Вот ин-фа с musicforums.ru ( ссылки не осталось к сожалению )
Настройка звука на сцене перед выступлением
Тselischev
1. сундчек начинать с отстройки порталов: выключить портальный эквалайзер и выставить настройки кроссовера так,чтобы любимая форменная фонограмма звучала естественно.
Обращать особое внимание на то,чтобы вокал никаким образом не проникал в субы, иначе вы от гула на вокале не избавитесь никогда и ни чем. (Частота раздела кроссовера по низу не выше 140 Гц).
2. После этого включаете и чуть-чуть скорректируете портальный эквалайзер под живого вокалиста следующим образом:просите его спеть или поговорить в микрофон, причем эквалазер на ячейке пульта должен быть обязательно выключен.
Таким образом вы получиль более-менее достоверный тракт, который обеспечит честное звучание практически любому инструменту без радикальной кастрации его пультовуми эквалайзерами. А это залог успеха правильного звучания сценических мониторов.
3.Затем отстраиваются мониторы. Надежнее всего работает техниика "ПРОСВИСТЫВАНИЯ". Вы ставите эквалойзер мониторов "в ноль" и просите вокалиста АККУРАТНО "потыкать" микрофоном в динамик. Появится обратная связь- свист, который необходимо вырезать мониторным эквалайзером.
Не стоит рисовать ручками эквалайзера плавных кривых, лучше как можно точнее найти 1-2 частоты и вырезать радикально имннно их. Как правило 90% всех завязок это 1, 2, 4 кГц, 500-600Гц. не стоит напрасно кромсать низ и верх, там, как это не породоксально, ни чего не ведется.
Когда свист убрали можно поднять уровень монитора довольно значительно, а это- залог любви к вам вокалиста (или вокалистки).
4. Вокальный микрофон ловит всю сцену и радикальным образом влияет на тембр и фазу практически любого инструмента, поэтому все инструменты отстраивать лучше при ВКЛЮЧЕННОМ И УЖЕ ОТСТРОЕННОМ ВОКАЛЬНОМ МИКРОФОНЕ.
5. Барабаны должны "ломить" но не заводиться, для этого на большой барабан (и по возможности альты) крайне желателен гейт. На малом барабане смело можно обойтись и без него. Если гейтов нет, тогда максимально приблизьте микрофоны к пластикам (1-1.5 см). Не надо бояться, хорошие микрофоны выдерживают это давление легко. Чтобы альты меньше гудели и не проходилось их сильно эквализировать, ставте микрофоны не перпендикулярно пластику, а под углом,причем под большим.
Есть один старый трюк. Барабаны не обязательно должны БЫТЬ громкими, они должны КАЗАТЬСЯ громкими. Смело вырезате на большом барабане район 300 Гц, задирайте 3-5кГц и может 10кГц (для метелистов), на малом барабане эквализация ровная, кроме радикально поднятого верха 10-12 кГц. Альты не обязательно делать "ЖИРНЫМИ" если у вас нет гейтов. Смело кастрируйте им низкую середину (нечего им постоянно гудеть весь концерт ради 5-10 ударов по ним). Лучше навернуть им радикальный щелчек (ведь вы же не джаз озвучиваете, исходя из темы вопроса).
Раньше шутили, что барабаны в роке должны звучать, "как удар палкай по голове, плюс огромный хвост от ревера". Щелкающие барабаны реально качают публику, не загрязняя при этом весь микс.
6. Бас гитара это тот самый инструмент, который тихо и незаметно, как Штирлец, замаскирует всю читабельность текста на вокале, потому, что как правило громко и внятно вокалисты орут отдельно взятые гласные буквы, а весть текст бормочут себе под нос в низкой тисетуре и мимо микрофона, при этом всячески стараются выбежать в зал, или встать рядом с порталом направив в него микрофон.
Есть одно средство, надо ВЫКЛЮЧИТЬ порталы, включить басовый комбик, попросить басиста поиграть, а самому вниматетьно послушаль звук в зале, найти резонирующую частоту (гул) и вырезать ее НА КОМБИКЕ (а не на пульте). После этого надо ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВО попросить басиста не задирать на комбике до упора 80 Гц. На пульте можно немного выделить 800 Гц , чтобы бас-гитара лучше склеилась с простыми гитарами. Есть еше одна тонкость связанная с бас-гитарами. Очень часто сигнал с комба на пульт берут с директ-выхода комба. И часто при этом имеются наводки и земленые петли ( гул и шип). И часто на это цинично не обращают внимание. А зря, так как выведенная по громкости до уровня бочки, фонящая бас-гитара, становится самым (а часто и единственнын) источником "мусора" в миксе.
