С уважением к участникам GuitarPlayer представляется
отчет об образовательном семинаре "Введение в импровизацию на гитаре"
_________________________________________________________________________________________________________________________
21 октября в пятницу вечером в интересном месте, культурном центре POST PEOPLE
(
http://vkontakte.ru/postpeople), прошел бесплатный образовательный семинар по импровизации на гитаре.
Мероприятие посетило более 50 человек, что показывает интерес к данной узкой теме со стороны
гитарного мира. Инициатором вечера выступила школа GuitarTube
http://vkontakte.ru/club10330800 Цель проведения семинара состояла в том, чтобы подробно рассмотреть определенные категории
дисциплины "импровизации". В течение двух с половиной часов были затронуты важные темы, которые
для многих, даже для продвинутых игроков не всегда однозначно понятны, как с т.з. теоретического
взгляда, так и с т.з. практического применения. Наглядность повествования обеспечивалась, созданной
для этой встречи презентацией, выводящейся проектором на экран. В последующем каждый участник
получил учебные материалы по почте.
Теперь важно рассказать о конкретных вопросах, которые были закрыты в процессе монолога автора.
Для начала, в быстром темпе автор семинара, освежил "старую" пентатонику относительно новым подходом
к её применению. Так, один из продемонстрированных методов - это "одна нота на струне", "на выходе"
дает совсем нетипичное для пентатоники звучание (играть ступени помеченные красным цветом).
В свою очередь применение данной "модели" на аккорды группы Xalt, а так же в рамках диатоничских ладов,
показало многообразие возможного использования , "на первый взгляд" простейшей мелодической сущности
- пентатоники.
С большим интересом публика восприняла малоизвестную для многих "импровизаторов" разновидность
звукоряда пентатоники, такую как "альтерированная пентатоника" ( не путать с блюзовыми ладами) и ее
применение на аккорды типа Xalt, Xm7, X7, Xmaj7, Xmaj7#5 и т.д. в качестве исполнения outside....
Так же привлекло пристальное внимание использование арпеджио аккордов гаммы мелодического
минора, Xmmaj7 и Xmaj7#5 в рамках принципа outside и продолжение этой темы - полиаккордовых мелодических
линий, образующиеся в данной гамме. Показанные идеи обыгрывания по терцовому ходу, искуственных ладах
и т.п., всё это несомненно вызвало бурный интерес у гитаристов, выразивших своё желание изучить новое,
приехав на семинар.
В аккордовой плоскости был предложен расширенный подход к гармонизации мелодий с использование
квартаккордов, "осколков" секундаккордов, и конечно же обращений. Самым важным и ценным, как отмечали
позже слушатели, было именно практическая демонстрация, "аккордовых" приемов, которые ранее воспринимались,
как некая теоретическая область и неприменимая в реальной каждодневной игре...
Конечно же особое внимание зрителей было обращено на краеугольный камень для любого гитариста -
фразировка и работа над ней. Здесь вызвало удивление и нескрываемую радость, от открывающихся возможностей,
предложенный принцип "домино"-
каждая мелодическая фраза после некоторой паузы играется с последних
нот предыдущей фразы, а следующая за ней, с последних нот текущей фразы. Ближе к окончанию был разобран один из важнейший подходов к восприятию аккордов и их обыгрывания,
получивший название в неформальных кругах - "принципа пэта мартино". Подробней узнать о подходе
к импровизации Пэта Мартино можно здесь (на англ.яз.)
http://chordmelody.org/doc/martinochordfamily.doc Под занавес вечера, энтузиазм пришедших, был подогрет рассмотрением модального принципа импровизации,
а так же затрагиванием известного мелодического приема backcycling, которые вкупе дают гитаристу, желающему
развить свою игру и мышление, ранее недоступную свободу.
Можно заключить, что "тусовка искушенных" восприняла идею тематических образовательных семинаров
положительно , что дает основу для дальнейших действий в развитии этого направления гитарных event-ов.