Доброго времени суток, уважаемые господа!
У меня появилась потребность высказать некоторые мысли, навеянные почти пятилетним опытом посещения различных гитарных форумов и участием в дискуссиях. Все что будет сказано ниже – мое сугубое ИМХО, достаточно абстрактные рассуждения, поэтому очень прошу вас не воспринимать их на свой счет.
Сам я играю на гитаре около семнадцати лет, из них профессионально – года с 1994го. Играю в основном хард и тяжелый блюз-рок, но слушаю музыку достаточно разнообразную. Мне близки и традиционный блюз, и музыка современных прогрессивных рок-гитаристов.
Мне неоднократно приходилось наблюдать агрессивное противопоставление одного «полюса» подхода к гитарной игре другому.
Бывает например, что молодые пацаны, увлекающиеся шредом, заявляют нечто вроде: «Да, Хендрикс и Пейдж, в свое время, может быть, были хорошими гитаристами, но, по современным критерием мастерства они вообще играть не умеют». Остается только недоумевать, почему современные виртуозы рок-гитары, добившиеся мирового признания, хотя бы те же Сатриани и Вай, с таким преклонением относятся к Хендриксу и Пейджу, справедливо считают их гениями, называют их в числе основных музыкантов, оказавших влияние…
А вот другая крайность – люди, называющие себя блюзменами (в основном из числа появившихся на свет на родине блюза – в Советском Союзе), утверждают, что те, кого принято называть шредерами, скрывают за техническим совершенством свою музыкальную бедность, и являются по существу не музыкантами а спортсменами. Кстати, я считаю, что это мнение во многом инспирировано не самими шредерами, а их фэнами, самих себя возомнивших шредерами, а на деле в этой музыке кроме внешней канвы и технических трюков ничего не слышащими. Простите меня, но это типичный случай профанации. Дело в том, что в мире пилильщиков, умеющих играть 128ми нотами и владеющих эффектными трюками довольно немало, но далеко не все из них добились признания! Признания из них добились только _музыканты_ – те, кто даже в самые высокотехничные свои фишки вкладывают эмоциональное и смысловое содержание, и чья музыка трогает сердца людей. Те же пресловутые Джо Сатриани и Стив Вай не просто пилюны, все это знают! Разве для того, чтобы сочинить и исполнить Cryin’ или Windows To The Soul достаточно одних лишь виртуозности и понтов? Или взять Ингви, которого опускать просто ультрамодно – все ли его «последователи», которые кроме быстрого перебирания нот гаммы гармонического минора и арпеджио уменьшенного септаккорда ничего в игре Мальмстина не слышат, могут похвастаться такой же страстью и вдохновенностью, таким звуком и мелодизмом, такой точной интонацией? Все ли замечают, что он композитор, и в его арсенале есть очень красивые и мелодичные песни – например такие, как Like An Angel (For April) , в которой гитарная игра вообще не играет первостепенной роли. (Я не отрицаю, что Ингви страдает некоторым единообразием, но сейчас речь идет не об этом).
И это касается не только шредеров, - дерзнет ли кто-нибудь сказать, например, про Джо Пасса, что он лишен музыкальности?
А насчет того, что блюзмены играть не умеют… В последнее время я занимаюсь съемом гитарных соло раннего Би Би Кинга (и это после моего многолетнего увлечения музыкой Джо Сатриани). Кому-то игра Би Би кажется архаичным примитивом, но, при _кажущейся_ простоте, свинг, звук и подача его соло таковы, что мелодически и апликатурно их, может быть, и легко интерпретировать, но в оригинальной ритмике и подаче их сыграть очень непросто. Если кто-то из молодых шредеров мне не верит, то попробуйте сыграть классическое соло из “Sweet Little Angel” (альбом “Live At The Regal”) нота в ноту с оригиналом. У меня не получается, хотя меня в недостатке техники как-то в последнее время не упрекают (простите за нескромность)! :0)
Единственное, что я хотел сказать всей этой пафосной тирадой – критика чьей-то музыки, которая человеку, может быть, не совсем понятна, не является самодостаточным признаком крутизны. Как правило, человек, добившийся реальных результатов в своей деятельности (я говорю не о себе), знает, что это требует серьезного усердия, и уважает труд своих коллег.