Отвечая на сабж, стоит сразу сузить круг исполнителей. В академической музыке у нас все очень неплохо(об этом уже говорили). Выскажу свое мнение касательно рок-музыки:
Вот тут уже много писали про менталитет, про наше чувство ритма, про отсутствие школы. Да, это все верно, но в гораздо меньшей степени. Создает проблемы, да, но тем не менее есть довольно много примеров отличных композиций от наших музыкантов, зачастую неизвестных.
Хорошего уровня группы у нас определенно есть, но во-первых их совсем мало (именно известных, причины ниже), во-вторых они не могут быть постоянно в центре широкого внимания, им приходится гораздо тяжелее, чем западным коллегам. Казалось бы, такой музыки мало (читай: нет конкурентов, рынок ненасыщен), что мешает собраться с силами, выпустить хорошую пластинку да отдыхать на троне славы?
А мешает отсутствие околомузыкальной индустрии, которая бы обеспечивала хороший заработок музыкантам, хорошую рекламу для их творчества, то есть индустрии, которая бы поддерживала интерес людей к этой сфере.
Посмотрите на то, какая движуха идет на западе. Музыканты постоянно катают туры по крупным площадкам, снимаются в рекламе, в кино, их музыка звучит в огромном количестве фильмов, которые смотрят люди по всему миру. Есть даже примеры групп, которые стали широко популярными только после того, как их песня попала в саундтрек к компьютерной игре. Постоянные премии, скандалы, постоянная интрига, интересные новости - все это поддерживает интерес людей к музыке, а значит позволяет неплохо зарабатывать и музыкантам, и их многочисленному окружению. А значит у людей есть возможности и стимул этим заниматься.
Это я все к чему? А к тому, что поучаствовать во всем этом, приобщиться к этой сфере стремиться довольно большое количество людей. Ведь это красиво, кому ж не нравится классический образ жизни рок-музыканта? Посмотрите молодежные американские фильмы: красивые тачки, пати в особняке с красивыми девченками в бассейне и угаром на всю ночь. Кто тут отказался бы от такой жизни?
Ютуб ломится от количества молодых музыкантов, стремящихся показать, что они что-то умеют. Все хотят быть рок-звездами. И это все ведет к появлению бесчисленного множества новых групп.
Теперь вспомните университетский курс философии, диалектический материализм. Был там такой, закон перехода количества в качество. Причем закон этот работает и на уровне природных процессов, и социальных, и даже на уровне технических систем.
Хочешь научиться сочинять хорошую музыку? Сочини 50 песен (по-честному и от начала до конца, с анализом ошибок и работой над собой). И 51-я будет отличаться от 1-ой как выпускник вуза от школьника-первоклассника.
Вот и получается, что среди миллиона групп среднего уровня мы получаем постоянный результат в виде одной-двух-трех действительно классных, самобытных банд, которые становятся кумирами миллионов и тем самым "мировым уровнем".
Поэтому моим ответом (промежуточным, дальше поймете почему) будет "Не могут, причина во внешних обстоятельствах (не зависящих от артиста)". То есть очень низкий уровень индустрии шоу-бизнеса в сфере рок-музыки.
Но давайте копнем дальше. Почему эта индустрия не развивается? Почему нифига не выгодно развивать рок-группы в нашей стране? Низкий спрос? На первый взгляд да, но на самом деле проблема эта гораздо меньше. Не буду говорить за всю Россию, Беларусь, Украину, но в крупных и средне-крупных городах (сам я в Минске живу) существует достаточно большой слой людей, в основном это школьники, студенты, молодые специалисты (выпускники вузов), которые или слушают рок (по большей части не андерграунд, поп-рок, акустический альтрок, в таком духе), или хорошо его воспринимают. Черт, да очень много просто людей, не меломанов, которые слушают по радио все это дерь.о, просто чтоб играло, но когда им ставишь RHCP или Аэросмит - им нравится. Естественно, не все люди такие. Но домохозяйки за 50 и "посоны с раёна" никогда и не входили в целевую аудиторию рок-групп.
Главная проблема, на мой взгляд, в том, что у нас очень мало музыкантов занимаются "форматной" музыкой. Почему-то каждое школоло, взявшее в руки гитару, сразу считает что оно - минимум второй Фрэнк Заппа, и бросается играть жуткий андерграунд. Ладно еще, если это какой-нибудь дезняк или грув метал, это хоть кто-то слушает. Так нет же, большая часть "дарований" сразу начинает месить грайндкор, маткор, переигрывать своими ватными и еще корявыми ручками Петруччи и группу Фейслесс. О качестве такого "музицирования" я думаю вы догадались. Тем не менее, даже такие случаи ведут к развитию (хоть и медленному) андерграундной музыки у нас. Кто бы там что себе под нос не бурчал, у нас уже есть группы, катавшие туры по европе, выпускавшие совместные диски с западными коллегами. В андерграунде все относительно неплохо, но речь сейчас не о нем.
Речь о "мейнстриме". Многие неправильно понимают это понятие, подразумевая под ним не "преобладающее направление в какой-либо области", а "недомузыку-однодневку для быдломасс". Наверное потому что подсознательно все хотят быть элитой.
Мейнстрима в нашей стране практически нет, и о причинах этого, а также о способах преодоления этих проблем я хотел бы поговорить в
этой теме. А то как-то обсуждение загнулось, не успев начаться.