Автор Тема: Почему народ не любит классическую музыку? part1  (Прочитано 16925 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн stormbringer13 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Vita brevis, Ars longa
Смотрел позавчера «Оркестровую яму» по телеканалу «Культура».
Полностью правда не было возможности досмотреть. Но начало уловил.
Обсуждался вопрос: «Почему народ не любит классическую музыку?».
Приводилась такая статистика, что лишь 5% населения имеют отношение к этой музыке (слушают, исполняют, сочиняют). Остальные 95% - не классики, а джазисты, рокеры и попсюки. В основном попсюки.

Ну и по поводу вопроса были мнения разные.
1. Народу навязывают неклассическую музыку, ибо она
а) коммерчески не прибыльна
б) непопулярна среди слоя молодежи, как среди основного потребителя музыки.
в) опусы современных классиков больше похожи на музыкальные извращения.

2. Народ САМ не тянется к классике, так как она:
а) часто без слов и посему мало понятна.
б) «старье»
в) в военные и послевоенные годы была уничтожена куча интеллигентного народа.
 
Ну и в таком духе далее.

В общем, я задумался, и додумался вот до чего:

В настоящее время существует замкнутый порочный круг «спрос – предложение».

Немного исторических наблюдений. Проследим кратко, какую роль играла музыка с момента своего первобытного появления до наших дней. Первый музыкальный инструмент – голос.
Речь сама по себе, может быть очень музыкальна. Значит, первой целью «музыкального мычания» скажем, австралопитека, было общение. И действительно, музыкальные трели птиц и другой живности – средство коммуникации. Перенесемся чуть дальше. Ритуальные пляски перед охотой под ритм каменных барабанов, шаманские завывания и тому подобные явления, на мой взгляд, подготовили благодатную почву для церковной музыки. Параллельно с церковной музыкой существовали и рабочие песни простого народа, военные марши и гимны. Бродячие менестрели, возможно заложили фундамент именно исполнительского музыкального направления, хотя сами выполняли разные функции: от развлечения двора, до складывания исторических и политических сказаний. Порой бродячего музыканта относили в разряду слуг, а порой окружали почитанием, например бардов и скальдов. И так, роль музыки была велика. Она помогала в труде, поддерживала дух во время сражений, участвовала в историко-политической жизни общества, стала обязательной в религиозной сфере, музыкой умели исцелять от болезней, и музыка просто порой служила источником отдохновения души во время праздников и будней.

Но прошло время шаманов и скальдов. Определились три основные ветви: народная музыка, музыка церковная и, наконец, светская музыка.

Народная музыка… радость и боль народа. Душа народа. Порой простая, но всегда открытая, идущая от сердца.

Светская музыка. Пышный двор, утонченное общество (хотя и не всегда). Парики, пудра и фраки.
Музыканта здесь кормят, одевают, дают кров. Взамен заваливают заказами. Насколько высокохудожественными выходят заказы – зависит от таланта музыканта. Позже появятся салоны, где музыкант будет блистать, а не батрачить. Но это позже.

Церковь. Музыка обязана ей многим. Нотному письму, например. :о) Но главное, тем, что в стенах церкви рождалась высокодуховная музыка. Порой даже «Божественная». И, что немаловажно, эта музыка, в отличие от светской, была доступна каждому прихожанину. Может быть были такие, которых музыка эта оставляла безразличными, но были и те, которые радовались и на какое то время приобщались к прекрасному и чистому. Воспитательная роль музыки тоже была велика. Но это было другое время и другое общество…

А потом наступило время, когда стали ценить вундеркиндов и виртуозов. Расцвет инструментального исполнительства. Совершенствовались сами инструменты и техника игры на них. Инструментальная музыка вырвалась на концертную сцену. Может быть как раз в это время началась и коммерциализация  музыки. Дорогие билеты, внушительные гонорары. Печатные издательства тоже не бедствовали, хотя порой бессовестно наживались на творчестве своих клиентов. Какова же была роль музыки в это время? Скорее всего ее можно охарактеризовать выражением «культуру в массы». Особенно это было важно для развивающихся крупных индустриальных городов, где народное забывалось, а церковь перестала играть ведущую роль в жизни общества. Замечательная пора! Становление классических форм, терпкие, насыщенные специями звуки романтизма, тончайшие звуковые оттенки импрессионистов, испанское возрождение, среди этого всего и становление русской классической школы… мир просто кипел и бурлил от новых открытий, реформ, новых имен, новых гармоний. Наряду с этим, вспоминались и незаслуженно забытые имена творцов эпохи барокко.

