Статья будет длинная из нескольких постов. Новичкам полезно, остальным для размышления))
Для того, чтобы начать программировать подсознательный ум на раскованную, но точную игру на гитаре мы прежде должны понять разницу между естественным и неестественным положением тела и то, как бессознательное и сознание взаимодействуют друг с другом при выполнении различных задач.
Сознательные и бессознательные действия
Выполняя простые повседневные задачи, такие как набор номера на телефоне, сознание и бессознательное действуют совместно для того, чтобы затратить на это действие минимум усилий. Когда мы набираем знакомый номер, у нас нет необходимости задумываться над этим действием. Это означает что наше сознание совсем или почти совсем не участвует в этом действии. Оно может в этот момент думать о том, кому мы набираем и наше бессознательное связывает этот факт с тем фактом, что у нас в руке телефон и дает команду мышцам выполнить действие которое они выполняли бесчисленное количество раз. Если же мы набираем незнакомый нам номер задействованность сознания гораздо выше. Мы уделяем внимание каждой набираемой цифре. Если мы ошиблись, нам необходимо заново набрать неправильную цифру. Мы стараемся точнее набрать номер и избежать потери времени и денег на неправильное соединение. После многих повторений набор цифр становится нам знаком, и мы можем доверить эту функцию бессознательному набирая номер быстро и без усилий.
Почему же этот процесс не такой эффективный в тот момент когда мы не набираем телефонный номер а играем гамму? Почему в этом процессе появляется больше стресса, нагрузки и расстройства? Это вполне может возникнуть если мы во время обучения изменили естественный способ обучения, стараясь сыграть пассаж быстро и попасть в ритм. Задача попасть в ритм и быстрота исполнения не присутствует при решении задач, бессознательно выполняемых нами гораздо эффективнее.
Более того, такие задачи как написание письма или мытье посуды имеют осязаемый конечный результат. Если в тексте письма мы находим ошибки – мы их сразу же исправляем. Если мы разбили тарелку во время мытья, мы останавливаемся и убираем осколки. В следующий раз мы стараемся быть более аккуратными при выполнении этих задач для того, чтобы избежать потери времени и денег. Это естественный процесс обучения. При игре гамм, после выполнения упражнения, его существование остается только у нас в памяти, так что совершенные ошибки могут остаться неисправленными. Если сравнить это действие с мытьем посуды то мы бы стояли по колено в осколках)).
Когда мы репетируем мы должны помнить что наше бессознательное запоминает все что мы сделали, независимо от того было это сделано правильно или нет. Если мы семь раз сыграли гамму До мажор и при этом шесть раз сделали ошибки мы не можем ожидать что наше бессознательное запомнит только правильный вариант. Поэтому, когда мы в следующий раз поставим наш палец на третьем ладу пятой струны и начнем думать о проигрывании гаммы До мажор у нашего бессознательного будет семь различных способов её исполнения и большая вероятность выбора им неправильного варианта. Результатом будет частое повторение ошибок и наш прогресс будет не быстрым и скачкообразным.
Если мы хотим чтобы наше бессознательное принимало правильные решения а не делало догадки мы должны ему дать четкие ориентиры. Предположения будут вести к большому числу ошибок и мы так и будем ходить по замкнутому кругу.
Очевидно, что мы не можем совсем исключить ошибки при обучении, но мы можем сделать так, чтобы количество верной информации попадающей в бессознательное было преобладающим и не влияло на наш прогресс. Мы можем сделать так чтобы наши ошибки не попадали по адресу. Если мы сделали ошибку в гамме, арпеджио, последовательности аккордов и т.д. мы не продолжаем произведение до конца, в надежде что в следующий раз мы сыграем это правильно. Мы немедленно останавливаемся и акцентируем внимание на том что произошла ошибка. Мы компенсируем ошибку правильным многократным проигрыванием конкретного момента.
