Автор Тема: О подходах в преподавании электрогитары.  (Прочитано 10465 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #150 : Сентября 12, 2014, 20:35:27 »
[Алиса84, ни метроном, ни барабанщик не могут быть ОЩУЩЕНИЕМ метра, т.к. ощущения (по определению) - это, что внутри.

Это же коллектив, группа, прочитайте внимательней "единое ощущение метра". :)

Оффлайн Царь Горохович

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 325
  • Диагноз: диванный гитаризм
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #151 : Сентября 12, 2014, 20:36:36 »
Руслан_Идрисов,
Цитировать
а эти тормоза от чего уберегали, интересно?
Мне тоже оочень интересно. Не знаю, правда, не знаю. Я не могу петь вслух, даже когда никого нет. Я не могу считать вслух. Читаю свободно.

Оффлайн Shlyapa

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7730
  • Shit happens.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #152 : Сентября 12, 2014, 20:44:31 »
Я полагаю, будет общеизветсная история: "кто в лес, кто по дрова".
См. с 1:01:50

http://vk.com/video40735798_166419297

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #153 : Сентября 12, 2014, 20:50:32 »
Алиса84, Я предельно внимательно читаю!
Ощущения не витают в воздухе, ощущения, по определению, есть только внутри нас.
Единое ощущение - это совпадение ощущений.
Но ощущения совпадают не там, где один говорит другим: вот, чувствуйте то же, что и я.
Ощущения совпадают там, где один говорит: "Я чувствую вот это, а ты?" И другой отвечает: "О, здорово, я чувствую то же самое!".
Поэтому ориентация на барабанщика единого ощущения не вызовет. Ритмический резонанс возникнет там, где, например, гитарист, на барабанщика не ориентируется, как на эталон, а сравнивает свое ощущение с его ощущением.
А вообще, неплохо бы здесь приостановиться, и выяснить: что мы понимаем, говоря такие слова, как:ритм, чувство ритма, и т.д.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #154 : Сентября 12, 2014, 21:00:41 »
Алиса84, Я предельно внимательно читаю!...
...А вообще, неплохо бы здесь приостановиться, и выяснить: что мы понимаем, говоря такие слова, как:ритм, чувство ритма, и т.д.

Вот именно, я говорила о метре, а не о "чувстве ритма". Метр один, а шаг у всех разный. :)

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #155 : Сентября 12, 2014, 21:05:08 »
Царь Горохович, ну, останавливать себя в присутствии других - это может быть про страх оценки. Т.е. мысли музыканта уже не в "да, как здорово выражать себя!", а в "как они оценивают меня сейчас?". А вообще такой страх оценки всегда указывает на наличие какой-то воображаемой оценивающей фигуры, которая незримо присутствует с человеком, даже когда он, казалось бы, один.
Я в работе с учениками, когда обнаруживаю у них такую конкурентную заточенность (т.е. он играет для того, чтобы оставить довольным критика), предлагаю ему остановиться, и спрашиваю: о чем ты играл?
Очень част ответ: ни о чем, я передвигал пальцы, чтобы получить пятерку (и даже не от меня, а от той оценивающей фигуры). Бесовская забава.  :)


... и добавил:

Алиса84, да нет же...
Вы говорили об ощущении:
" Группе нужно единое ощущение метра", и даже повторили для меня: "единое ощущение метра".
Метр и ощущение метра - все же разные вещи.
Ощущение - это результат восприятия. Восприятие у всех нас разное.
Способы выражения чувств, возникающих в результате этого восприятия - тоже у всех разные.
Ритм, как и мелодия, или гармония - такое же выразительное средство, т.е. средство выражения чувств музыкантом.
Т.к. люди незадумывающиеся обычно склонны о ритме рассуждать как о точках временного континуума, которые хорошо отмерять метрономом.

Понравилась аналогия ритма с шагом.
Можно шагать вместе, слушая, как орет ефрейтор, и это марш. А можно просто подстраиваться друг под друга: высокий товарищ будет шагать короче невысокого, и т.д. Тогда они будут двигаться в едином пространстве, не рассыпаясь по полю. И, конечно же, во втором случае им будет веселее.


