Califf2000, проекция. Причем, ты еще и писать не умеешь.
Статья, кстати, про тебя будет, в какой-то степени, метафорически.
Ну, о том, как ты настолько зависишь от чужой оценки, что ты на основании критики можешь принимать решения о том, чем заниматься в жизни.
("я вообще одно время хотел все нафиг опять бросить после критики здесь на форуме когда я выкладывал свои первые видосы ")И как ты этот страх оценки навязчиво проецируешь на окружающих, стараясь каждый диалог свести к "а кто из нас чище и быстрее сыграет гамму". Думаю, что ты огромное количество усилий тратишь на то, чтобы выработать в себе это умение, надеясь, что оно позволит тебе быть более защищенным при вхождении в диалог, который содержит вероятность оценивания.
Жаль только, что ты этого, похоже, не распознаешь.
Теперь обещанные рассуждения (кратко, т.к. это тема большой статьи).
Когда я встречаюсь с учеником, которого нарциссическая мотивация привела к боли и творческому кризису, приходится отстаивать свое право на безоценочное отношение. Происходит это примерно так:
при нарциссической мотивации человек ориентируется не на себя, а на внешнюю оценку. Т.е. основным (а при нарциссической структуре личности - чуть ли не единственным) критерием качества собственной деятельности становится не собственное удовольствие, а положительная оценка окружающих.
Это такое маньячески-преувеличенное отношение, т.к. на самом деле большинству окружающих безразличны достижения и успехи другого человека (как справедливо отмечают в соседней теме "отношение к гитаристам-любителям).
Таким образом, когда такой гитарист упорно работает над развитием каких-то навыков, имеют место три (по меньше мере) момента:
1. Фантазии о предстоящем оценивании (насколько хорошо гитарист развил навык).
2. Фантазии о том, что эти навыки кому-то нужны.
3. Фантазии о том, что ценность личности зависит от оценки окружающих, и эти фантазии приняты как безусловное правило и данность (зависимость от оценки).
Таким образом,
оценивающая фигура существует лишь в воображении такого гитариста.Откуда берется эта фигура? Для иллюстрирования я возьму крайний случай, когда может проявляться нарциссическая мотивация - нарциссическая структура личности.
Как формируется такая личность?
Феномен нарциссического расширения.
Пример.
Мама или папа, обладая нереализованными желаниями, проецируют их на ребенка (Я всю жизнь работал за копейки, а ты будешь высокооплачиваемым начальником. Я всю жизнь боялась петь, теперь ты, дочка, станешь великой артисткой). Т.е. ребенок рассматривается не как самостоятельная личность со своими желаниями, а как продолжение родителя. Родитель пытается как бы продолжить себя, прожить непрожитую жизнь через ребенка.
Если ребенок включается в эту игру, и начинает соответствовать ожиданиям родителя, родитель выражает свое одобрение (и наоборот - в случае протеста родитель выражает свое неодобрение, обесценивая то, чем ребенок занимается).
В том и другом случае ребенок не получает необходимого опыта: быть принятым. Т.е. он вполне искренне убежден, что мир вокруг - оценивающий, и, чтобы получить хорошую оценку, нужно выполнить какие-то требования окружающих.
Другая сторона такого детства - эгоцентризм, когда ребенок, вырастая, продолжает ошибочно полагать, что мир оценивает его, затаив дыхание, в то время как окружающие заняты, конечно же, собой.
Далее, в детстве такой ребенок находится в постоянном конфликте: проявлять себя (т.е. свои желания, устремления, интересы, эмоции) и получать за это отрицательную оценку, или подавлять себя, формируя некий приятный родителям образ, и получать за это положительную оценку.
Поскольку такое насилие со стороны родителей вызывает неизбежный гнев, с этим гневом нужно что-то делать. Но гнев в нашей культуре в целом табуирован, а гнев на родителей табуирован особенно жестко.
Поэтому представления родителей проглатываются (интроецируются), т.е. делаются как бы своими собственными. Такой компромисс с собственной идентичностью позволяет избежать гнева: "будь таким" превращается в "я должен быть таким". Таким образом,
изначально внешняя оценивающая фигура (матери/отца) становится внутренней, присутствуя потом в качестве контролера и надсмотрщика всю оставшуюся жизнь. Человек всю жизнь учится демонстрировать какой-то образ, отсекая живые части себя и заменяя их искусственно выращенными.
Но во взрослой жизни неизбежно вскрываются расхождения между представлениями человека о том, что он постоянно подвергается оценке - и реальностью. Это расхождение вызывает тревогу, т.к. подвергается сомнению целый способ жизни. Поскольку такой способ - единственный из возможных для такого человека, необходимы подтверждения его целесообразности и нужности.
Безоценочное поведение как бы обесценивает навыки нарцисса (Я старался быть таким, прикладывал огромное количество усилий, а ты не ценишь этого). Такой контакт пробуждает страх (не быть оцененным - это еще тяжелее, чем быть оцененным отрицательно, т.к. вообще становится непонятно, как быть в такой ситуации). Напомню - у нарцисса в принципе нет опыта безоценочных отношений. В условиях отрицательной оценки хотя бы понятно, что делать - сжаться, спрятать боль, обиду и гнев, и надеяться на то, что уж в следующий раз...
Важно: страх маскируется гневом, гнев выражается не прямо, а в социально приемлемых (т.е. безопасных) формах - через иронию, например.
Таким образом, для поддержания привычной модели отношений у нарцисса есть несколько способов:
1. Начать проецировать внутреннюю оценивающую фигуру на окружающих. Это помогает продолжать жить в фантазиях о том, что окружающие беспрестанно оценивают его.
2. Начать формировать окружение из людей со схожими представлениями о жизни.
3. Депривация, т.е. полный уход от общения. Ну, и частные случаи такой депривации - эготизм (делаю вид, что ничего не чувствую и безразличен, и вообще - мне ничего ни от кого не нужно) и алекситемия (ничего не чувствую).
Чтобы избежать непереносимой и тревожной ситуации отсутствия оценки, нарцисс использует вышеописанные способы. Большое количество энергии тратится на постоянное втягивание окружающих в эту игру. Тот, кто отказался - становится мишенью гнева.
Когда я работаю с учеником, стремящимся выстраивать отношения со мной по такому типу, я должен быть готов встретиться с этим гневом, т.к. это шанс попробовать испытать другой опыт, сместив фокус отношений с оценки на обнаружение и присутствие себя-настоящего.
Но это уже отдельный разговор. Позже.
Примеров того, как подобное поведение реализуется конкретно гитаристами, я не выкладываю - и без того люди с ума сходят. Сделаю это в статье.