Автор Тема: Фламенко - вносим ясность общими усилиями  (Прочитано 61082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн phleg Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 418
     Фламенко – форма искусства, зародившаяся в Испании (провинция Андалусия), объединяющая музыку, танец и пение.

     Токе (Toque) слово от испанского «tocar» - «касаться», «поражать». В данном случае переводится - «играть на каком-либо музыкальном инструменте». Токе фламенко — это игра на гитаре фламенко (а гитариста фламенко называют Токаор), El Cante обозначает пение фламенко (Кантаор), El Baile — танец фламенко (Байлаор).
Музыкальный аккомпанемент в традиционном фламенко обычно исполняется на гитаре и иногда сопровождается игрой на кахоне (cajon, перкуссионный инструмент), кастаньетах, хлопками в ладоши (palmas).

     Существует множество различных традиционных стилей (palos) фламенко, которые отличаются строгим ритмом,  акцентировкой (compas – «компАс»), а иногда и гармониями – Solea (Soleares), Seguiriyas, Alegrias, Sevillanas, Bulerias, Fandangos de Huelva, Farruca, Rumba Flamenco, Tarantas и т.д..
     Фундаментом многих стилей является 12-ти дольный компас Solea с акцентами на 3, 6, 8, 10 и 12 долях, который записывается в размере 3/4. В некоторых стилях используется размер 4/4 (Farruca, Rumba Flamenco), а для записи Seguiriyas применяют чередование размеров 3/4 и 6/8. Именно строгое соблюдение компаса  и отличает традиционное фламенко от современных музыкальных форм, которые зачастую используют тот же инструментарий, гармонии и антураж, но исполняются в размере 4/4 вне компаса и по сути своей фламенко не являются.

     Посадка.

      Существует 2 наиболее распространенных положения:

  1) гитарист сидит закинув правую ногу на левую, гитара лежит изгибом обечайки в "ложбинке", образуемой бедром правой ноги и торсом - яркий пример Paco de Lucia; гриф гитары при такой посадке практически параллелен полу.



   2) традиционная посадка фламенко - гитарист сидит прямо, поставив обе ноги на пол (высота стула/дивана и т.п должна быть такой, чтобы угол между бедром ноги и торсом гитариста был менее 90 градусов), гитара ставится на бедро правой ноги так чтобы головка грифа располагась примерно на уровне глаз (угол между полом и грифом - примерно 45-60 градусов) и фиксируется правым плечом - рука кладется сверху на обечайку, предплечье и кисть свободны. Особенность данной посадки заключается в том, что гитара удерживается лишь правой рукой, поддержка грифа левой рукой во время исполнения не допускается. Для начала игры предплечье немного приподнимается, пальцы перпендикулярны струнам. Данная посадка подробно описана в школе Хуана Мартина - Juan Martin - El Arte Flamenco De La Guitarra



Весьма инересна посадка Oscar'a Herrero:

1 вариант


2вариант


Стоит заметить, что посадка во фламенко все же довольно индивидуальна, т.е. в принципе каждый гитарист садится так, как ему наиболее комфортно и удобно. Посадка вообще может изменяться в ходе исполнения нескольких произведений подряд (выступление, концерт, репетиция).
 
      Техника

      Специфика аккомпанемента кантаорам и байлаорам, когда гитара ведет и ритмическую, и мелодичную линии обусловила развитие и многообразие технического арсенала токаоров. Все приемы исполнения, используемые гитаристами фламенко, можно разделить на:

1) ритмические:

      - расгеадо (rasgueo), по дворово-бытовому  - «бой» – поочередные, либо одновременные удары по струнам одним или несколькими пальцами (а точнее ногтями) правой руки (здесь и далее рассматривается случай правши).
      - пульгАр (pulgar) – термин объединяет различные способы звукоизвлечения с помощью большого пальца правой руки. Используется как для игры ритма, расгеадо, так и в мелодических линиях.
      - гольпе (golpe) – перкуссионная техника, заключающаяся в ударах кончика ногтя правой руки по верхней деке гитары. Часто исполняется одновременно с расгеадо.
      - альсапуа (alzapua) – заключается в извлечении звука большим пальцем правой руки движением вверх (upstroke). В настоящее время чаще используется в составе триольного блока состоящего из удара вниз по струнам (downstroke), часто исполняемого одновременно с приемом гольпе, удара вверх (upstroke) и одиночной ноты баса извлекаемой также большим пальцем.
      - апоядо (apagado) – глушение струн ребром ладони правой руки или мизинцем левой.