Две мировые войны. Музыка изменила звучание. Гнев, протест, трагедия, боль, хаос и ужас.
И опять музыка помогала людям пережить нелегкое время. Песня под гитару в перерывах между обстрелами, радио трансляции классической музыки для блокадного Ленинграда, песни призывы,
симфонии…

Послевоенные годы. Строительство нового мира. А также холодная война и железный занавес.
Жесткое разделение на то, что можно и на то, что нельзя. Но душа по прежнему стремилась к прекрасному, хотела отдохнуть от пережитых ужасов и испытаний. Дух соперничества «догоним и перегоним Америку» тоже играл стимулирующую немалую роль в развитии советского музыканта.

Но вместе с тем появляется легкая эстрадная музыка. Всевозможные ВИА плодятся как грибы. В каждой школе свой ансамбль, в каждом районе молодежный клуб.
Появился спрос на другую музыку. Незамысловатую, легкую, доходчивую, танцевальную. Песенный бум. Пытливая, неспокойная душа ударилась в творчество, зачастую имея для этого лишь желание и очень мало способностей. Авторские песни, дворовые однодневные «шедевры».
А классическим музыкантам приходилось туго. Сплошь вольнодумцы да невыездные. Сочинять пьесы стало опасно, исполнять что-то эдакое, нестандартное – тоже. Мало ли какой смысл кроется в звуках. А песни – пожалуйста. Текст подвергнуть цензуре и вперед!
Ну и вкусы публики разумеется постепенно поддавались этому влиянию. Инакомысленную и непонятную музыку народу не давать! Вдруг зародятся опасные мысли, и тому подобное.

Для правящих кругов думающий народ стал опасен и нежелателен. Однажды ведь додумались до революции и коммунизма, не дай Бог, передумают. Но железный занавес со временем проржавел и рухнул. И сладкий запретный голос Америки стал доступен всем. А голос вещал на языке джаза и бита. У классической музыки появился еще один конкурент. Все ринулись «покорять неизведанное». Что ж, видимо правящие круги решили, что «пусть будет так, лишь бы не война, тем более, что на импортных музыкальных веяниях можно и подзаработать недурно».
А классика, - да ну ее. Заумна слишком, а народу думать и философствовать опасно, мы этот народ подкормим лучше городскими романсами да западной электроникой. Да и вообще, музыка – это же церковное дитя, а у нас атеизм. Нет, пусть будет по старому: «хлеба и зрелищ» а уж в зрелищности ничто не сравнится с попсой. В итоге народ постепенно зомбировался. С колыбели слыша не народную песню матери а «Миллион алых роз», человек взрослея начал воспринимать язык классики как нечто чужеродное. И редкий прихожанин слушая Баха в церкви узнавал в его хоралах народные мелодии. Рабочие стали напевать эстрадные мотивы вместо народных песен или оперных арий.

Оффлайн stormbringer13 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Vita brevis, Ars longa
Почему народ не любит классическую музыку? part2
« Ответ #1 : Января 29, 2004, 06:07:31 »
Но тут нельзя винить только правительство и строй. Важную роль сыграло одно неотъемлемое свойство человеческой души – лень. Душе показали легкий путь – не думай, а развлекайся. Ура!!!

Но классическая музыка конечно же не сдается. Она звучит в назойливой рекламе и в назойливых мобильниках. Благодаря этой назойливости, классику начинают тихо ненавидеть, хотя и узнают больше. Классику стали обрабатывать и смешивать с роком, джазом и попсой. В итоге получается несъедобное для взыскательного уха дерьмо.

Но проблема нелюбви народа к классической музыке глубже и шире. Корни сей проблемы надо искать в  воспитании и образовании.

