Автор Тема: Тех. вопросы по звукозаписи дуэта (классическая гитара + академ. вокал)  (Прочитано 898 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн 20/20 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1460
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Друзья, перенес из другой темы вопрос. Если кто разбирается в нюансах звукозаписи голоса и классической гитары, будьте добры проконсультируйте, если можно.

ПРОЦЕСС
Записали четырех-минутное классическое произведение (Шуберт/Гете. "Лесной царь") - переложение для гитары и баритона. При записи использовались два узкомембранных конденсаторных мика. (Запись делалась в одной комнате, в положении друг напротив друга, принципиально без мониторинга наушниками) . Один микрофон направлен в сторону гитариста, другой - в сторону певца. Оба сигарообразных узконаправленных кардиоидных мика были помещены на одну стойку, просто были повернуты в разные стороны.

РЕЗУЛЬТАТ
В итоге получилось, что на дорожке голоса слышно и гитару (где-то 70% к 30%), и наоборот - на дорожке гитары прослушивается голос - в таком же соотношении.

К сожалению, из четырех дублей, ни один не прозвучал от начала до конца без мелких погрешностей - что-то гитаристу не нравится, что-то вокалисту, "вздохнул не к месту", "д и т нечетко произнес", "тремоло неритмично"... Изваял компромиссный вариант из трех лучших частей, боролся со стыками (в безкликовой музыке это отнюдь не просто, с учетом того, что на каждой дорожке отдаленно присутствует звучание коллеги), но в итоге сказал, что если хотите публиковать, то лучше переписать еще раз - более аккуратно и убедительно.

ВОПРОСЫ
1. Есть ли смысл в этом случае писать двумя микрофонами?
2. Может быть лучше на одну дорожку писать и голос, и гитару?
3. Если писать двумя микрофонами, как лучше расположить (чтобы минимизировать присутствие звучания другого инструмента/голоса)? Есть ли смысл использовать две стойки, чтобы максимально друг от друга не находиться, или в одном помещении с конденсаторными микрофонами это не спасет?
4. Только сейчас поинтересовался, что за набор миков - это стерео-сет KM184 Neumann77. Для каких целей и как их оптимально использовать? (для записи гитары / голоса / духового инструмента // сольно? дуэтом? трио?)?



Заранее благодарен за ответы и подсказки.  С уважением  :alc:

« Последнее редактирование: Августа 23, 2022, 00:25:08 от 20/20 »

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3538
  • против войны
Как обычно, все зависит от целей.

Если целью есть максимально точно воссоздать живое исполнение, то записываем одним или двумя микрофонами. Можно сверить расположение по polar pattern (её найти можно в мануале на сайте) чтоб микрофон снимал как можно более точно со стороны источника звука и как можно меньше захватывал звуки со стороны. В таком случае методом проб прослушиваний определяем самое удачное расположение микрофонов, и дальше делаем несколько дублей записи, чтоб в случае чего можно было выбирать фрагментами, что пойдет в итоговую запись. отсутствие клика задачу, конечно, усложняет, но в целом не смертельно, тем более что лоджик позволяет синхронизировать запись кривого исполнения по сетке с терпимым влиянием на качество.

Конечно, можно пробовать избавиться от "лишнего" трека, не умышленно попавшего на запись, посредством гейта, эквалайзера, компрессора итд, но это как лечение гангрены подорожником. Правило shit in / shit out здесь действует во всей своей красе, потому если взять плохой сигнал плохого исполнения и добавить к нему какие-то эффекты, сигнал не станет от этого лучше, а исполнение ярче.

Если же цель - записать максимально чисто с заделом на возможности перезаписи сложных фрагментов, то гражданин Лес Пол 60 лет назад именно для этого и придумал читерскую науку многоканальной записи. То есть записываем отдельно гитару, отдельно вокал, выбираем лучшее исполнение того и другого, или складываем как Lego Duplo из того, что получилось, выбрав блестящие фрагменты, и получаем кандидата на премию грэмми.

