О. Чиж
- Это программа «Особое мнение». Остановились мы на том, что при большом желании особо сомневающиеся и трепетные люди могут разглядеть в тексте не только призывы к алкоголизму, но и что посерьезнее.
А. Троицкий
- Да, дело в том, что этот питерский депутат он мало того, что ханжа. Он еще человек, совершенно не способный мыслить государственно. Дело в том, что Сергей Шнуров это одна из важнейших в России скреп. Всего нашего государства. Я бы сказал: культурная скрепа номер один. То есть я думаю, что вообще скрепа номер один естественно, день победы, эти ленточки колорадские, скрепа номер два – это, разумеется, «Крымнаш», скрепа номер три – Сергей Шнуров и его репертуар. Поэтому Шнуров это объект государственного значения. Критиковать его, запрещать ему что бы то ни было в принципе невозможно. Это очень наивно, очень контрпродуктивно и курам на смех. Почему так. Ну, у нас считается, что какие-то провластные пропутинские артисты это Кобзон, какая-то там Валерия убогая, Газманов и так далее. На самом деле это не артисты государственники. Это просто халтурщики, которые тихо гребут под себя, имеют от государства некоторые привилегии, но пользы…
О. Чиж
- Что значит у нас считается…
А. Троицкий
- Оксана, не перебивайте меня. О’кей? Очень прошу. Если я говорю, значит, мне надо закончить свою мысль.
О. Чиж
- Заканчивайте.
А. Троицкий
- Так вот, пользы государству от всех этих артистов нет вообще никакой. Польза от Сергея Шнурова огромная. Потому что Сергей Шнуров это главный анестезиолог России. Это главный культурный лакировщик российской действительности. Был такой термин еще у шестидесятников. Лакировка действительности. Вот Сергей Шнуров это лакировка российской действительности. При этом самая убедительная, самая талантливая. Самая заразная. То есть смотрите, в моей любимой песне Сергея Шнурова и группировки «Ленинград», она называется «Резиновый мужик», по-моему, там поется: я резиновый мужик, ты резиновая баба, мы придаемся любовным утехам, скажем так, без любви, нам ее вообще не надо. …Буй – и потом в рифму. Собственно говоря, все песни Шнурова это гимны нашим резиновым мужикам и нашим резиновым бабам. Резиновым мужикам ничего не нужно кроме бухла и ростовских или каких-то еще плюх, ну естественно резиновую бабу, резиновым бабам ничего не нужно кроме резинового мужика, а также сумки Прада, а также офигительных штанов. И это вот такой абсолютный апофеоз нашего жлобства. А припевом можно было бы взять другую песню группы «Ленинград». Где они поют: где мы есть, там хорошо, а где нас нет, там плохо. То есть катись ты вообще на фиг, весь остальной мир. У вас там плохо, у вас скучно, у вас неинтересно, вот нас в России очень хорошо. При этом он поет правду. Он не поет «Путин наш рулевой» или какой-нибудь Тимати — мой друг мистер Путин. Нет, он поет правду. Он поет о том, что жизнь у нас какашка, безнадега, лажа, то, се, пятое, десятое. Все понимают – он поет правду. А потом опаньки — и делает такой потрясающий лукавый выверт. Да, жизнь у нас какашка и мы какашка, и я какашка и ты какашка, зато как это все клёво и как нам с этим весело живется. И это на самом деле звучит убедительно. Более того, это звучит так духоподъемно. Я и так думаю, что никакой там хитрожопый Сурков со всеми своими бездарными политологами не смог бы придумать ничего лучше того, что придумал Сергей Шнуров. И ему вообще по идее надо было бы дать звание народного артиста. Никто больше Шнурова в нашей стране этого не заслужил. И народного артиста и звезду героя ему на маечку повесить. Ну, естественно учитывая его скандальную репутацию, естественно, Путин этого никогда не сделает. Но он позволяет Шнурову другое, гораздо более важное. Он развязал ему язык и Шнуров может петь что угодно и каким угодно языком. Он развязал ему руки, и Серега Шнуров гребет деньги просто в неимоверных количествах и прекрасно себя чувствует. И никто его не остановит, ни депутаты, ни генеральный прокурор Чайка. Никто. Потому что для государства это было бы крайне невыгодно, крайне контрпродуктивно. Остановит Шнурова и настанет последний день его этой удачно выстроенной Помпеи только в том случае, если он вдруг споет, что Путин фуфло.
О. Чиж
- То есть пока не дошли до конкретных людей.
А. Троицкий
- До конкретного человека. Вот если бы он это спел, да, закончилось все в тот же день. И вспомнят ему там все. И мат, и наркотики, и мордобой, и что угодно. И повесят 50 статей. Именно поэтому Шнуров никогда в жизни как человек очень умный и практический ничего подобного никогда не споет. На самом деле проблема со Шнуровым только в том, что на самом деле очень умный и в высшей степени талантливый парень. И мне просто очень обидно, что свой весьма недюжинный талант он объективно говоря, обратил на службу злу и лжи..
О. Чиж
- То есть получается, что Шнуров главный государственный артист.
А. Троицкий
- Он единственный по-настоящему важный для нашего государства артист. Забудьте вы про этого Лепса, Стаса Михайлова и так далее. Это все планктон такой артистический. Малоинтересные создания. Никто из них реально на менталитет народа не влияет. А Шнуров влияет. И влияет в очень выгодную для государства сторону.
