Часть 1: Медиаторная техника
Всю свою жизнь я играл практически только медиатором, до тех пор, пока не встретил Пэтти. Никто и никогда не учил меня ничему, касающемуся техники звукоизвлечения медиатором. Все что я читал или слышал, убедило меня, что гитаристы (включая меня) не поняли до сих пор эту технику. Поэтому я систематически анализировал и практиковал все виды игры медиатором, которые когда либо видел, в надежде изучить основополагающие принципы. Вот то, что я понял:
1.1 Способы держать медиатора.
1.1.1 Стандартный способ: Я начинал с того, что называю стандартным способом, удерживая медиатор между плоскостью большого пальца и боковой стороной указательного. При этом остальные мои пальцы сначала были собраны, позже расслабленно лежали на накладке (прим. - здесь не совсем понятно насчет drapped). Сначала мне не с чем было сравнить этот способ, но по мере изучения новых подходов, я осознал некоторые недостатки:
(1) Этот хват подразумевает давление большим пальцем на боковую часть указательного, что является неестественным и, соответственно, ведущим к напряжению. Если ваш хват не будет достаточно силен, это приведет к легким колебаниям медиатора, в момент атаки струны, засчет чего "погасится" часть силы щипка и ослабнут ощущения в руке и кисти. Чем жестче вы играете, тем больше напряжение. Если вы будете сжимать достаточно сильно, чтобы контолировать медиатор, напряжение, распространяясь на руку, будет мешать вашим ощущениям.
(2) Медиатор имеет тендецию "врубаться" (прим. - насколько я понял, речь идет о грубой атаке) в струны. Многие люди тратят годы на борьбу с этим, полагая, что этому способу нет альтернативы.
Я видел многих великих музыкантов, использующих этот хват, но я считаю, они стали великими не из-за него, а из-за того, что компенсировали его недостатки. Другими словами, для них эта техника не работает на полную.
1.1.2 Тамбпик (прим. - медиатор на большой палец)
Я освоил этот способ, так как мой первый учитель Томми Крук, использовал его. По моим ощущениям, этот способ неуклюж , хотя Томми никогда не звучал плохо.
1.1.3 Техника Веса Монтгомери.
Она заключается в игре ударов вверх и вниз мякотью большого пальца. Это словно стать супергероем: все читают комиксы, многие покупают костюм Супермэна, но единицы действительно заканчивают тем, что спасают человечество. Если носить костюм супергероя слишком долго, не спасая мир и не проявляя суперспособности, то это начнет выглядеть глупо.
Преимущества: звук и ощущения от игры мякотью большого пальца чрезвычайно приятны.
Недостатки: получить чистый и плотный звук на ударах вверх поистине невозможно, это удел супергероев. Я продолжал работать над этим звукоизвлечением параллельно с изучением остальных, но стараюсь не носить суперкостюм на людях, слишком смущаюсь.
1.1.4 Стандартный способ, разновидность 1: Техника "подвешенного кулака", использовалась Джо Пассом, Барни Кесселом и многими другими старыми музыкантами, которые вынуждены были играть с силой, чтобы получить должный звук (прим. - насколько я понял, эта техника относится к тому времени, когда звукоусиление еще не было развито, поэтому надо было играть очень громко) . Это стандартный хват, но пальцы, не участвующие в удерживании медиатора, собраны в свободный или крепко сжатый кулак, исключающий любой контакт между рукой и гитарой, кроме как через медиатор.
Преимущества: Засчет перемещения массы пальцев ближе к оси вращения кисти, сильно уменьшается "излишний багаж", который надо раскачать. Как аналогию, можно привести пример танцора или фигуриста, которые делатт пируэт, затем группируются, чтобы вращаться быстрее. Когда эта техника работает, появляется ощущение полета.
Недостатки: Такие же как и у стандартного способа, плюс я свидетельствую о трагическом. Определенно есть хорошие дни и плохие и я хочу, чтобы у меня были в основном хорошие. Причина того, что я не стал продолжать развивать этот метод, в том, что уверенные ощущения и точность звукоизвлечения намного важнее для меня, чем громкость звука на акустическом инструменте. Все же, я провел достаточно времени занимаясь так, только для опыта.
