Фламенко – форма искусства, зародившаяся в Испании (провинция Андалусия), объединяющая музыку, танец и пение.
Токе (
Toque) слово от испанского
«tocar» - «касаться», «поражать». В данном случае переводится - «играть на каком-либо музыкальном инструменте». Токе фламенко — это игра на гитаре фламенко (а гитариста фламенко называют
Токаор),
El Cante обозначает пение фламенко (
Кантаор),
El Baile — танец фламенко (
Байлаор).
Музыкальный аккомпанемент в традиционном фламенко обычно исполняется на гитаре и иногда сопровождается игрой на кахоне (
cajon, перкуссионный инструмент), кастаньетах, хлопками в ладоши (palmas).
Существует множество различных традиционных стилей (palos) фламенко, которые отличаются строгим ритмом, акцентировкой (compas – «компАс»), а иногда и гармониями – Solea (Soleares), Seguiriyas, Alegrias, Sevillanas, Bulerias, Fandangos de Huelva, Farruca, Rumba Flamenco, Tarantas и т.д..
Фундаментом многих стилей является 12-ти дольный компас Solea с акцентами на 3, 6, 8, 10 и 12 долях, который записывается в размере 3/4. В некоторых стилях используется размер 4/4 (Farruca, Rumba Flamenco), а для записи Seguiriyas применяют чередование размеров 3/4 и 6/8. Именно строгое соблюдение компаса и отличает
традиционное фламенко от современных музыкальных форм, которые зачастую используют тот же инструментарий, гармонии и антураж, но исполняются в размере 4/4 вне компаса и по сути своей фламенко не являются.
Посадка. Существует 2 наиболее распространенных положения:
1) гитарист сидит закинув правую ногу на левую, гитара лежит изгибом обечайки в "ложбинке", образуемой бедром правой ноги и торсом - яркий пример Paco de Lucia; гриф гитары при такой посадке практически параллелен полу.
2) традиционная посадка фламенко - гитарист сидит прямо, поставив обе ноги на пол (высота стула/дивана и т.п должна быть такой, чтобы угол между бедром ноги и торсом гитариста был менее 90 градусов), гитара ставится на бедро правой ноги так чтобы головка грифа располагась примерно на уровне глаз (угол между полом и грифом - примерно 45-60 градусов) и фиксируется правым плечом - рука кладется сверху на обечайку, предплечье и кисть свободны. Особенность данной посадки заключается в том, что гитара удерживается лишь правой рукой, поддержка грифа левой рукой во время исполнения не допускается. Для начала игры предплечье немного приподнимается, пальцы перпендикулярны струнам. Данная посадка подробно описана в школе Хуана Мартина - Juan Martin - El Arte Flamenco De La Guitarra
Весьма инересна посадка Oscar'a Herrero:
1 вариант
2вариант
Стоит заметить, что посадка во фламенко все же довольно индивидуальна, т.е. в принципе каждый гитарист садится так, как ему наиболее комфортно и удобно. Посадка вообще может изменяться в ходе исполнения нескольких произведений подряд (выступление, концерт, репетиция).
Техника Специфика аккомпанемента кантаорам и байлаорам, когда гитара ведет и ритмическую, и мелодичную линии обусловила развитие и многообразие технического арсенала токаоров. Все приемы исполнения, используемые гитаристами фламенко, можно разделить на:
1) ритмические:
- расгеадо (rasgueo), по дворово-бытовому - «бой» – поочередные, либо одновременные удары по струнам одним или несколькими пальцами (а точнее ногтями) правой руки (здесь и далее рассматривается случай правши).
- пульгАр (pulgar) – термин объединяет различные способы звукоизвлечения с помощью большого пальца правой руки. Используется как для игры ритма, расгеадо, так и в мелодических линиях.
- гольпе (golpe) – перкуссионная техника, заключающаяся в ударах кончика ногтя правой руки по верхней деке гитары. Часто исполняется одновременно с расгеадо.
- альсапуа (alzapua) – заключается в извлечении звука большим пальцем правой руки движением вверх (upstroke). В настоящее время чаще используется в составе триольного блока состоящего из удара вниз по струнам (downstroke), часто исполняемого одновременно с приемом гольпе, удара вверх (upstroke) и одиночной ноты баса извлекаемой также большим пальцем.
- апоядо (apagado) – глушение струн ребром ладони правой руки или мизинцем левой.
2) мелодические:
- тирандо (tirando) и апояндо (apoyando, удар с опорой) – способы ударения по струнам, когда палец после удара заканчивает свое движение, как бы повисая в воздухе (тирандо) или продолжает свое движение пока не упрется в следующую струну (апояндо).
- пикадо (picado) – техника, основанная на попеременном (2 раза подряд одним и тем же пальцем не допускается) извлечении звука
двумя пальцами правой руки. Используются различные сочетания – im, ma, ia. Пикадо всегда играется апояндо.
- арпеджио (arpegio) – последовательное, упорядоченное определенным образом извлечение аккордов правой рукой. Как правило, используются все пальцы кроме мизинца. Бас аккорда обычно играется приемом апояндо, а дисканты – тирандо.
- лигадо (ligado) – собственно легато – извлечение звука с помощью левой руки путем удара сверху (перпендикулярно плоскости грифа) по струне – хаммер (hammer on) - восходящее легато и сдергивание пальца со струны в направлении вниз (параллельно плоскости грифа) и вперед от гитариста – пул (pull off).
- трЕмоло (tremolo) - ноты баса извлекаются большим пальцем, а пальцы i,a,m,i поочередно ударяют по одной струне дискантов, образуя пентоль. Может исполняться как тирандо, так и апояндо.
Также с успехом применяется свип (sweep) – видел у Gerardo Nunez’a. Теппинг (ни у кого из фламенкистов, правда, не видел, но раз легато используется, то почему бы и нет) и флажолеты тоже никто не отменял. Также применяются удары ладонями по деке и обечайкам.
Не претендую на истину в последней инстанции, и уж тем более не думаю, что охватил все, поскольку сам не так давно начал осваивать этот стиль и много еще не знаю и не умею. Поэтому прошу людей знающих корректировать и дополнять в теме данную статью, а модераторов – переносить эти изменения и дополнения в заглавный пост, дабы облегчить доступ к информации.
При написании пользовался материалами Википедии -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EB%E0%EC%E5%ED%EA%EE книгой Juan Martin’s Guitar Method “El Arte Flamenco De La Guitarra”
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3061933и собственным, хоть и небольшим опытом.