О. Чиж
- Так вот откуда предложение Дмитрия Рогозина послать его на Евровидение. Дмитрий Рогозин интуитивно понимает, что вот единственный достойный кандидат, который может представить Россию, как она есть на всю Европу.
А. Троицкий
- Рогозин как бы это все облек в какие-то довольно банальные формы. Я думаю, что на самом деле было бы здорово, если бы Шнуров представил нашу страну на Евровидении. Притом, что я естественно имею некоторое отношение к музыке, к конкурсу Евровидение отношусь с таким острым отвращением, но в данном случае был бы даже готов войти в творческую команду и что-нибудь такое Шнуру подсказать. Скажем, чтобы оделся он максимально гей-френдли. То есть как Николай Басков, как Валерий Леонтьев. С разрезом до ширинки. Весь в блестках. И так далее. Окружил бы себя какими-то мужеподобными девками с радужными флагами и таким образом зло бы спародировал Гейропу. При этом собрав огромное количество очков и симпатий. Или, наоборот, там же в Украине все будет происходить, спародировать группу «Любе», выйти на сцену в окровавленных бинтах, пилотках и что-нибудь такое спеть про Новороссию. Тоже было бы, я думаю очень весело. У Шнурова фантазия прекрасная. Гораздо лучше, чем у меня я думаю. Уверен, что он нашел бы прекрасный рецепт для того чтобы если не выиграть Евровидение, то, по крайней мере, сделать свое выступление максимально запоминающимся. Ну, в крайнем случае, если его заставят сволочи эти пиндосы петь на неродном нашем английском языке, чтобы он спел по-английски вот так примерно как разговаривает министр спорта Мутко. То есть с чудовищным акцентом, грамматическими ошибками и так далее. Чтобы Верка Сердючка показалась просто английской леди на этом фоне. И так можно сделать. То есть на самом деле конкурс Евровидение заслуживает только того, чтобы над ним издеваться. Больше там делать правильному русскому мужику абсолютно нечего.
О. Чиж
- Но при этом к нему все относятся с какой-то звериной серьезностью.
А. Троицкий
- Оксана, это их проблемы. То есть, те, кто относятся со звериной серьезностью к конкурсу Евровидения это я думаю или латентные геи или просто идиоты.
Н. Синдеева
- А скажи, ты мог бы сейчас назвать главного артиста, музыканта, исполнителя в России и в мире? Мне тоже кажется, что сейчас немножко, благодаря, в том числе интернету, кумиры исчезли.
А. Троицкий
- Кумиров на самом деле, таких глобальных кумиров не осталось, и, конечно, уже никогда не будет ни Элвисов, ни Битлов, ни даже Майкла Джексона. То есть вся эта глобальная аудитория, она предельно атомизировалась, то есть имеются какие-то нишевые истории, но я как-то западную музыку и русскую музыку я боюсь, я оцениваю по-разному и исходя из разных критериев. Потому что до Запада у меня особого дела нет, и там я могу оценивать музыку объективно, исходя из ее реальных творческих параметров. То есть там я могу оценивать талант. В этом смысле я могу сказать, что этот год довольно урожайный, то есть началось все практически с посмертного альбома Дэвида Боуи «Blackstar», Боуи — это вообще, конечно, гений.
Н. Синдеева
- Но это старый кумир, это старый.
А. Троицкий
- Это старый кумир, он, тем не менее, выпустил изумительный новый альбом, еще же у него два альбома выйдет. Это же вообще фантастическая история, что человек, пока боролся со своей болезнью, застроил такое творческое наследство на несколько лет вперед, выйдет еще как минимум два новых альбома Дэвида Боуи в 2017 и 2018 году. Если говорить об артистах, слава Богу, живых и здравствующих, я считаю, потрясающий вышел новый альбом у Пи Джей Харви, я вообще считаю, что Пи Джей Харви для меня лично сейчас артистка №1 в мире.
То есть если я говорю о том, что музыка измельчала, то я, скорее, говорю о том, что количество хорошей музыки на душу населения, то есть на количество артистов, оно сейчас, конечно, стало гораздо меньше. Но прекрасной музыки по-прежнему выходит много, и я ее всю слушаю, делаю всякие интернетовские радиопередачи и т.д. Если говорить о России, то тут я оцениваю музыку, так получается, по-иному, потому что с точки зрения музыкальной, собственно, никогда наша музыка меня не впечатляла.
То есть я могу по пальцам одной руки перечислить тех музыкантов за последние 40-50 лет из числа наших соотечественников, чья музыка мне по-настоящему нравилась, и музыка, и песни, начиная от Высоцкого и Башлачева, и кончая Курёхиным. Очень мало таких людей, потому что, в основном, это так все, я расценивал нашу музыку всегда не как музыкальное явление, а как явление такое, как говорится, социокультурное. И в этом самом социокультурном смысле я так думаю, что самый важный артист в России — это сейчас, к сожалению большому, Сергей Шнуров. Он на самом деле важен, потому что он действительно во многом определяет цайтгайст — этот самый дух времени, точнее, в данном случае я сказал бы не дух времени, а душок времени, Шнуров его очень талантливо и очень адекватно передает. Нравится этот дух или не нравится — это уже второй вопрос, но то, что Шнуров этот нерв просто твердо держит обеими руками — это факт.