Например, проигрывая ноты гаммы До мажор мы сыграли Ми бемоль вместо Ми, или нечетко сыграли какую-либо ноту, или звучание какой-либо ноты нас не устраивает. Мы останавливаемся, расслабляемся, потом сосредотачиваемся, и начинаем играть фрагмент с нескольких предшествующих нот и, сыграв ноту Ми и несколько последующих нот останавливаемся. Мы играем этот фрагмент несколько раз для того, чтобы перезаписать его в подсознание. После каждого повторения вновь останавливаемся, расслабляемся и сосредотачиваемся. Не играйте этот фрагмент безостановочно по кругу. Не следует играть первую ноту фрагмента сразу же как только вы сыграли последнюю, поскольку это не требуется в изначальном упражнении. Не надо так делать! Секунда или около того остановки дадут возможность вашему бессознательному переписать и усвоить информацию и предотвратят ваше бессознательное от создания кратковременного автоматического шаблона.
... и добавил:
Кратковременные и долгосрочные автоматические шаблоны
Если мы снова и снова играем одну и ту же музыкальную фразу, движения могут стать автоматическими до тех пор, пока мы остаемся в этой же позиции. Однако, если мы переместимся в другую позицию а потом вернемся в эту же, мы можем снова делать те же ошибки как будто мы не репетировали эту фразу. Это происходит потому что движение было автоматизировано только кратковременно. Для того, чтобы движение попало в долгосрочную память нам необходимо переместить руку из этой позиции, потом снова вернуть, расслабиться, сосредоточиться и сыграть фразу заново. Повторяйте таким образом чтобы вся фраза была сыграна точно и отчетливо.
На этом этапе скорость и ритм не так важны как правильное положение пальцев. Правильно запрограммированное бессознательное вознаградит вас быстрым и раскрепощенным движением. Этот подход применим к любым областям гитарных навыков будь то гамма, арпеджио, аккорд или тренировка правой или левой руки. Всегда заменяйте ошибочно проигранный фрагмент медленным, тщательным, отчетливо проигранным фрагментом. Если же ошибка сохраняется попробуйте сыграть произведение еще медленнее. Сыграйте его на той скорости, на которой вам удобно. Когда вы приблизитесь к проблемному месту еще больше снизьте темп и сыграйте фрагмент акцентируя ваше внимание на поиске удобного положения пальцев. Пройдя трудный фрагмент вы можете вновь вернуться к начальной скорости. Этот подход гораздо более эффективен чем многократное повторение с ошибками проблемного фрагмента на исполнительской скорости.
Как уже подчеркивалось раньше, бессознательный ум работает методом ассоциаций. Он руководит движением мышц основываясь на чувствах и в соответствии с инструкциями, полученными от сознательного ума. Это означает что в момент исполнения произведения сознательный ум должен быть свободен от мыслей не связанных с удовольствием от проигрывания данного произведения. Смысл такого репетирования заключается в необходимости удалить любые тревожные мысли на любом фрагменте. Так чтобы ни на одном фрагменте произведения не возникало мысли «сейчас я подойду к трудному фрагменту, как бы мне здесь не ошибиться». Постарайтесь остановить ваш тревожащийся внутренний голос во время выступления. Мысли типа «вчера я играл это произведение лучше» следует останавливать поскольку они не несут никакого конструктива.
Нам свойственно оступаться в момент, когда мы не сосредоточены на том, что мы сейчас делаем. Перескакивать с одного на другое это свойство нашего сознания. Если вы будете набирать номер на телефоне и в то же время думать о том, что вам надо еще помыть машину, то в этот момент ассоциаций в подсознании не возникает и бессознательное не понимает на чем ему сейчас следует сосредоточиться, следовательно есть большая вероятность того, что вы наберете неправильный номер.
