Обзор от
Dunkar.
Типы акустических гитарСуществует два основных вида акустических гитар: классические с нейлоновыми струнами и акустические гитары со стальными струнами.
Классическая гитара, как правило, имеет относительно небольшой размер и широкий гриф без анкерного стержня. Ее конструкция не приспособлена под использование стальных струн, поэтому на ней используют только нейлоновые струны. Классическая гитара отличается негромким и мягким звучанием и богатством оттенков извлекаемых звуков. На классической гитаре традиционно исполняется классическая музыка, фламенко и музыка Латинской Америки (босса-нова, латина). Испанские гитаристы часто пользуются гитарами фламенко, которые от классической отличаются более сухим, резким и звонким звучанием и иногда наличием деревянных колков.
Акустическая гитара со стальными струнами – очень разнообразный по форме и размеру инструмент. Она обладает массивным корпусом особой конструкции, позволяющей выдерживать мощное натяжение стальных струн, и гриф (как правило, узкий) с анкерным стержнем. Основные виды корпусов: дредноут, джамбо, «гранд аудиториум» в различных модификациях, цыганские гитары для цыганского джаза мануш. Благодаря стальным струнам, гитара звучит громко и звонко, но также требует более выносливых и крепких пальцев. На таких инструментах исполняется американский и кельтский фингерстайл, акустический блюз, джаз мануш (цыганский джаз).
Оба типа гитар могут подзвучиваться (в этом случае они называются электроакустическими) с помощью встроенного пьезодатчика и/или микрофона. Также существуют узкие или даже цельнокорпусные гитары с пьезодатчиком вроде Chet Atkins CE, которые с некоторой натяжкой можно отнести к акустическим - такие гитары звучат только при наличии усилителя, но зато не заводятся от обратной связи. Кроме того, в нектороые акустические гитары встраивают электромагнитные датчики и смешивают их сигнал с сигналом от пьезодатчика.
Особенности техники игры на акустикеНа акустических гитарах можно играть как пальцами, так и медиатором, но чаще всего акустика ассоциируется с фингерстайлом, а в случае классики использование пальцевого метода – правило.
Пальцевый метод позволяет исполнять полифонические пьесы, а также играть одновременно, мелодию, бас и аккомпанемент. На стальных струнах некоторые гитаристы используют «коготь» на большой палец (
tumbpick), который также можно использовать как медиатор, или даже «когти» на все пять пальцев.
Техника игры на нейлонеОбычно на нейлоне играют только пальцами. Игра на нейлоне имеет следующие особенности:
1) Посадка – гитара выемкой кладется на левую ногу, под которую часто ставят специальную скамеечку. Угол наклона гитары относительно пола от 30 до 60 градусов. В последние годы вместо скамеек под ногу всё чаще используют так называемые "саппорты" различной конструкции, которые помещаются между ногой гитариста и гитарой, приподнимая гитару так, как если бы нога стояла на скамейке. Считается, что саппорты удобнее скамеек, т.к. не портят осанку гитариста и более портативны. Саппорт может крепиться к гитаре, например, присосками.
Также есть специальные ремни для классики - с двумя крючками, которые цепляются за розетку. Получается висящая гитара, на уровне классической постановки, можно играть и стоя и сидя, и подставок не надо.
2) Постановка рук - левая рука располагается так, чтобы большой палец находился посередине грифа напротив среднего и ни в коем случае не торчал сверху, как это бывает при блюзовом хвате. Правая рука куполообразно нависает над струнами, позволяя очень тщательно контролировать звукоизвлечение.
3) Использование удара с опорой. Наряду с обычным ударом без опоры («
тирандо»), на нейлоне широко используется удар с опорой («
апояндо»), при котором указательный (
i), средний (
m) или безымянный (
a) при ударе опираются на нижележащую струну (большой палец (
p) также может играть с опорой на следующую струну). Такая техника позволяет играть яркие быстрые пассажи, причем довольно громко. Во фламенко такая техника называется «пикадо» и предполагает строгое чередование пальцев при исполнении пассажа.
4)
Тремоло. Классическое тремоло отлично звучит только на нейлоне. При этом пальцы
a-m-i , быстро чередуясь, защипывают струну без опоры (тирандо), а большой палец играет линию баса (
p-a-m-i-p-a-m-i). Во фламенко используется также вариант квинтольного тремоло
p-i-a-m-i-p-i-a-m-i.
5) Классическое горизонтальное
вибрато. Благодаря эластичности нейлоновых струн, этот тип вибрато звучит очень выразительно. Он исполняется посредством покачивания кисти левой руки вдоль грифа.
6)
Расгеадо и
альсапуа – техники, характерные для фламенко, но также встречающиеся в классике. При
расгеадо чередующиеся особым образом удары пальцев правой руки по струнам создают перкуссивно-тремоллирующее аккордовое звучание, характерное для музыки фламенко.