Микс получается плоским и утомительным для уха и сразу хочется поддать низа и верха а это только усубляет положение. А виной всему - якобы НЕЗАМЕТНЫЙ фон басовой линии. Если фон не удается устранить, не мучайтесь, поставте микрофон, хоть SURE SM57, все равно будет лучше.
7. С гитарами ни когда не будет особых проблем, если микрофоны которые озвучивают комбики поставить на стойки, а не подвешивать сверху за шнур, привязанный к ручке комбика. Это самое жалкое и убогое зрелище. Звук снимаемый таким образом, не возможно спасти ни чем. На пульте у гитар крайне желательно отрезать низ. Причем, одной только нажатой кнопки "обрезки низа" на пульте, как правило, не достаточно. Отрезайте ручками. Отдельные недогруженные ноты гитар, способны гудеть громче и ниже баса, что тоже очень сильно маскирует дикцию вокалиста. Вы можете сколько угодно весь концерт выруливать бас-гитару и даже отключать ее совсем, и при этом не догадываться, что это гудят гитары.
Второе правило,- лучше прибрать на гитарах верх. Зудение гитарных процессоров очень сильно маскирует высокочастотные обертона вокалиста. Можно безнадежно, доставать верх ("дыхание") на вокале, вплоть до появления заводки, но при этом, он попрежнему будет оставаться серединистым и гнусавым на фоне черезчур звенящих гитар.
8. Клавиши,- заводятся на пульт ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ DI-BOX !!! Не пожелейте 30-40$ и проблем не будет. Еще, как правило клавишники- это люди с очень хорошим слухом, и часто им вполне хватет той громкости что пробивается из мониторов. Но все-таки, лучше поставить им отдельный комбик (хоть маленький, хоть гитарный),и послать туда выход с наушников (ПРАВДА ЕСТЬ ТОНКОСТЬ В РАСПАЙКЕ ШНУРА).Но главное показать клавишнику- где на комбе ручка громкости, и попросить его пользоваться ею, чтобы делать звук клавиш на сцене тише или громче, а двигать постоянно в-тихоря туда-сюда выходной уровень инструмента. Всем станет проще жить.
9. Баланс инструментов- самая главная вещь для разборчивости вокала (после хорошей дикции самого вокалиста). Можно его выстраивать следующим образом. Выводите фейдера всех линеек на пульте до "0 ДБ", (одинаково!!!) и на саунд-чеке больше не трогаете. А весь взаимный баланс выстраиваете ручками чувствительности, обязательно контролируя по PFL, чтобы входы, кроме барабанов ни где не перегружались (на барабанах немного допустимо, это чуть-чуть "лимитнёт" их, а искажения вызовут ощущение громкости и склеют их с перегтуженными гитарами, главное не увлекаться этим на дешёвых пультах).
Одинаковый уровень всех фейдеров- это тот баланс который всегда легко запомнить, и мгновенно востановить во время концерта, если вдруг вы увлеклись в порыве творческого руления и окончачельно развалили всю картинку. Запас по громкости в этой концепции, имеется на всех инструментах (и конечно же не вокале). Он позволяет вам легко выводить солирующие инструменты и, самое главное взвращать его на место на свои "0 Дб", а это не маловажно!!!! Это архи вахно !!! Если вы выстроили микс " по нулям" на фейдерах музыкально,то это значит ,что и у вас и все входные чувствительности взаимно согласованы, а это значит,что и мониторный микс вы нарулите очень быстро, Выставляя приблизительно одинаковый уровень посылов , ориентируясь на уровень посыла вокального микрофона, который как вы помните уже выставлен при "просвистывании" мониторов.
Мониторный микс лучше выстраивать УБРАВ ГРОМКОСЬ ПОРТАЛОВ. Это позволяет вам самим на слух контролировать ситуацию на сцене не полагаясь на "жадность" музыкантов.
10. Если после всех описанных процедур с читаемостью вокала все еще остались проблемы. Сделайте следующее:- включите в разрывы 1-2 подрруппы компрессор (можно в авто режиме) пошлите туда всё (отключив посыл на мастер) и нормально отожмите весь микс, на 3-4 подгруппу также посылается весь микс и немного подмешивается к закомпрессированому, дабы бы восстанавить дефекты компрессии. Если компрессор корректный, то можно это не делать. Вокал отправте и в подгруппы и в мастер секцию. Все это сделает громкость остальных инструментов автоматически зависимой от текущего уровня вокала, при этом сам вокал останется живым и громким.
11. И последнее, если и этого оказалось мало, просто и тупо уберите мастер фейдер, и на столько же поднимите громкость вокала (с)