Например, мы хотим запрограммировать наше бессознательное на проигрывание какого-то сложного аккорда с баррэ (ну или любого сложного аккорда), звонко и четко, мы должны ему дать четкий сигнал из сознания и аккуратно исполнить этот аккорд. До постановки пальцев, сначала представьте в голове их нужное положение, потом дайте им команду начать занимать это положение. Не извлекайте звук до тех пор, пока ваши пальцы не станут четко и удобно. Затем отрывисто сыграйте аккорд. Для этого, сразу после быстрого движения правой рукой и извлечения звука, одновременно ослабьте давление всех пальцев на струны. Не надо их совсем убирать со струн. Просто оставьте их на месте и расслабьте руку для того чтобы снять напряжение от растяжки. Кратковременность звука позволит аккорду прозвучать четко и отрывисто и поможет левой руке прижать все шесть струн. Если в аккорде были открытые струны приглушите их ребром ладони правой руки. Это движение следует синхронизировать с расслаблением левой руки. Результатом должен быть четко и звонко звучащий отрывистый аккорд.
Не оставляйте пальцы стоять на месте и не проигрывайте аккорд снова поскольку это не служит нужной нам цели научения мышц находить это положение. Лучше позвольте кисти свободно повиснуть на секунду и дать выйти напряжению в мышцах перед тем как вы снова дадите указание пальцам сформироваться в этот аккорд и сыграете его опять кратко и звонко. Продолжайте в этом же духе до тех пор, пока вы не научитесь устанавливать его быстро и четко. Также в этом вам может помочь способ при котором вы тренируете последовательную постановку двух различных аккордов, хотя второй способ не поможет вам в том случае, если вам необходимо быстро устанавливать какой-либо сложный аккорд, например вставить аккорд в мелодический пассаж. Сосредоточьтесь на том что ваш ум занят только задачей постановки аккорда а ваши пальцы тоже заняты только этим же.
Не практикуйте обучение игре в расслабленном состоянии ума, когда вы одним глазом смотрите телевизор а ваши мысли витают еще где-то. Как рассеянное печатание бессмыслицы на клавиатуре, в то время как вы разговариваете по телефону с другом не улучшит ваши навыки печатания, так и рассеянная, бессистемная игра на гитаре не улучшит ваши навыки. Практикуйте в спокойном, но сосредоточенном состоянии, позволяя вашему бессознательному воспринимать ясные сигналы, создавать четкие ассоциации из высококачественной незамусоренной информации.
Не тратьте время на такую ерунду как самобичевание за ошибки или плохое воспроизведение. Просто прорабатывайте элементы, который вы хотели бы улучшить по одному в спокойной и сосредоточенной манере. Если какой-то элемент содержит несколько сложных техник, прорабатывайте их по одному, например изменение метода пикинга(перебора) одновременно с постановкой сложного аккорда или звукоизвлечение через струну. Разделите задачи. Позвольте вашему уму сначала сосредоточиться на решении одной задачи. Люди, которые жонглируют многими предметами стоя на моноколесе, обязательно обучались этим техникам раздельно, а потом уже учились их объединять.
Естественное и неестественное положение тела
В дополнение к чистому состоянию ума мы также должны смочь расслабиться как можно сильнее. Это означает что мы должны стараться избегать неестественного положения тела. Они также известны как стрессовые положения тела. Это неестественное положение тела очень быстро приведет вас в состояние ментального и физического утомления. Ум обращает приоритетное внимание на боль, дискомфорт или усталость и только потом обращается к другим мыслям. Таким образом некомфортные позиции должны быть сведены к минимуму.
Неестественное положение тела по своей сути ведет к слабости, в то время как естественное положение тела укрепляет его.
Для того, чтобы избежать случайного попадания в неестественное положения тела мы должны научиться их распознавать. Проделайте простое упражнение для понимания того, что такое неестественное положение тела. Станьте прямо, ступни на небольшом расстоянии друг от друга. Руки свободно свешиваются. Держите спину естественно прямо и голову ровно. Почувствуйте, как просто стоять в этом положении. На самом деле у вас сейчас задействовано довольно много мышц, но поскольку это положение естественное, вы можете пробыть в нем достаточно долго не ощущая усталости. Отследите что ваш ум не встревожен мыслями о дискомфорте. Ваше сознание остается чистым. Вы можете выполнять любую мыслительную работу не будучи отвлекаемым жалобами своего тела.