Родился человек. Что же он слушает, если родители не классические музыканты или не любители такой музыки? Что попало слушает. Но вот ребенок подрос, родители сваливают на работу, оставляя дитя на попечение няньки или бабушки или более старших детей. Бывает, что тем лень играть с малышом, развивать его и что же делается? На помощь приходит телевидение! Есть такие каналы мультяшные «детские» Nicelodeon и Fox Kids. Вот этими «одеколоном» ребенка и травят каждый день. А какие там передачи! Рассчитаны на дебилов. Уродливое содержание, уродливая графика, уродливое озвучивание. А дите на это глядит круглосуточно и жадно впитывает.
Еще один плод технологий – компьютерные игрушки. Детям жутко нравятся. Простые, жми на кнопки, бей морды уродам да стреляй всякую нечисть. Ага, пусть приучается к насилию, без него в нашем мире ну совсем никак. Понятно, что насмотревшись жестоких мультиков и наигравшись в стрелялки, дите начинает интересоваться и фильмами боевого содержания. Рождается стереотип: хороший герой – это такой мордоворот с кучей мяса на костях и крушащий все подряд. Хлюпенький очкастый музыкант никак сюда не вписывается .И так, дите топает в школу и встречается с такими же стереотипными детьми. Начинается борьба за звание сильнейшего и крутейшего. Тут опять не до музыки, надо учиться конечностями махать да «на базаре» выезжать, тем более, что на улицах и повзрослее ребята в какие то группировки объединяются. Ах да, надо же еще накопившуюся энергию агрессивную сбросить где то. Пойдем учиним махач стенка на стенку, а потом на дискотеку. Там здорово! Дрыгаешься как током ударенный, пойла валом да и наркота бывает, а если еще девку-давалку найдешь, то ваще кайф! А музон любой пойдет, лишь бы ритм чесал да басу пумкали. Но вот человечек устает от этого или взрослеет понемногу. Ему становится интересно, как же остальные люди живут. Но где бы эту жизнь подглядеть, да так, чтобы из дома не выходить. Ура, есть решение!!! Сериалы и разные ток-шоу приходят на выручку.
Какая там классическая музыка, когда тут такая драма на экране – муж изменил любовнице своего внучатого племянника с троюродной тетей своего сводного брата!!! И вот все собрались в одном зале и поливают друг друга дерьмо. Да ведь это настоящая жизнь, ребята! Это куда интереснее чем та жизнь, которая дома, в очередях и на работе. И на кой хрен вообще эта музыка. Надо развеяться – послушаю попсу. Приятно так звучит и не мешает душе разлагаться. А классика – не то что то.
Начинаешь слушать и вдруг думки разные возникают, то вдруг тоска нахлынет по чему то такому далекому, начинаешь думать о прекрасном… да ведь сложно это все, лучше и легче по старому – не думать не переживать и не жить, влачить существование. Вот и не любят многие люди классическую музыку, ведь она душу заставляет бороться, стремиться к прекрасному, противостоять той грязи, которой кругом так много. А бороться лень. Да и зачем это все и так проблем хватает. Зарплата мизерная, пенсию задерживают, на стипендию один раз в кабак сходить, в семье неладно, работа задолбала, правительство уроды сплошные…
Ох и грустно это все. Поэтому надо всем дружно послушать Киркорова с Манькой Распутной и включить любимый сериал про то, как нам всем плохо.
29.01.04

Оффлайн Тракторист

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3363
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #2 : Января 29, 2004, 09:28:52 »
а это  можно изложить в двух словах??? ато читать лень..:mad:

Tecwyn

  • Гость
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #3 : Января 29, 2004, 11:36:02 »
Я классическую музыку сильно не люблю, т.к. она меня достала за 8 лет музыкалки.
Но из импровидов на гитаре получается только неоклассика :)

Вот тут кргу так круг :)

Оффлайн Deathinfector

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2485
  • помер от амплитубы
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #4 : Января 29, 2004, 12:01:06 »
я как панк за сиюминутное содержание засунутое в литургическую форму..

Оффлайн Deathinfector

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2485
  • помер от амплитубы
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #5 : Января 29, 2004, 12:20:53 »
по поводу данного опуса..
много истерики и передёргиваний..

квинтессенция его выражается в одной фразе:

все кто не любит классическую музыку- дебилы :laugh:

Оффлайн antilamer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 952
  • Магистр точных наук
    • http://fuoco13.narod.ru
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #6 : Января 29, 2004, 13:49:45 »
Заранее извиняюсь за форматирование, из блокнота вставлял.

Я весьма и весьма удивлен пришедшими ответами...

Тракторист, имхо это вопрос достаточной важности чтобы прочитать целиком, тем более что чувак-то

дело говорит :)
Tecwyn Ты ее со времен музыкалки вообще много слушал? У тебя что, каждый раз слушая классику возникают ассоциации типа "а, нам же эту хрень на уроке крутили, еще училка дура была"? Ну думаю можно себя превозмочь и постараться от подобных фактов абстрагироваться и обратить внимание на содержание, а не на воспоминания.
Deathinfector, в этой фразе все не выражается.
Ох батюшки... Ох, сколько я нафлеймил в форуме родного класса по этому поводу... Мне все пытались доказать, что я считаю всех кто не любит (или даже не играет) классику - дебилы, а я пытался доказать что это не так, т.е. что я так не считаю.