1.1.5 Стандартный способ, разновидность 2: Ладонь лежит либо позади, либо впереди бриджа, в зависимости от того, надо ли глушить струны. Пальцы, не участвующие в хвате, могут быть подобраны или отпущены.
Преимущества: Этот способ используется многими электрогитаристами, которым приходится иметь дело с нежелательной обратной связью.
Недостатки: Вам придется играть движением из стороны в сторону, вместо вращательного движения кисти. Это неизбежно ведет к напряжению и в конечном счете ограничит вас в скорости. Смотрите обсуждение киствеого движения далее.
1.1.6 Стандартный способ, разновидность 3: Часть ладони, ближе к большому пальцу приподнята, оставшаяся часть покоится на нижнем порожке. Этот способ допускает вращательное кистевое движение и по существу является основным стандартным способом, за исключением положения руки.
1.1.7 Circle picking. (прим. - не думаю, что переводить это как "круговое звукоизвлечение" является хорошей идей, пусть так и остается)
Это звукоизвлечение использовалось Кенни Баррелом и Говардом Робертсом: Очаровательная причудливая вариация стандартного способа. Хват медиатора остается таким же, но движения соверашется сгибанием первого сустава большого пальца (ближнего к кончику пальца) и второго сустава указательного. Медиатор фактически скользит вдоль струны перед щипком, поворачиваясь против часовой стрелки на ударах вниз, и по часовой - на ударах вверх (взгляд на гитару перпендикулярен плоскости струн). В момент "пересечения" струны, медиатор движется в своей собственной плоскости, что производит звук, отличный от вышеперечисленных способов, где медиатор движется перпендикулярно своей плоскости.
(прим. - в этом месте идут какие-то геометрически-психопатические рассказы о каких-то градусах, если кто-то сможет понять это и предложить адекватный перевод, с радостью приму помощь, пока же пропущу; насколько я понял, при этом способе движение медиатора как бы рисует окружность, поэтому и circle picking)
Невероятно, но таким способом можно играть очень быстро, несмотря на то, что у меня заняло годы освоить его, после того, как я впервые увидел, как так играет Кенни Баррел в 1970.
Преимущества:
(1) Вы можете достать медиатором сразу несколько струн, не используя при этом движения руки или кисти, поэтому способ представляется довольно эффективным. (Но см. недостаток 1)
(2) Я предпочитаю звук медиатора, движущегося в своей плоскости.
(3) Меня забавляют странные ощущения и непривычный вид этого движения.
Недостатки:
(1) Без движения руки или кистью, возникает ощущение постоянного испытания. Необходимо постоянное проявление силы воли, чтобы контролировать ритмику, из-за отсутствия ритмической раскачки какой-либо части тела в помощь. Я считаю, что именно этим и объясняется часть необычной фирменной фразировки Кенни Баррела.
(2) Неизбежно вам придется добавить кистевое движение для ударов с большей амплитудой, например, для "чеса". Это потребует бессознательной смены "механизма" движения из-за разницы "90 градусов" (прим. - эти градусы как раз и объясняются в пропущенной мной части), которая и создает целый ряд едва уловимых проблем. Ловушка состоит в том, что каждая техника отчасти мешает правильности исполнения другой.
(3) В конце концов, дополнительное движение большого и указательного пальцев нерационально и приводит к ограничению в скорости исполнения.
1.1.8 Техника Джорджа Бенсона:
Когда я наконец-то увидел живое выступление Джорджа Бенсона в середине 70х, я уже был подкован настолько, чтобы немедленно понять, что он решил проблему звукоизвлечения. Каким-то способом ему удалось разрешить постоянный конфликт между тщательностью звукоизвлечения и выразительностью, вне зависимости от скорости. Непохожая ни на одну технику, которую я видел ранее (и видел с тех пор), его звукоизвлечение полностью поддерживало его. Я препарировал и изучил его технику с особой тщательностью, затем приспособив ее для нормальных людей:
Медиатор удерживается между кончиком большого пальца и подушечкой указательного пальца; средний палец поддерживает указательный (прим. - не совсем понял, поддерживает ли он его снизу, или помогает держать медиатор). Первый сустав большого пальца должен быть полностью выгнут, а второй и первый суставы указательного пальца образуют дугу и закрыты (прим. - что имеется в виду, тоже не совсем понятно). (Большой палец Джорджа отгинается назад настолько, что он может держать медиатор между подушечками большого и указательных пальцев, но это редкость. Конкретная точка, в которой происходит хват медиатора, разнится от руки к руке.) По причине этого медиатор разворачивается где-то на 90 градусов относительно стандартного способа, смотря на гитару, как было описано ранее (прим. - опять же пропущенная часть). В зависимости от позы (см. далее), остальные пальцы могут быть либо приотпущены, либо подобраны.