Для того, чтобы перейти в неестественное положение тела согните ноги в коленях до появления ощущения напряжения в мышцах бедер. Поднимете плечи к ушам и сожмите кулаки. Теперь вы понимаете, что удерживать такое неестественное положение в течении длительного времени гораздо сложнее. Направить ваш ум на решение какой-либо сложной проблемы сейчас гораздо сложнее.
Перед тем как начать говорить о неестественном положении кисти, давайте отследим как игра на гитаре влияет на остальное тело. В следующий раз, когда вы возьмете в руки гитару и начнете играть, направьте часть вашего внимания на остальное тело. Попробуйте найти области испытывающие напряжение. Нависаете ли вы над гитарой, сутулясь? Нависание требует больше усилий по сравнению с прямой посадкой. Эти дополнительные усилия приведут к более быстрому ощущению усталости. Есть ли у вас излишнее напряжение в плечах или предплечьях? Если вы сидите, не держите ли вы одну или обе ноги так, что на это тоже требуются усилия? Любое из этих положений сделают вашу репетицию более нагруженной. Найдите положение тела, которое будет требовать минимальных усилий для его поддержания. Расслабьте любые мышцы не участвующие в процессе нажатия на струны или звукоизвлечения(правой руки).
Естественно сильное положение кисти
Если вы вспомните все свои дела за день в которых были использованы ваши руки, то вы поймете что основное большинство дел вы совершаете при распрямленном запястье.
Поднимите что-нибудь имеющее ручку типа гитарного кофра или усилителя. Отследите разницу в ощущениях в случае когда вы держите этот предмет в опущенной вдоль тела руке и в руке, вытянутой вперед с согнутым запястьем. Вы почувствуете, что не только мышцы руки сильнее напрягаются для удержания этого неестественного положения, но и хватка значительно слабеет при согнутом запястье. Теперь поднимите левое предплечье с согнутым внутрь запястьем как если бы вы собирались играть на гитаре. Крепко сожмите кулак. Теперь сгибайте запястье еще сильнее чувствуя как натягиваются сухожилия на внешней стороне кисти когда она начинает создавать угол. Именно это натягивание сухожилий и ослабляет силу нажатия пальцев. Теперь расслабьте руку, позволив ей естественно распрямиться. Заметьте, что даже расслабленные пальцы полностью не распрямляются. Слегка согнутое положение является естественным для пальцев и кисти. Из него легко приложить силу и оно не требует усилий для поддержания. Держа кисть в этом положении, подвигайте пальцами. Отметьте как легко это сделать. Теперь снова согните кисть и отметьте как натяжение внешних сухожилий сдерживает движение пальцев делая их негибкими.
Играйте в расслабленном состоянии.
Когда мы начинаем играть на гитаре, нам приходится отклоняться от естественного положения тела. Но, для того чтобы быть как можно более расслабленным нужно свести уровень отклонения к минимуму.
Поместите вашу кисть в естественном положении под гриф гитары. Поднимите большой палец так, чтобы он оказался на задней стороне грифа. Сделайте так, чтобы это движение не затронуло кисть и пальцы. Теперь установите пальцы на первой струне так, чтобы указательный палец оказался на пятом ладу. Теперь установите остальные пальцы в линию соответственно на 6-м, 7-м и 8-м ладах. Старайтесь оставить как можно больше от естественного, расслабленного положения, в котором вы начали. Отследите натяжение в сгибе первого от ногтя суставе. Очень важно стараться удерживать именно этот сустав в его естественном положении для достижения максимально возможной силы нажатия при минимальных усилиях.