В целом согласен со stormbringer'ом, но возможно в нижеследующем тексте будет и что-либо им не
высказанное.

В общем, основная фишка в том, что не слушают ее не из-за того, что в принципе не нравится, а из-за того что отовсюду твердят "руки вверх это круто" и т.д., из-за того что боятся стать "ботаниками", и т.п. Не модно короче говоря. Мало людей, у которых самооценка и интеллект достаточные чтобы понять, что если ты станешь слушать классику то мир не перевернется и ___нормальные___ друзья тебя не бросят и не станут втихаря говорить "а такой-то, слыхали? ботаном стал, представляете!"
Кроме того, логично что рабочий который 12 часов подряд разгружал кирпич не желает слушать божественное, а желает слушать про то как Вася трахнул Маню и думать о том, как он тоже трахнет
Маню. Ему надо чтобы его убедили в том, что не все так плохо, а не чтобы показали прекрасное и
он сам до этого додумался.
Аналогично, домохозяйке у которой муж пьет, а молоко убежало больше нравится смотреть на то как
у Донны Изауры женился сын или слушать Филю Киркорова, вспоминать времена когда он только-только появился на эстраде и думать как тогда было хорошо, а не слушать классику, по тем же причинам.
Ну и т.д.
Поскольку основная масса населения создается подобными людьми, телевидению не выгодно крутить
что-либо другое. Таким образом создается мода на попсу, уж про моду на пошлость и насилие я
вовсе не говорю - как же, если ты сочинил песню со словом "за....сь" как руки вверх или ленинград, то значит - протест против общества, гениальная песня! Плевать что песня-то на самом деле говно, только на мате и на "целуй меня везде" и держится! А если тебе не нравится песня со словом "за...сь", то мало кто догадается что она тебе не нравится из-за содержания, а не из-за того что ты маменькин сынок и этого слова боишься. Если сможешь доказать свою точку зрения, то тогда возможно тебя поймут даже менее продвинутые товарищи и будет некое уважение. Но кому надо доказывать свою точку зрения на столь мелочный вопрос? Проще делать как все. Ну в чистом виде мода.
Итак, нелюбовь к классике в большей степени есть мода на все остальное, а также лень протестовать по такому мелкому вопросу.
Это разумеется не значит, что все кто не любят классику - дебилы.
Конечно же я считаю, что если один человек способен нечто понять, а другой - нет, значит у
первый в какой-то степени и в этой конкретной области больше развит. Разве вы не будете считать,
что человек который умеет решать тензорные уравнения в пятимерном пространстве более развит в
математике чем тот кто умеет только два плюс два?
Так и тот кто может понять классику (это еще не значит что она ему понравится) более развит в
плане музыки чем тот кто не может.

Те, кто классику не слушают делятся на тех кто ее не любит и тех кто не хочет ее слушать потому
что это не модно, эти две группы пересекаются. Про вторых все понятно, а те, кто классику не любят делятся на тех кто ее не понимает и тех кто понимает но не нравится.
По вышеуказанным причинам первых больше.
Тех, кто не понимает классику вовсе необязательно называть дебилами также как я бы не назвал
дебилом того кто не умеет решать тензорные уравнения в пятимерном пространстве. Тех, кто
понимает но не любит - тем более нельзя таковыми называть. Ну не люблю я тензорные уравнения,
что я, дебил после этого? Зато люблю матричные и дифференциальные. Чем плохи джазисты, рокеры,
альтернативщики? Джаз по сложности в худшем случае немногим уступает классике, а может быть и
превосходит.
Помнится в обсуждении внутри класса вставал вопрос "что значит понимать", мне он кажется очевидным - понимать значит смочь почувствовать то, что автор хотел заставить тебя почувствовать.

Вот другое дело те, кто понимают _только_ "поимей меня везде, я ведь взрослая уже" и т.п. Это клинический случай. Это говорит о том, что человек дебил и в принципе не может воспринимать
нечто более сложное чем основные инстинкты - в таком случае имхо логично предположить что его IQ
не слишком высок. Это значит что у него не возникает чувства стыда от слушания этой чуши, это его не унижает - значит он и так находится на таком уровне.

