Некоторое время назад я впервые решил познакомиться со свипом. Найдя всевозможные гайды в инете, я находил лишь всякие длинные и не очень упражнения, которые развивали технику, но не вносили совершенно никакой ясности в вопрос "А что я играю и как это использовать в своих соло?". Путём определённого времени поиска в интернете и самостоятельного подбора я нашёл 6 простых аппилкатур, которые, как я считаю, должен знать каждый уважающий себя гитарист так же хорошо, как аппликатуры мажорных и минорных аккордов. Это - трёхструнные свипы (а если более правильно - арпеджио, играемые техникой свип), обыгрывающие мажорные и минорные аккорды.Для того, чтобы понять эту тему, вам нужно знать, как строятся мажорные и минорные аккорды (если не знаете - самое время загуглить, это легко).
Для удобства запоминания, я разделю аппилкатуры на 2 группы: с тоникой на первой струне и с тоникой на второй струне. Итак, поехали.
Аппликатуры аккордового свипа на примере A минора и мажора. Использующиеся ноты:
Am - Ля, До, Ми
A - Ля, До#, Ми
Тоника, по которой запоминаем аппликатуру, выделена жирным.
С тоникой на первой струнеAm
---
17---12----------
---------------13----
-------------------14
A
---
17---12----------
--------------14-----
-------------------14
С тоникой на второй струне:Am
---12---8----------
------------
10------
-----------------9--
A
---12---9----------
------------
10------
------------------9-
Неудобные аппликатуры с тоникой на 1 струне:Am
---20---
17----------
--------------17----
------------------17-
A
---21---
17------
--------------17----
-------------------18
Свипы с тоникой на 3-ей струне просто повторяют аппликатуры предыдущих.
Разумеется, я думаю, вам понятно, что если аппликатуру Am подвинуть на тон выше - получится Bm. Ориентируйтесь по тоническим нотам, чтобы быстро находить нужный свип на грифе.
Как играть:Играем триолями.
Все эти аппликатуры можно играть одинаково:
Начинаем от 1-ой струны.
1 струна: удар вниз, затем сдёргиваем струну, чтобы заиграла вторая нота на этой струне (приём pull-off)
2 струна: удар вверх
3 струна: удар вверх
Затем возвращаемся обратно:
2 струна: удар вниз
1 струна: удар вниз
1 струна: удар вверх по той ноте, которую сдёргивали с последующим сдёргиванием
Затем опять вторая струна вверх и зацикливаем круг.
Сдёргиваем только мизинцем. Может показаться, что безымянным удобнее - но только за счет мизинца вы сможете нормально растянуть руку в случае, если будете играть этот свип на ладах ниже 10-го. Старайтесь сразу отрывать пальцы после сыгранной ноты от струны - у вас должна звучать только 1 нота одновременно. Старайтесь заглушивать левой рукой все ненужные призвуки (слегка касаясь кончиками пальцев струны сверху и самими пальцами струны снизу). Глушить ребром правой ладони тут тоже можно, но это даст совсем другой звук и вы должны уметь играть это без грязи и без глушения правой рукой.
Когда играется один и тот же лад на двух струнах (17 лад на примере "неудобных") - необходимо ставить баррэ, причём палец в этом баррэ не стоит ровно а перекатывается с одной струны на другую, при этом предыдущая глушится за счет этого переката.
Для чего нужно:Выучив эти 6 простых аппликатур, вы сможете с лёгкостью обыгрывать скоростным соло-звучанием любые треки, построенные с использованием мажорных, минорных и квинтаккордов - это в большей степени касается рок и металл жанра, которые в основном построены на квинтах и классическом миноре/мажоре . Научиться играть эти свипы с огромной скоростью на 50% легче, чем научиться играть с такой же скоростью переменным штрихом, поэтому ваши соло сразу зазвучат быстро и будут создавать эффект скоростных запилов (но мы то с вами знаем, что тут ничего сложного).