Иными словами: два микрофона помогут частично, если ты сможешь их расположить правильно. Но если все же проблема в багах исполнения, то тут хоть 100 микрофонов поставь, кардинальные успехи будут скорей неожиданностью чем предсказуемым результатом, на который стоит рассчитывать.

Потому предожи им перезаписать. Ну или оставить и всем объяснять, что это не баги а фичи. Все программисты так делают и у многих проканывает  ;)

Оффлайн vladistone

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2673
  • лабаю как за растрату, беру недорого...
Добавлю свои 20cent основываясь на собственном опыте:
Писать “live” лучше с максимальной изоляцией источников!
- либо создать экраны приглушения, либо разогнать «участников соревнований» по разным комнатам, используя direct мониторинг (опять же, это уже не вписывается в бюджет «домашней студии», ибо и преампы или звуковые карты требуются с direct out Monitoring и «уши» с дистанционной коммутацией что бы слышать друг друга без потери качества и задержек (а это всякие там patchbay, multicore и т.п. железо на стороне аналог-тракта). Но в целом стоит признать, что раз нашлись Neuman 187 целая стерео-пара, то и на остальные средства можно заморочится, если не хочется писать мультитрековую запись, придуманую мистером Les Paul, и озвученую благодаря Kranick, тем более что я бы гитару запасал в стерео режиме, раз есть возможность… это бы больше обогатило возможность разнести по панораме исполнителей  :rolleyes:
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2022, 04:34:23 от vladistone »

Оффлайн Onemuzic

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 198
Тема старая, но мои 5коп.
Писать лучше раздельно. Современные требования к звуку высоки, постобработка серьезная, даже одиночной гитары.
Лучший вариант - писать гитариста этой стреопарой, расположенной в районе 12 лада. Пока он не сыграет так, как понравится ему и звукорежиссеру. После писать вокал под эту гитару микрофоном для вокала, пока не понравится вокалистке и звукорежиссеру. Можно добавить перкуссию, доп дорожку гитары. Эксперименты классная вещь)
Потом сводить.
Вот наша работа в студии, когда я писал свои акустические треки. Кстати сказать, хотел тоже только под одну гитару, но послушав 2 варианта, выбрал второй, более насыщенный инструментами.

https://youtube.com/shorts/FULIgP9cx7w?feature=share

Оффлайн Пол-октавы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1696
  • Шансон - это когда плохому человеку хорошо.
    • Пол-октавы представляет...
Если надо писать в раз, то узконаправленные микрофоны (читать отзывы). Мне кажется, должны подойти: Октава МК-012-01 "Гиперкардиоида", Rode NT-3, AKG C1000s с насадкой, динамические сценические (Shure серии Beta, Audio-technica ATR-1300, AKG D5...). конденсаторные с плавной регулировкой направленности (Rode NT2000, например).
КМ184, как я думаю, довольно широко снимают. Аки МКЭ октавовские. Такой разнесённой стерео-парой хорошо весь оркестр снимать - натурально, воздух на записи будет. А в стеснённых обстоятельствах они нахватают много лишнего. Комбик на домашней громкости таким если снять, то "мусор" от струн и медиатора будет заметен без компрессии даже.
Если нет вариантов, то нужно глушить источники. Ставить за микрофоном кресло, вешалку с шубами, обкладывать подушками. Для акустических инструментов должно прокатить, если комната в целом не слишком гулкая. В одной иркутской студии видел экран из поликарбоната перед ударной установкой (видимо, чтобы в подзвучку комбиков не лезла и отзвуки от стен в её микрофоны не возвращались).
Вокалистке, всё же, надо направленный мик. Хотя бы "восьмёрку", повёрнутую на 90 градусов от инструмента (глухим боком). Потом экспандером ронять тихие звуки на дорожках. Но с вокалом это сложно, особенно если певец двигался у узконаправленного микрофона - надо помнить об этом моменте.

Что в голову приходит...
« Последнее редактирование: Мая 08, 2023, 09:53:14 от Пол-октавы »