Кстати говоря, "в старые времена" т.е. несколько веков назад (не в средневековье, а веке эдак в
18м) - слушали классику (то что мы сейчас считаем классикой)? Или не слушали?
Может быть потому что тогда церковь была весьма сильна и каждый человек считал своим долгом
стремиться к Богу, но в тоже время не было столько гадости как в средневековье?
И потому что тогда не было радио и телевидения, и не так сильна была "массовая культура", а если
бы радио и было то думаю, что большинство нынешней попсы сочли бы похабщиной и не пропустили бы туда. Хотя вот по поводу смазливых песенок "про любовь" но хотя бы без неприличных слов это еще стоит подумать. Вроде бы тогда достаточно популярны были певцы типа Джона Дауленда, а у него насколько я знаю пошлятины не было.

Вот-с. Будут вопросы - задавайте. Будут предположения - высказывайте.

Tecwyn

  • Гость
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #7 : Января 29, 2004, 13:55:59 »
antilamer
Нет ,что ты
Мне класисческая музыка кажется занудной, предсказуемой, неритмичной.
Я оцениваю её с музыкальной точки зрения
Причём я такого же мнения были и в 8 лет :)

Оффлайн antilamer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 952
  • Магистр точных наук
    • http://fuoco13.narod.ru
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #8 : Января 29, 2004, 13:59:27 »
Гм... Плохую классическую музыку значит слушаешь.
Например чакона Баха тебе кажется занудной, предсказуемой и неритмичной? Или Лунная Соната, в особенности 2 и 3 части? Или 40 симфония, финал например?
Вот честно скажу - вальсы Штраусса мне кажутся такими. А Бах, Бетховен, Моцарт - увольте.

Tecwyn

  • Гость
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #9 : Января 29, 2004, 14:15:07 »
antilamer
Как раз Бах и Бетховен тоже :)
И Моцарт :)
И вообще я так говорю, т.к. знаком с предметом. Чисто моё мнение, никакого обобщения :)

Если честно, то на виолончели мне попадались оччень интересные вещички, к содалению память никакая поэтому не вспомню авторов.
У Моцарта (?) нелохие этюды для виолончели были, правда также занудные.

ПыСы: на след. неделе пойду орган слушать %)

Оффлайн Deathinfector

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2485
  • помер от амплитубы
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #10 : Января 29, 2004, 14:20:16 »
хорошо..в двух:D

второй подтекст- русский народ-необразованное быдло..куда ему до классики....

Оффлайн blader

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 958
  • Зарегистрированный
    • http://www.livejournal.com/users/_blader_/
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #11 : Января 29, 2004, 14:36:49 »
Гхм...

Я не причисляю себя ни к одной из тех категорий, на которые Антиламер разграничил население. Классику я не слушаю, потому что: а) не понимаю; б) очень хотел бы научиться понимать, но у меня нет на это времени (съедают гитара+работа).

И если, скажем, металл или там блюз я понимаю, т.к. знаю, какие должны быть ориентиры, на что надо обращать внимание при прослушивании, что в этих жанрах ценно, что нет, то в классике мои познания - практически ноль... Опять же повторюсь, тем не менее я ее уважаю и не считаю людей, которые в ней разбираются, дебилами, любят они ее или не любят :-). Равно как и не боюсь прослыть "ботаном"...

Такая вот точка зрения.

Оффлайн antilamer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 952
  • Магистр точных наук
    • http://fuoco13.narod.ru
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #12 : Января 29, 2004, 15:26:54 »
Tecwyn ну хорошо, о вкусах не спорят, а как насчет "современных классиков" типа там Стравинского, или в частности гитаристов, например Дьенса, Кошкина, Рака? Тут уж занудством точно и не пахнет...

Deathinfector я ничего подобного не говорил и даже не подразумевал. Увольте. Прочитай еще раз. Найдешь в тексте что-либо равносильное этому - укажи, обсудим.
Кстати я про конкретно русский народ не говорил, а если и говорил то считайте что не говорил. Моя речь относится ко всем народам в равной степени.

Tecwyn

  • Гость
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #13 : Января 29, 2004, 15:38:27 »
antilamer
Тут ты меня поймал, сдаюсь :)

С современной классической узыкой не знаком совершенно ,поэтому можно сказать, что я погорячился с предыдущими высказываниями.

Оффлайн dark-shadows

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1114
  • околобаха Хендрикс
Почему народ не любит классическую музыку? part1
« Ответ #14 : Января 29, 2004, 15:38:57 »
я - фанат Баха! :laugh:
если можно так выразиться:)

по теме:
Радуйтесь, что ещё хоть кто-то рок-музыку слышают,
а то скоро вообще уйдём в попсу! :ylsuper: