задан вполне конкретно и ясно.
Ты задал тоже прямой вопрос, и я на него отвечу (откуда берутся чувства и т.д.), но предпочел бы сделать это после тебя, так будет справедливо и логично. Ну, или ты можешь сказать: у меня нет ответа/не хочу отвечать/ и т.д.
Насчет метронома тоже помню вопрос, но пока не стану разворачивать, т.к. требует много времени. Позже.

ты говоришь о музыке — самом абстрактном из всех искусств.

 Я говорю о подходах в преподавании, о  связи звуков и чувств, о роли преподавателя в получении учеником этой связи - это то, что я могу проверять лично, на своем опыте.

"Это соответствие звука моему представлению о звуке. Чтобы звучало не как получилось (потому, что по-другому не получается), а именно так, как мне хочется."
А откуда у тебя это представление о звуке? Это какая-то внутренняя звуковая картина?
Вопрос остается открытым: у тебя есть какие-то представления о том, как "должен звучать звук", у меня есть интерес - откуда ты взял эти представления.

Царь Горохович, очень интересно узнать о "спортсменах" в других областях искусства от сведущего человека. Бесценно.
Про зажатость очень интересное наблюдение: гитаристы часто зажимаются (мощно цепляются за инструмент) из страха сыграть "не то", т.к. уже набрались каких-то представлений от авторитетных фигур. И там сложность в том, что очень быстро гитарист начинает считать эти проглоченные представления своими.
Хорошим маркером в этом случае служит раздражение: когда переводишь разговор в конкретную, предметную плоскость, возникает опасность обнаружения в себе этих изначально чужих, проглоченных представлений. Чтобы сохранить статус-кво, человек начинает уводить разговор в сторону общих фраз (общие фразы - это такая своеобразная молитва, призванная снизить критичность собственного восприятия. Здесь популярна молитва: "решать возникающие художественные задачи, аминь").
Если же настаивать на конкретике, возникает раздражение (проглоченные представления прикрывают собой точки уязвимости и беспомощности, маскируют переживание ничтожности, конкретика - это как снимание бинтов).

Насчет отличий от гитары: на то и аналогия, что сходство не абсолютно.
« Последнее редактирование: Сентября 11, 2014, 18:57:11 от Руслан_Идрисов »

Оффлайн Shlyapa

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7730
  • Shit happens.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #134 : Сентября 11, 2014, 18:21:26 »
Shlyapa, я был бы признателен прямому ответу на прямой вопрос, так как он задан вполне конкретно и ясно.
На твой вопрос дан прямой ответ — конкретно и ясно. Желаешь далее толочь воду в ступе — толки. Сам, один, без ансамбля.