Царь Горохович, ну да, так же и ритм нужно прочувствовать, а не просчитать. Но "прочувствовать" - это значит, в первую очередь, эмоционально прожить ритм, т.е. воспринимать его так же, как и мелодию - как часть рассказываемой эмоционально заряженной истории.
Ведь в конце концов, мелодия - это тоже ритм, и вот здесь возникают сложности.
Ритм - это такое же средство выражения своих эмоций, как и мелодия или гармония.
Какая мелодия "хороша"? Такая, на которую я отзываюсь эмоционально (для другого она может быть "плоха", если он не отзывается.
Я снова озвучу аналогию с повседневным человеческим общением.
Я буду отзываться сердечно на слова, сказанные кем-то для меня искренне, но не на всякие слова, а на "Я-послания".
Т.е. если человек говорит: "Мне больно!" - тогда есть шанс возникновения
эмпатии, со-чувствия, и если в моей жизни есть опыт переживания боли, то я отзовусь, например, грустью и теплом.
Это то, что происходит и при прослушивании музыки, там музыкант говорит мне: Мне больно!
И, если в моем жизненном опыте есть что-то похожее на ситуацию, о которой рассказывает музыкант, возникнет резонанс.
С другой стороны, если я общаюсь с манипулятором, он будет общаться через "Ты-послания". Он не скажет: "мне больно", он скажет: "ты причинил мне боль".
И здесь возникает уже не эмпатия, а желание защититься, злость, и т.д. Коммуникации, т.е. обмена, по большому счету, не произойдет.
Таким образом, я отзовусь на мелодию, если музыкант закодировал в ней свои "Я-послания". "Сейчас мне больно/радостно/спокойно и т.д.".
И здесь
первично умение музыканта распознавать свои чувства. Затем следует умение находить звуковые соответствия своим чувствам.
Но звуки в музыке не существуют в абстрактном виде и в вакууме, они, помимо высоты, всегда имеют длительности и всегда сопряжены с другими нотами, образуя интонации.
И длительности нот и пауз между ними, правильный их выбор - это такая же важная часть работы музыканта, как и правильный выбор нот. Т.е. нужно находить не только звуки, соответствующие эмоциям, но и комбинировать их с помощью длительностей.
Длительности нот и пауз - это и есть ритм, а хорошее ЧУВСТВО ритма - это способность хорошо ощущать связь между чувством и ритмической группировкой звуков.
И здесь все та же самая ловушка, как и пр работе с драгоценным мелодическим материалом (гаммами и секвенциями).
Т.е. человек работает над механической способность группировать звуки в ритмические фигуры и т.д., а вот эмоциональным смыслом не наделяет. Это то, что я несколько страниц назад писал про механическую технику
С теорией, кстати, точно то же самое происходит: механическое заучивание интервалов, аппликатур, и т.д.
Только здесь все еще хуже: теория дает иллюзию и убежденность, что хорошая музыка получается там, где поверх правильно расположенных аккордов звучат правильные лады.
упд. включенный метроном, конечно же, уже не оставляет времени на
выбордлительностей. Какой там выбор...
Да и вообще это традиционное родительское: "Какие у тебя могут быть чувства, ребенок!"
которое потом преподавателями проецируется на учеников: Да какие у тебя могут быть чувства, ученик!
... и добавил:Алиса84, а я люблю использовать слова, четко понимая, что они значат. Предлагаю учитывать эту мою особенность.