нет разницы, если тритон
Си-фа, Фа-си
это смотря в каком аспекте. Разницы нет в том, что там и там интервал три тона.
На слух - разница будет на полоктавы выше либо на полоктавы ниже, это ведь слышно.
По смыслу - разница будет в том, какие ступени и какого аккорда ты написал, сыграл или просто имеешь в виду.
Вот смотри:
- если считать от ноты си, то:
си, до, ре, ми, фа - это
пятая пониженная ступень, уменьшенная квинта;
- если считать от ноты фа, то:
фа, соль, ля, си - это
четвертая повышенная ступень, увеличенная кварта.
А какой будет уменьшенная квинта от фа? Перечисляем названия ступеней до пятой:
фа, соль, ля, си, до. Теперь понижаем пятую ступень, чтобы был тритон - получаем
до бемоль. Но ноты си и до бемоль у тебя энгармонически совпадут, поэтому, скорее всего, это какая-то тональность, в которой будет не нота си, а нота си бемоль.
можно придумать какой-то замороченный пример, когда две соседние диатонические ступени энгармонически сольются в один удвоенный звук, но, тогда, по общему правилу, останется устойчивая ступень - пятая, а неустойчивая - четвертая - пропадет
Не существует тональностей, в которой есть одновременно до бемоль и соль чистая, ля чистая, потому что до бемоль впервые появляется только в тональностях соль бемоль мажор / ми бемоль минор (шесть бемолей при ключе), в чем легко убедиться:
Это значит, что последовательность нот фа, соль, ля, си бемоль и до бемоль возможна только в каком-то альтерированном звукоряде. Как например, в доминантсептаккорде с пониженной квинтой Eb7-5, обыгранном по мажорному локрийскому ряду, бррр.
Теперь, если мы говорим про какую-то тональность или аккорд, то в до мажоре ноты си и фа однозначно ассоциируются с тоническим аккордом C+7, это его 3 мажорная и большая 7 ступени. А вот аккорд, в звукоряде которого есть одновременно ноты си бемоль и до бемоль, вообще не относятся к до мажору, это какой-то заимстованный из другой тональности аккорд. Например, аккорд из тональности соль бемоль мажор или ми бемоль минор.