Для удержания нашей кисти в этой (домашней) позиции не требуется больших усилий. Теперь давайте посмотрим сколько усилий требуется для того, чтобы взять ноту. Поднимите 2-й, 3-й и 4-й пальцы, оставив только первый палец в районе 5-го лада первой струны. Дерните первую струну пальцем или медиатором для того, чтобы получить приглушенный звук. Будем считать это минимальным напряжением. Теперь, двигая только первым пальцем, прижмите и удерживайте струну как можно сильнее и возьмите ноту. Будем считать это максимальным напряжением. Для перехода назад в минимальное напряжение просто быстро расслабьте палец и позвольте напряжению уйти. Теперь легко прижмите первый палец до той поры как вы сможете сыграть ноту используя при этом минимум усилия. Назовем это усилие «Вкл»(включено). Теперь позвольте напряжению быстро уйти, переключившись сразу в положение «Выкл»(выключено). Используя метод Вкл-Выкл сыграйте ноты на 5-ом, 6-ом, 7-ом и 8-ом ладах первым, вторым, третьим и четвертым пальцами соответственно. Убедитесь, что перед тем, как сыграть следующую ноту вы переводите предыдущий палец в положение Выкл. В этой технике Вкл-Выкл вы можете играть гамму практически без усилий, поскольку ваши пальцы большую часть времени будут находиться в положении Выкл.
Важность положения Выкл не следует недооценивать. Его просто необходимо определить для умения играть быстро и расслаблено. Переход в положение Выкл и отрывание пальца от струны это две различные вещи. Постановка пальца в положение Вкл требует от вас усилия. Отрывание пальца от струны тоже требует от вас усилия. Перевод же пальца в положение Выкл не требует усилия. Это просто прекращение прикладывания усилия положения Вкл. Отрывание же пальца от струны может вызвать дополнительные призвуки поскольку вы отрываете палец в то время, когда струна еще продолжает вибрировать. При переходе в положение Выкл палец остается на своем месте, спокойно отдыхая на струне, поскольку он вернулся в естественное положение. Этим положением он также демпфирует струну.
Остановка и отдых
Даже если вы практикуете метод Вкл-Выкл, вы можете все-равно продолжать испытывать внутреннее напряжение в кисти и руке во время репетирования. Напряжение может возникать очень быстро и серьезно сковывать движения, если мы не знаем как от него избавляться.
Как только вы почувствуете внутреннее напряжение, которое проявляется в форме ослабления подвижности или болезненности мышц, следует немедленно прекратить делать то, чем вы занимаетесь и повесить расслабленно руку вдоль тела до тех пор, пока напряжение не выйдет. Старайтесь сохранить как можно дольше эту расслабленность после возобновления репетирования. Следует повторять эту процедуру до тех пор, пока вы не научитесь расслаблять руку и кисть непосредственно во время игры, даже если для этого будет необходимо останавливаться каждые 30 секунд. Это особенно важно научиться делать при проигрывании упражнений просто для разогрева мышц. Постепенно вы научитесь тщательно следить за расслаблением руки во время игры. Это то, что позволяет профессиональным музыкантам играть часами без усталости. И это же причина почему их игра выглядит такой легкой!
Неосознанное напряжение
Еще один вид напряжения возникает в то время, когда мы подготавливаем себя к проигрыванию сложного момента, например большому изменению позиции или арпеджио, в котором мы еще испытываем сложности. Это похоже на вздрагивание при испытывании боли. Почувствуйте, что когда вы c настороженностью приближаетесь к этим неудобным местам вы точно собьетесь, поскольку знаете какими сложными они будут и поэтому мы бессознательно напрягаем наши мышцы, готовясь к этому испытанию. Ирония в том, что действовать надо как раз противоположным образом, если мы подойдем к ним в расслабленном состоянии у нас гораздо больше шансов пройти их правильно.
Представьте, что вам необходимо перепрыгнуть через две нарисованные на асфальте линии на расстоянии полтора метра. Несложно ведь так? А теперь представьте, что это крыши двух небоскребов. Будет ли это сделать так же просто и в каком случае больше вероятность ошибки?
