Группа THE CULT - детище вокалиста Яна Эстбюри (Ian Astbury), урожденного англичанина, эмигрировавшего в Канаду, а затем - в США. Под именем Ян Линдсей (Ian Lindsay) в 1982 году он собрал группу THE SOUTHERN DEATH CULT, в состав которой также вошли: гитарист Базз Берроуз (Buzz Burrows), басист Барри Джепсон (Barry Jepson) и барабанщик Наваз "Эки" Кьюреши (Nawaz "Aky" Quereshi). Под этим именем в 83-м группа выпустила одноименный альбом, попавший, кстати, на 43-е место британского хит-парада, после чего, в том же году распалась. Все трое музыкантов Яна продолжили свою деятельность как группа GETTING THE FEAR (а позже - INTO A CIRCLE), a сам он лишь сократил название до DEATH CULT и набрал новый состав: гитарист Билли Даффи (Billy Duffy, ex-THEATRE OF HATE, SLAUGHTER & THE DOGS, NOSEBLEEDS), бас-гитарист Джэми Стюарт (Jamie Stuart, ex-RITUAL, CRISIS) и барабанщик Смит "Рэй" Мондо (Smith "Ray" Mondo, ex-RITUAL). Все в том же, 1983 году, у DEATH CULT вышло два сингла, между записью которых Мондо сменил Найджел Престон (Nigel Preston, ex-SEX GANG CHILDREN), после чего Эстбюри окончательно определился с названием своей группы: THE CULT. В мае 84-го вышел первый сингл THE CULT "Spiritwalker", возглавивший некоторые независимые чарты, а последовавший за одиночной пластинкой дебютный полнометражный альбом "Dreamtime" попал уже в национальный британский хитпарад на 21-е место. Изначально тандем Эстбюри/Даффи писал музыку, которую критики называли готическим панком, а компания "Beggars Banquet" в своем пресс-релизе вообще написала: "позитивный панк", после чего Эстбюри вежливо попросил свое начальство впредь быть осторожнее с подобными определениями. Впрочем, к моменту выхода второго альбома "Love" (на этом диске группа представила своего нового ударника Марка Бжезицки (Mark Brzezicki, ex-BIG COUNTRY), стиль THE CULT начал трансформироваться в тяжелый и жесткий рок плана LED ZEPPELIN. Публика и музыкальные критики по достоинству оценили новую работу THE CULT: пластинка заняла уже четвертую строчку хит-парада, а в Америке - 87-е место. Не по душе развитие группы пришлось лишь барабанщику, и в конце 85-го за ударной установкой THE CULT оказался Лес Уорнер (Les Warner, ex-JOHNNY THUNDERS). Прежний ударник Найджел Престон скончался от передозировки наркотиков в начале 1992 года. Кроме того, Стюарт переключился на гитару, а на роль басиста взяли бывшего члена ZODIAC MINDWARP Хаггиса (Haggis) по прозвищу "Kid Chaos". Далее группа пошла по пути еще большего утяжеления и ужесточения своей музыки. Так, спродюсированный Стивом Брауном (Steve Brown) третий альбом THE CULT "Electric" был в последний момент заново перемикширован боссом компании "Def Jam" Риком Рубином (Rick Rubin), работавшим до этого с RUN DMC и BEASTIE BOYS! Альянс металлических риффов Даффи и рубинских хип-хоповых фишек оказался довольно успешным, и если в Англии оценка "Electric" осталась прежней - 4-я строчка хит-парада, то в Штатах рейтинг альбома поднялся до 38-го места.На Америку и был направлен следующий удар: летом 1987 года THE CULT отправились туда в турне, вначале разогревая группу Билли Айдола (Billy Idol), а затем выступая хэдлайнером при поддержке GUNS N'ROSES. На этих концертах за ударными сидел сессионный барабанщик Микки Карри (Mickey Curry, ex-BRYAN ADAMS), который принимал участие и в записи нового альбома группы "Sonic Temple". А после тура от коллектива откололся Хаггис (он собрал свою группу THE FOUR HORSEMEN) и Стюарт вернулся к своей бас-гитаре. Продюсером "Sonic Temple" был Боб Рок (Bob Rock), к этому времени более известный как просто хороший звукорежиссер, однако он оставил заметный след в истории THE CULT. Во всяком случае, единственный, записанный с ним альбом стал самым коммерчески успешным во всей дискографии группы - третье место в Англии и десятое - в США. Эстбюри & Со. достигли вершины своей славы, после чего последовал неизбежный спад популярности. Следующий альбом THE CULT вышел лишь два с половиной года спустя и за это время состав группы почти полностью поменялся аж дважды! Летом 89-го в группе появились новый барабанщик - Мэтт Сорум (Matt Sorum, ex-JEFF PARIS, TORI AMOS) и клавишник Марк Тейлор (Mark Taylor). Весной 90-го ушел Стюарт и до конца года его место занимал Марк Моррис (Mark Morris, ех-BALAAM & THE ANGEL). А в 1991 году Эстбюри и Даффи обновили состав THE CULT чуть ли не полностью: появились басист Чарли Дрейтон (Charlie Drayton, ex-KEITH RICHARDS), клавишники Ричи Зито (Richie Zito), Бельмонт Тенч (Belmont Tench) и уже упоминавшейся ударник Микки Карри.В таком виде THE CULT записали альбом "Ceremony", который вышел в сентябре 91-го, однако в турне группа отправилась с басистом Кинли Вольфом (Kinley Wolfe) и барабанщиком Майклом Ли (Michael Lee, ex-LITTLE ANGELS). Альбом попал на девятую строчку британского хит-парада и стал трижды платиновым. Но после тура группа вновь надолго исчезла. Впрочем, в феврале 1993 года вышел сборник "Pure Cult", неожиданно оказавшийся на вершине английского хит-парада и напрочь проигнорированный в Америке. Так же, как и новый студийный альбом "The Cult", появившийся на прилавках музыкальных магазинов осенью 94-го. К этому моменту вместе с Эстбюри и Даффи играли: гитарист Джеймс Стивенсон (James Stevenson), басист Крейг Адамс (Craig Adams) и барабанщик Скотт Гарретт (Scott Garrett). Однако из-за плохих продаж была отменена очередная гастрольная поездка в Штаты, да и в Англии тур не задался с самого начала. Кроме того, между двумя старейшими участниками THE CULT - Эстбюри и Даффи - начались постоянные склоки и в результате, прямо в середине турне 95-го года Ян Эстбюри заявил о своем уходе из группы, что автоматически означало ее распад. Билли Даффи основал группу VENT, Эстбюри в 96-м выпустил сольный альбом и работал с HOLY BARBARIANS.
www.rockhell.ru