Как обыгрывать? Всё просто: играет аккорд Am - играем свип Am. Затем идёт аккорд F - играем свип F. Задание: обыграйте Am - F - C - G.
Если играется квинтаккорд (A5, например) - его можно обыгрывать как мажорным, так и минорным свипом. Однако, обычно квинтаккорды подразумевают под собой минор или мажор, когда играются в треке - понять это можно, вычислив тональность песни и посмотрев, какие аккорды будут в этой тональности (гугли тему "аккорды тональности").
Изучив эти свипы, попробовав обыгрывать ими аккорды и вставлять это в свою импровизацию, вы внезапно обнаружите, что многие соло ваших любимых метал-банд в местах засвипивания в принципе на них и строятся.
Для чего нужны "неудобные аппликатуры":В некоторых ситуациях свип одного аккорда слишком далеко от свипа другого, или нам нужно звучание выше/ниже - тогда можно использовать неудобные аппликатуры. Но, в принципе - их тоже не так сложно научиться нормально играть, но просто удобные у вас всегда будут получаться немного быстрее и немного чище. Хотя, некоторым "неудобные" могут показаться более удобными ибо каждый индивидуален - поэтому настоятельно рекомендую выучить их все, а потом уже для себя решить, что использовать чаще.
Что делать, когда уже выучили и надоело:1. Меняем ритм. Играем не триолями, а четвёртыми нотами. Потом можно совмещать разные ритмы - сыграйте триолями, потом четвёртыми, потом снова триолями; сыграйте комбинациями 8-ых и 16-ых нот в различных ритмах - на большой скорости неоднородные ритмы звучат очень интересно.
2. Начинаем с другой ноты. Можно повторять некоторые струны, добавляя в свип переменный штрих. Можно делать сдёргивание два раза, можно добавлять хаммер-он при игре вниз - всё это придаст ещё более интересные ритмы.
3. Добавляем те же ноты на 4, 5-ой и 6-ой струне - во всех этих аппликатурах они прекрасно добавляются без смены позиции руки (поэтому в поиске того, какую из трёх нот добавить, выбирайте ту, которая не заставит руку менять позицию). В этом случае полезно будет замедлить темп вдвое и вместо скоростной игры начать в пределах этого арпеджио выстругивать какие-либо мелодии.
Почему автор не советует изучить сразу шестиструнные свипы для понимания общей структуры?Потому что шестиструнные свипы сложны, особенно для тех, кто играет их впервые. Поэтому игра шестиструнных свипов вместо музыки превратится в тупое задрачиваемое упражнение, а упражнения всегда играть лень. Трёхструнные свипы же легко изучаются и за недолгое время их уже можно использовать в своих импровизациях, а когда ты используешь что-то на практике - оно лучше запоминается и сам не замечаешь, как и техника становится лучше.
Примеры использования:Временные отрезки: 1.17-1.28; 2.15-2.40. Используются аппликатуры этих свипов, в местах трёхструнные, в местах с добавлением 4-ой и 5-ой струн. ПШ добавляют в некоторых местах чтобы получилась ритмическая фигура, которая там.
https://www.youtube.com/watch?v=V4AlFoIMedwВременные отрезки: 2.41-3.03. Различные варианты - сначала только на двух струнах, потом с добавлением теппинга, но суть в принципе та же самая.
https://www.youtube.com/watch?v=cb52X0ui6BoВременные отрезки: 3.20-3.22; 3.39 - 3.42. Быстрые проигрыши на 6-ти струнном варианте этих свипов.
https://www.youtube.com/watch?v=rnJcHmeflOcВременные отрезки: 2.27-2.33;
https://www.youtube.com/watch?v=_V-z04zxkAEСобственно, во всех этих примерах различные вариации с добавлением\убиранием нескольких струн и различных ритмических фигур, аппликатурная основа там в принципе та же, что в примерах. Так же слышал на радио всякие малоизвестные метал-группы, которые вообще тупо обыгрывают каждый аккорд приведенными в пример выше свипами и из этого состоит всё их соло) Ну эти штуки звучат действительно эффектно и играются просто.