Играй так, как если бы это для тебя ничего не значило и, если это для тебя значит все, тогда дай себе право на ошибку
Все проблемы начинаются в голове; ищем точку баланса
При проигрывании как аккордов, так и мелодических линий, необходимо ставить пальцы прямо и по центру струны.
Для примера возьмем Ми минорную пентатонику.
E|--------------------0-3-0---------------------|
B|----------------0-3-------3-0-----------------|
G|------------0-2---------------2-0-------------|
D|--------0-2-----------------------2-0---------|
A|----0-2-------------------------------2-0-----|
E|0-3---------------------------------------3-0-|
После небольшого разогрева рук, сыграем первые две ноты. Обратите внимание на третий палец, берущий ноту Соль на третьем ладу 6-ой струны. Достаточно ли согнут палец в последней фаланге для того, чтобы прижать струну вертикально? Представьте, что ваш палец - это головка молотка, а струна – это гвоздь. Если вы ударите по гвоздю не строго вертикально, то он начнет гнуться в сторону. Следует направить последнюю фалангу как можно точнее вертикально для достижения наилучшего тона и интонации. Следующая вещь, которую необходимо отслеживать – это то, насколько точное и центрированное положение занимает ваш палец с момента начала нажатия, не делаете ли вы еще небольшие движения для более удобного нажатия. Сыграйте последовательно две ноты. Прижимает ли ваш палец четко струну, или наклоняется из стороны в сторону, вызывая дребезжание или изменение тона. Если бы ваш палец был канатоходцем, удержал ли бы он баланс на струне или упал набок? Теперь, когда вы знаете, как вы чувствуете, что нота сыграна вами правильно, аккуратно сыграйте всю гамму, отслеживая как вы ставите палец: аккуратно по центру и перпендикулярно струне или под углом и неаккуратно. Там, где вы почувствуете, что контакт пальца и струны неточный, остановитесь, расслабьтесь, сосредоточьтесь и пройдите нужное место несколько раз правильно. Потом сыграйте уже четыре ноты, потом шесть и так до тех пор, пока вы не сыграете всю гамму.
Используйте метод замедления скорости в проблемных местах для избегания нежелательных ошибок. Помните, как это важно не оставить ни одной ошибки неисправленной. Применяйте этот подход к любым гаммам, арпеджио или аккордам.
Особенное внимание уделяйте последней фаланге надавливающего пальца. Не давайте ей распрямляться. Особенно к этому склонен мизинец. Правильный изгиб нам нужен не только для вертикальной атаки, но и для получения нужной силы нажатия, что особенно важно при проигрывании аккордов. Отследите необходимое количество усилий и уровень напряжения в руке и пальце. Теперь, удерживая прежнее давление, позвольте пальцу распрямиться в этой фаланге. Заметьте насколько больше стало напряжение в руке и пальце. Напряжение возможно даже поднялось выше, задействовав ваше плечо.
Хроматические упражнения
Попробуйте проиграть следующее упражнение, сконцентрировавшись на правильном, сбалансированном положении пальцев и используя технику Вкл-Выкл. Между всеми нотами есть нота, взятая на открытой струне. Это позволит вам следить за процессом нажатия каждой ноты каждым пальцем , а не установить их всех веером для легато на грифе. Хорошее легато – это, конечно, то, к чему стремится каждый гитарист, но в этом упражнении мы должны отработать технику Вкл Выкл для каждого пальца, для того, чтобы избежать превращения в кашу быстрых пассажей. Помните, что вам необходимо избегать применения силы при отрывании пальцев от сыгранного лада. Сделайте Выкл до убирания пальца с лада для проигрывания открытой струны. Это потребует определенного навыка, но этот навык жизненно необходим.