« Последнее редактирование: Сентября 12, 2014, 21:22:39 от Руслан_Идрисов »

Оффлайн Царь Горохович

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 325
  • Диагноз: диванный гитаризм
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #156 : Сентября 12, 2014, 21:24:53 »
Руслан_Идрисов,
Цитировать
Ощущения совпадают там, где один говорит: "Я чувствую вот это, а ты?" И другой отвечает: "О, здорово, я чувствую то же самое!".
Поэтому ориентация на барабанщика единого ощущения не вызовет. Ритмический резонанс возникнет там, где, например, гитарист, на барабанщика не ориентируется, как на эталон, а сравнивает свое ощущение с его ощущением.
Очень хочется привести аналогию с рисованием. Есть такое понятие - построение. Любую сложную форму можно представить как несколько более простых. Далее замеряют соотношения между ними, ищут осевые линии и строят. Но если ты не ПРОЧУВСТВУЕШЬ форму, объём, можно строить сколько влезет, можно замерить соотношения хоть микрометром, но твоё непонимание формы будет очевидным, особенно если речь идёт о чём-то более сложном, чем куб или цилиндр.

Оффлайн DKMP

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1507
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #157 : Сентября 12, 2014, 21:25:36 »
Руслан_Идрисов, стоп. Я не называл человека бякирем, не перевирайте факты. Я сказал, что это сказано в их стиле, но человека не оскорблял.
Про метроном: я так и не услышал почему вы так относитесь к нему, вместо этого Вы увиливаете от разговора, отправляете меня в игнор-лист и жалуетесь модерации. Тем более, что тема называется "О подходах в преподавании электрогитары". Это как раз основа разговора, так как при преподовании сначала надо дать человеку технику, а её без метронома не достигнешь, как ни крути.И советую тут так не истерить, просто смешно смотритесь.

Оффлайн Царь Горохович

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 325
  • Диагноз: диванный гитаризм
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #158 : Сентября 12, 2014, 21:25:59 »
Цитировать
Царь Горохович, ну, останавливать себя в присутствии других - это может быть про страх оценки. Т.е. мысли музыканта уже не в "да, как здорово выражать себя!", а в "как они оценивают меня сейчас?". А вообще такой страх оценки всегда указывает на наличие какой-то воображаемой оценивающей фигуры, которая незримо присутствует с человеком, даже когда он, казалось бы, один.
Я в работе с учениками, когда обнаруживаю у них такую конкурентную заточенность (т.е. он играет для того, чтобы оставить довольным критика), предлагаю ему остановиться, и спрашиваю: о чем ты играл?
Очень част ответ: ни о чем, я передвигал пальцы, чтобы получить пятерку (и даже не от меня, а от той оценивающей фигуры). Бесовская забава.
Ты прав.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #159 : Сентября 12, 2014, 21:36:20 »
Алиса84, да нет же...
Вы говорили об ощущении:
" Группе нужно единое ощущение метра", и даже повторили для меня: "единое ощущение метра"...

Не люблю повторяться и филосовствовать на каждом слове, ну да ладно, метр один, ощущение метра разное, т.к. шаг разный.
Компромисс в ощущении метра в группе или коллективе можно достигнуть метрономом или барабанщиком.  :)
 

Оффлайн DKMP

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1507
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #160 : Сентября 12, 2014, 21:38:23 »
Алиса84, а лучше барабанщиком, который играет под метроном  ;)