2) мелодические:

      - тирандо (tirando) и апояндо (apoyando, удар с опорой) – способы ударения по струнам, когда палец после удара заканчивает свое движение, как бы повисая в воздухе (тирандо) или продолжает свое движение пока не упрется в следующую струну (апояндо).
      - пикадо (picado) – техника, основанная на попеременном (2 раза подряд одним и тем же пальцем не допускается) извлечении звука двумя пальцами правой руки. Используются различные сочетания – im, ma, ia. Пикадо всегда играется апояндо.
      - арпеджио (arpegio) – последовательное, упорядоченное определенным образом извлечение аккордов правой рукой. Как правило, используются все пальцы кроме мизинца. Бас аккорда обычно играется приемом апояндо, а дисканты – тирандо.
      - лигадо (ligado) – собственно легато –  извлечение звука с помощью левой руки путем удара сверху (перпендикулярно плоскости грифа) по струне – хаммер (hammer on) - восходящее легато и сдергивание пальца со струны в направлении вниз (параллельно плоскости грифа) и вперед  от гитариста – пул (pull off).
      - трЕмоло (tremolo) -  ноты баса извлекаются большим пальцем, а пальцы i,a,m,i поочередно ударяют по одной струне дискантов, образуя пентоль. Может исполняться как тирандо, так и апояндо.

      Также с успехом применяется свип (sweep) – видел у Gerardo Nunez’a. Теппинг  (ни у кого из фламенкистов, правда, не видел, но раз легато используется, то почему бы и нет) и флажолеты тоже никто не отменял. Также применяются удары ладонями по деке и обечайкам.

    
      Не претендую на истину в последней инстанции, и уж тем более не думаю, что охватил все, поскольку сам не так давно начал осваивать этот стиль и много еще не знаю и не умею. Поэтому прошу людей знающих корректировать и дополнять в теме данную статью, а модераторов – переносить эти изменения и дополнения в заглавный пост, дабы облегчить доступ к информации.

      При написании пользовался материалами Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EB%E0%EC%E5%ED%EA%EE  
книгой Juan Martin’s Guitar Method “El Arte Flamenco De La Guitarra”
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3061933
и собственным, хоть и небольшим опытом.
« Последнее редактирование: Июня 22, 2012, 12:55:02 от phleg »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Статьи о фламенко на сайте Евгения Седько.

Видеблог Евгения Седько.

1. Как организовать самостоятельные занятия.

01 видеоблог - на что потратить время занятия.wmv

... и добавил:

2. С чего лучше начинать изучение техники игры фламенко.

02 видеоблог с чего начать изучение
« Последнее редактирование: Июня 18, 2012, 22:41:38 от MrLf »

Оффлайн phleg Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 418
а еще неплохо было бы пришпилить тему на первой странице раздела  ;)


Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Видеблог Евгения Седько. Третий выпуск в видеоблоге. Посвящен ритмам и пониманию компаса в музыке и танце. Видео аж на час :).

03 видеоблог - ритмы в фламенко, понимание компаса

Оффлайн HuhlaR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1105
MrLf,  Я редко захожу к вам в раздел , но увидев отдельную тему Фламенко ,вспомнил про эту страницу ,  тут о гармонии и не только
http://www.flamenco.ru/theory/fandango_harmony

Оффлайн istgitar

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #6 : Декабря 15, 2015, 15:27:46 »
есть чему учится,  попытаюсь научится, потом и учителю удивлю и тут расскажу, спасибо

Оффлайн MetallicFan

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1466
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #7 : Декабря 27, 2015, 01:40:43 »
Ребятушки, какие посоветует книги-самоучители в стиле "Фламенко". Сейчас изучаю книгу в стиле фингерстайл "Техника игры на гитаре. Фингерпикинг - стиль легендарных музыкантов" Фила Капонэ - очень нравится эта книга, хотелось бы что-то вроде этого, но фламенко

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 367
  • не жалей костей!!!
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #8 : Декабря 27, 2015, 16:45:23 »
MetallicFan, пост #5, по ссылке есть список литературы.

Оффлайн MetallicFan

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1466
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #9 : Декабря 27, 2015, 19:07:21 »
MetallicFan, пост #5, по ссылке есть список литературы.
Ты имеешь ввиду эти книги Секреты гитары фламенко - Тетрадь 1,2,3, 4, 5?

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 367
  • не жалей костей!!!
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #10 : Декабря 27, 2015, 19:52:51 »
да.

Оффлайн MetallicFan

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1466
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #11 : Декабря 27, 2015, 19:54:58 »
Про фламенко в этой теме писать или есть какие-то еще? просто смотрю очень мало постов, никто ничего не обсуждает

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #12 : Декабря 27, 2015, 21:35:16 »
Про фламенко в этой теме писать или есть какие-то еще? просто смотрю очень мало постов, никто ничего не обсуждает
Тут фламенкёров в принципе мало. Так что лучше здесь, наверное...

Оффлайн MetallicFan

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1466
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #13 : Декабря 27, 2015, 22:06:55 »
Тут фламенкёров в принципе мало. Так что лучше здесь, наверное...
Тогда тут буду отписываться)
Принципиально нужна классика с нейлоном или подойдет акустика с металом для обучения фламенко?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Фламенко - вносим ясность общими усилиями
« Ответ #14 : Декабря 27, 2015, 22:48:35 »
Принципиально нужна классика с нейлоном или подойдет акустика с металом для обучения фламенко?
Имхо, фламенко на железе с узким грифом — это изврат жуткий. Нейлон обязательно.