E|----------------------------------------------------------------|
B|----------------------------------------------------------------|
G|------------------------------------------------0-1-0-2-0-3-0-4-|
D|--------------------------------0-1-0-2-0-3-0-4-----------------|
A|----------------0-1-0-2-0-3-0-4---------------------------------|
E|0-1-0-2-0-3-0-4-------------------------------------------------|
E|----------------0-1-0-2-0-3-0-4-|
B|0-1-0-2-0-3-0-4-----------------|
G|--------------------------------|
D|--------------------------------|
A|--------------------------------|
E|--------------------------------|
После того, как вы освоились с техникой Вкл-Выкл, вы можете перестать проигрывать ноты на открытых струнах и играть просто хроматическую гамму используя стакатто для избегания «каши» при движении вниз. Конечно, вам следует начать играть эту гамму более изящно и музыкально, но только при условии, что вы чувствуете себя сбалансированно и расслабленно и отточили уже технику Вкл-Выкл.
Щипковая рука
Описанная выше позиция руки также необходима при игре фингерпикингом. Очень важно держать запястье как можно более прямым, а пальцы в естественно согнутом положении, для того чтобы избежать утомления, неаккуратного прижатия и «плывущего» звука при ударе по струне. Как и с левой рукой очень важно не дать распрямиться крайнему суставу. Крайний и средний суставы должны находиться в естественно-согнутом состоянии. Основное движение происходит в месте соединения пальца и ладони, а не в среднем суставе. Мы делаем это естественно, когда пытаемся соскрести липкую наклейку с CD диска или просто почесываем пальцем кожу. Следите чтобы все пальцы имели форму крючка с небольшим сгибанием в каждом суставе. Крайний и средний суставы остаются неподвижными, основное движение происходит в суставе, соединяющем палец и ладонь. Делайте именно так при игре фингерпикингом. Если вы уже привыкли использовать внутренний сгиб локтя как якорь, и поняли теперь что это осложняет ваши движения, попробуйте поменять это положение на более распрямленное состояние правой руки.
Напряжение в правой руке
Любой, кто пытался быстро играть медиатором знает, что по мере повышения скорости возрастает и нежелательное напряжение в предплечье. Кажется что невозможно быстро играть и при этом быть расслабленным. К счастью это возможно и не только возможно, но и просто необходимо.
Просто применяйте технику «Остановиться и Расслабиться» как было описано выше. Как только почувствуете повышение напряжения – остановитесь, расслабьте руку, соберитесь и продолжайте.
Ритмические рисунки
Отличный способ разнообразить проигрывание упражнений – это отойти от привычного темпа Раз, два, три четыре…. Раз, два три, четыре и т.д. Можно назвать это ритмом Индейского барабана: Там-ти-ти-ти, Там-ти-ти-ти. Это ритм на четыре счета с акцентом на первом ударе. Попробуйте поэкспериментировать с ритмом, например: Восьмитактный ритм со смещением второй сильной доли с четвертого удара на плюс-минус один. Раз, два, три, Четыре, раз, два, три, четыре, Раз, два, три, Четыре и т.д. Разные ритмические рисунки придадут вашему упражнению другие оттенки и оживят вашу репетицию. Развлеките себя разными ритмами и посмотрите к чему это приведет.
Различие между репетицией и выступлением
По мере того, как вы будете применять эти техники вам может начать казаться что все эти остановки и возобновления сильно мешают плавному исполнению произведения. И тут необходимо провести разграничение. Исполнение – это исполнение, а репетиция – это репетиция. Во время исполнения произведение должно быть сыграно с начала до конца и все нечеткости теперь уже станут его составной частью. А на репетициях нечеткостей быть не должно сосем!! Для этого она и существует.
Надеюсь эта статья не подорвала ваше желание продолжать играть. Я уделил внимание деталям гораздо сильнее чем планировал вначале. Но программирование подсознательного на аккуратность и есть внимание к деталям. Может быть где-то я и обращал внимание на известные вещи, но эта статья писалась для музыкантов любого уровня, поэтому я и старался быть как можно более подробным. Надеюсь что и начинающие и более опытные музыканты найдут здесь что-нибудь для себя полезное. Спасибо.