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #161 : Сентября 12, 2014, 21:47:18 »
Царь Горохович, ну да, так же и ритм нужно прочувствовать, а не просчитать. Но "прочувствовать" - это значит, в первую очередь, эмоционально прожить ритм, т.е. воспринимать его так же, как и мелодию - как часть рассказываемой эмоционально заряженной истории.
Ведь в конце концов, мелодия - это тоже ритм, и вот здесь возникают сложности.
Ритм - это такое же средство выражения своих эмоций, как и мелодия или гармония.
Какая мелодия "хороша"? Такая, на которую я отзываюсь эмоционально (для другого она может быть "плоха", если он не отзывается.
Я снова озвучу аналогию с повседневным человеческим общением.
Я буду отзываться сердечно на слова, сказанные кем-то для меня искренне, но не на всякие слова, а на "Я-послания".
Т.е. если человек говорит: "Мне больно!" - тогда есть шанс возникновения эмпатии, со-чувствия, и если в моей жизни есть опыт переживания боли, то я отзовусь, например, грустью и теплом.
Это то, что происходит и при прослушивании музыки, там музыкант говорит мне: Мне больно!
И, если в моем жизненном опыте есть что-то похожее на ситуацию, о которой рассказывает музыкант, возникнет резонанс.
С другой стороны, если я общаюсь с манипулятором, он будет общаться через "Ты-послания". Он не скажет: "мне больно", он скажет: "ты причинил мне боль".
И здесь возникает уже не эмпатия, а желание защититься, злость, и т.д. Коммуникации, т.е. обмена, по большому счету, не произойдет.
Таким образом, я отзовусь на мелодию, если музыкант закодировал в ней свои "Я-послания". "Сейчас мне больно/радостно/спокойно и т.д.".
И здесь первично умение музыканта распознавать свои чувства. Затем следует умение находить звуковые соответствия своим чувствам.
Но звуки в музыке не существуют в абстрактном виде и в вакууме, они, помимо высоты, всегда имеют длительности и всегда сопряжены с другими нотами, образуя интонации.
И длительности нот и пауз между ними, правильный их выбор - это такая же важная часть работы музыканта, как и правильный выбор нот. Т.е. нужно находить не только звуки, соответствующие эмоциям, но и комбинировать их с помощью длительностей.
Длительности нот и пауз - это и есть ритм, а хорошее ЧУВСТВО ритма - это способность хорошо ощущать связь между чувством и ритмической группировкой звуков.

И здесь все та же самая ловушка, как и пр работе с драгоценным мелодическим материалом (гаммами и секвенциями).
Т.е. человек работает над механической способность группировать звуки в ритмические фигуры и т.д., а вот эмоциональным смыслом не наделяет. Это то, что я несколько страниц назад писал про механическую технику
С теорией, кстати, точно то же самое происходит: механическое заучивание интервалов, аппликатур, и т.д.
Только здесь все еще хуже: теория дает иллюзию и убежденность, что хорошая музыка получается там, где поверх правильно расположенных аккордов звучат правильные лады.
упд. включенный метроном, конечно же, уже не оставляет времени на выбордлительностей. Какой там выбор...
Да и вообще это традиционное родительское: "Какие у тебя могут быть чувства, ребенок!"  ;) которое потом преподавателями проецируется на учеников: Да какие у тебя могут быть чувства, ученик!


... и добавил:

Алиса84, а я люблю использовать слова, четко понимая, что они значат. Предлагаю учитывать эту мою особенность.
 :)
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2014, 22:04:53 от Руслан_Идрисов »

Оффлайн DKMP

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1507
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #162 : Сентября 12, 2014, 21:50:42 »
Руслан_Идрисов, ну если не играть под метр, то чувству ритма просто неоткуда взяться. Или Вы предлагаете, чтобы каждый играл криво, неровно, в своём ритме? Да ну нацветочек такую музыку.

Оффлайн Руслан_Идрисов Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 332
  • Музыка - это не спорт.
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #163 : Сентября 12, 2014, 21:59:04 »
Таким образом, я свою работу с учеником (в части ритма) строю примерно так:
сначала научись, пожалуйста, понимать, зачем тебе триоли, восьмые с точкой, и т.д. О чем ты с помощью них рассказываешь, музыкант? "Да ни о чем, просто слышал, что метроном нужен, чтобы ровно играть". - "А о чем ты хочешь ровно играть?" - "Ни о чем, я просто хочу спрятаться за нагромождением пассажей, чтобы никто там не увидел, какой я на самом деле".

Оффлайн elraz80

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7699
  • Смотрящий ГП
Re: О подходах в преподавании электрогитары.
« Ответ #164 : Сентября 12, 2014, 22:12:09 »
На самом деле существует всего два подхода в преподавании электрогитары:

1. Преподаватель компетентен

2. Преподаватель некомпетентен

При этом, во втором случае, в качестве "дымовой завесы" используются распространенные средства прикрытия собственной некомпетентности: апелляция к метафизическим сущностям, смещение акцентов от объективных критериев (качество техники игры) к субъективным (личные ощущения).

Многословие автора темы, а также его "обучающее" видео вконтакте с посредственной игрой и пионерской техникой (обратите внимание хотя бы на вибрато) абсолютно ясно показывают, к какой категории преподавателей он относится.