Вклинюсь в дебаты о музыке и народе т.к. тоже смотрел «оркестровую яму» и вот мои мысли по этому поводу:
В корне проблемы лежит чисто философский вопрос о неравенстве людей от природы (см. труды Ницше, Аристотеля). Так вот случилось, что между «толпой» и людьми испокон века была практически не преодолимая пропасть. Всех людей можно разделить на потребителей и созидателей. И единственной меркой созидательности является – так сказать средняя скорость развития индивида, которая в свою очередь зависит от природой или Богом данной ему СИЛЕ ВОЛИ. ВОЛЯ – сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, выраженное в преодолении трудностей. Развивающийся человек сознательно или бессознательно, так или иначе, придет к тому, что счастье заключается в деятельности творческой, а следовательно и познавательной. Потребитель же всегда находиться под непробиваемой толще иллюзий, и ищет своё счастье в материальном (например, удовлетворение инстинктов).
Но еще не существует способа отличить один тип людей от других. По этому во времена, например, ренессанса в высших слоях существовала чернь, а в низших – гении. В идеале, должно существовать два класса «рабов» и «созидателей», причем переход из одного в другой свободный с помощью не изобретенного метода проверки человека на СИЛУ ВОЛИ.
И ближе к теме: Демократия + Капитализм = минус искусство, плюс усреднение личности и т.п. Любое творчество высоко развитого человека – будь то классическая, джазовая(особенно Джон Колтрейн J), шумовая или электронная музыка всегда не будет понятна простому обывателю, по причине его катастрофичной отсталости.
Самые великие произведения классической музыки были написаны людьми полностью погруженными (развивающимися) в музыку всю жизнь. И понять их полностью могут only MUSICIANS! Тоже самое наблюдается в Живописи, Литературе, Философии, Науке.
Произведения исскуства и для ума и для душу.