aGGreSSor, спасибо, теперь разберусь. Я думал, что это какая-то особая фигня, потайная ступень из пятого измерения или что-то такое, фантазию включил
... и добавил:Для автора темы краткое руководство.
Лад состоит из 7 нот (ступеней), из которых 1 3 5 ступени - устойчивые, остальные неустойчивые и тяготеют к ним. Если поиграть рандомно любые ступени, все равно приходишь к 1 или ближе к 3 и 5, так как у них самая большая гравитация.
Мелодия выстраивается в соответствии с тяготениями, в мажоре, например, 2 ступень тянется в 1 и 3, но в 1 больше, так как тоника самая сильная по притяжению. 4 ступень тянется в 3 и 5, 6 ступень тянется в 5, 7 в 1.
Суть мелодии в том, чтобы она двигалась куда-то, вверх, вниз, волнообразно. Важны контрасты, создание неустойчивости, напряжения. Это делается при перемещении к неустойчивым звукам, чтобы потом их разрешить в устойчивые.
1 3 5 ступени образуют главный аккорд (трезвучие), который образует лад. Он бывает минорный или мажорный, зависит от интервала терции в этом аккорде. От этого трезвучия во многом зависит настроение лада, мелодии.
Основными аккордами являются трезвучия, которые строятся на 1 4 и 5 ступенях лада. Потому что в мажоре, например, это все мажорные трезвучия, а в миноре - минорные. Возникает некое гармоническое движение аккордов.
I — IV — V — V
I — I — IV — V
I — IV — I — V
I — IV — V — IV
Можно и другие варианты, есть более мудреные схемы движения, есть много разных аккордов, обращений аккордов, для этого придется учить гармонию.
Суть в том, что ты лепишь какую-то последовательность аккордов, а потом на нее лепишь мелодию, которая выстраивается по правилам устойчивости\неустойчивости, но всегда приходит в устойчивое состояние. При этом необходимо учитывать, какие интервалы образуются между мелодической линией и гармонией. Если получится тритон, например, это плохо, но может быть и хорошо, если ты хочешь в этом месте создать дополнительное напряжение и знаешь, как его потом перевести к красивому разрешению.
Никто не запрещает взять какой-нить минорный аккорд в мажоре при движении по основным функциональным ступеням, или еще какую-то фигню вытворить, играть ноты выпадающие из тональности, тут уж на слух надо ориентироваться или изучать теорию как следует.