2) Споры о "выразительных возможностях" музыки проистекают из нежелания рассмотреть музыку отдельно от культурных контекстов. Спрашивается, почему бы и не рассмотреть отдельно? Надеюсь, ни для кого не секрет, что один и тот же мелодический материал, например, композитор может оформить настолько по-разному, что и "выражать" он станет прямо противоположное, или вообще всё что угодно.
Точка зрения имеет право существовать.
Но, во-первых, если построение баховской фуги может опираться на сугубо формальные принципы и, тем самым, как бы "ничего не выражать", то симфонисты, создававшие программную музыку (например, "Фантастическая симфония" Берлиоза, "Карнавал" Шумана) намеренно вкладывали в нее определенное "литературное" содержание. Как в этом случае можно утверждать, что их музыка "ничего не выражает"? Они намеренно старались что-то выразить, поскольку изначально творили в рамках "культурного контекста". Имеем ли мы право выводить их музыку за эти рамки и рассматривать так, будто композиторского замысла не было?
Во-вторых, думаю, если бы музыкальные фразы действительно были лишены смысловой составляющей, то музыку никто не слушал бы. Феномен музыки как раз в том и состоит, что она, воздействуя на эмоциональную сферу, способна переносить нас в такие миры, куда с помощью слова не добраться, и вызывать такие переживания, которое словом не вызвать. (В отличие от слова, смысл музыкальных высказываний абстрактен, но это не значит, что его нет.)
С другой стороны, можно задуматься над тем, почему терминология для музыкальных построений -
фраза, период, предложение, выражение - заимствована музыкальными теоретиками из лингвистики.
В-третьих: артикуляция на духовых инструментах совершается языком, и в джазовых биг-бэндах иногда договариваются, какие слоги использовать при игре - "да, бу, ти, дам" - своего рода дадаистский "детский лепет". Важно: это делается не только для синхронизации артикуляции в группе, разные слоги доносят разный характер, а музыкальные фразы, исполненные разными слогами, будут нести различный "музыкальный смысл". Сходство с языком не то, что очевидно, тут буквально задействован язык.
В заключение цитата: "Я считаю, что внутренний огонь, возгорающийся в людских сердцах, оправдывает существование искусства, а не его поверхностные, внешние проявления. Цель искусства не в том, чтобы вызвать мгновенный выброс адреналина, а скорее в постепенном пожизненном создании состояния удивления и безмятежности". (Гленн Гульд, канадский пианист, намеренно выбрал это имя, потому что его-то уж точно очень трудно упрекнуть в чрезмерной "эмоционализации" исполняемой им музыки.)