Альсапуа означает игру большим пальцем в движении сверху-вниз (от выскоких струн к низким) в отличие от обычного движения снизу-вверх. Обе техники требуют наличия хороших и крепких ногтей на правой руке.
Техника игры на стальных струнахНа стальных струнах можно играть и пальцами, и медиатором. В целом, для техники стальных струн характерны такие особенности:
1) Отсутствие правил относительно посадки, часто гитаристы-акустики вообще играют стоя. Классическая посадка часто неудобна из-за больших размеров гитары.
2) Отсутствие правил относительно постановки рук. Но зачастую, левая рука держится блюзовым хватом, а большой палец даже может зажимать нижние струны. Правая рука располагается ближе к струнам («дергающее» положение) и не образует «купола».
3) Игра без опоры. Удар с опорой на стальных струнах не так эффективен, как на нейлоне, поэтому чаще всего гитаристы предпочитают играть без опоры.
4) Использование «когтя» для большого пальца. Позволяет играть более мощную басовую линию. Такой коготь очень подходит для «дергающего» положения правой руки, при котором большой палец располагается почти параллельно струнам.
5) Глушение басовых струн. В отличие от классической позиции, «дергающее» положение с когтем на большом пальце позволяет использовать
палм-мютинг, то есть глушение ребром ладони правой руки извлекаемых звуков басовой линии. Такое глушение очень характерно для американского фингерстайла, когда линия баса часто звучит как «бум-чик-бум-чик».
6) Глушения и удары по струнам другими пальцами – также очень хорошо звучит на акустике. Обычно выглядит так: после извлечения аккорда, пальцы правой руки падают на струны, глуша и одновременно издавая перкуссивный звук, отлично подходящий для аккомпанемента.
7) Использование перкуссивных эффектов и трюков. Акустическая гитара гитара позволяет добиться чрезвычайно разнообразных звуков: шуршание струнами, постукивание по ним, бренчание по заглушенным струнам, игра на струнах за верхним порожком, всевозможные удары по деке. Такое разнообразие поволяет использовать акустику как полноценный ударный инструмент, параллельно извлекая даже музыкальные звуки.
Медиаторная техника на акустике отличается тем, что, как правило, плоскость медиатора практически параллельна струнам, а правая рука играет без опоры на деку/струны/подставку. Это требует хорошей выносливости и координации правой руки. Скоростная медиаторная техника характерна для стиля мануш – цыганского джаза.
9) Стальные струны позволяют исполнять на акустике такие электрогитарные приемы, как бенды (подтяжки), вертикальное вибрато и тэппинг. Однако, поскольку на акустику ставятся обычно более толстые струны, исполнение этих приемов ограничено и требует большой тренированности.
10) На стальных струнах можно использовать слайд – металлическую или стеклянную трубку, надеваемую на пальцы левой руки, служащую как бы передвижным порожком, позволяющим плавно менять высоту звука. Это совершенно особенный стиль игры, характерный для акустического блюза. Часто для него используют отдельную гитару с повышенным расстоянием от струн до грифа или даже специальную резонаторную ("
дОбро") или слайд-гитару.
=======================================
Дополнение от
phleg.
Некоторые дополнения относительно техники фламенко:
1. Посадка. Существует 2 основных положения (рассматриваем вариант для правши): 1) гитарист сидит закинув правую ногу на левую, гитара лежит изгибом обечайки в "ложбинке", образуемой бедром правой ноги и торсом - яркий пример Paco de Lucia; гриф гитары при такой посадке практически параллелен полу.
2) гитарист сидит прямо, поставив обе ноги на пол (высота стула/дивана и т.п должна быть такой, чтобы угол между бедром ноги и торсом гитариста был острый), гитара
ставится на бедро правой ноги так чтобы головка грифа располагась примерно на уровне глаз (угол между полом и грифом - примерно 45-60 градусов) и фиксируется правым плечом - рука кладется сверху на обечайку, предплечье и кисть свободны. Для начала игры предплечье немного приподнимается, пальцы перпендикулярны струнам. Данная посадка подробно описана в школе Хуана Мартина - Juan Martin - El Arte Flamenco De La Guitarra
А еще есть такой дядька Oscar Herrero, его посадка - смесь классической и посадки фламенко.
2. Апояндо во фламенко много играют большим пальцем. Пикадо исключительно двухпальцевая техника - im, ma, ia
И еще - на нейлоне обычно играют все же ногтями...
Рекомендую новичкам, интересующимся фламенко, начинать со школы Хуана Мартина - в сети есть и книжка переведенная, и видео. Объясняет он все по-английски, но достаточно просто и с самых азов. Для более продвинутых гитаристов наверняка будет интересен Herardo Nunez.