Преимущества:
(1) Медиатор движется в своей собственной плоскости, а не перпендикулярно ей. Как результат - цельный, похожий на духовой инструмент, звук, даже при более мягком щипке. Этот способ звучит лучше и медиатор не цепляется за струны.
(2) Не нужно отказываться от "чесовой" техники, в этом случае нет никакого изменения механики звукоизвлечения, как в случае с circle picking.
(3) Становится возможным очень твердый хват медиатора без малейшего напряжения. Засчет крепкого "замка" пальцев, все движение идет от руки и кисти, как результат - лучшие ощущения.
(4) Уверенный хват медиатора позволяет обратить внимание на плечо, локоть и кисть, как источники движения. Поочередное изолирование и исследование их в таком порядке (от самого грубого движения, до самого чуткого) сильно улучшит чувство и точность звукоизвлечения. Тело становится менее закованным на участке пути "голова-медиатор", засчет чего музыканты выглядят расслабленно и передают больше доверия и откровенности.
Недостатки:
(1) Вполне возможно, что придется переучиваться. В переходный период ваша бывшая техника будет буквально разваливаться. Переходный период проходит достаточно болезненно. Средний этап, когда сустав большого пальца будет выгибаться или первый палец будет стремиться выпрямиться, ужасен, поэтому должен сопровождаться постоянным вниманием.
(2) То, как происходит столкновение медиатора со струной и их взаимодействие, отличается от остальных способов и "смущает" руку. Сила струны, противодействующая медиатору, находится с ним в одной плоскости, поэтому она стремится повернуть его вокруг оси хвата между большим и указательным пальцами.
Решение обеих этих проблем заключается в неумолимой блокировке медиатора, используя увеличенную силу хвата с самого начала, концентрируясь при этом на трех принципах:
(А) Держать сустав большого пальца прогнутым.
(Б) Держать первый сустав указательного пальца округлым настолько, чтобы его кончик давил на медиатор, а не просто придерживал. (Большой палец может менять расположение от точки щипка(прим. - тоже не совсем понятно о чем тут речь)) Ослабьте его и вы обнаружите, что держите медиатор между большим пальцем и точкой где-то рядом с первым суставом указательного пальца, так как вы потеряете контроль над медиатором. Проверить себя можно, попытавшись вытащить медиатор другой рукой и посмотреть, насколько это удалось. В идеале, это не должно получиться.
(В) Напряжение должно быть только на большом и указательном пальцах. Расслабьте остальную часть руки. Позднее, несильное ослабление хвата станет проще и будет уменьшать напряжение без потери контроля над медиатором.
(3) Сложнее использовать смешанное звукоизвлечение или играть искусственный флажолеты.
(4) Невозможно получить звук свободно "болтающегося" медиатора (для меня - это преимущество), хотя вы можете варьировать усилие хвата, в этом отношении представляется невероятное поле для эспериментов, но только после того, как вы разберетесь с крепким "замком".
1.1.9 Примечания к технике Бенсона
(1) Я обучил этому методу сотни гитаристов. Практически для каждого, это обучение закончилось улучшениями, иногда весьма радикальными. Для некоторых реультаты были быстрыми. Для остальных (меня в том числе) потребовалось время. Тщательное внимание к основам ускоряет этот процесс.
(2) В технике Бенсона существует аналогия circle picking, по меньшей мере когда кисть прокручивается в oscillation position (прим. - пока еще не совсем понял, что это), которую я описал ниже. Это менее определенное движение, поскольку существует много видов движения большого и указательного пальцев без движения кисти, в circle picking же движение единственно. Все три сустава пальца также как и два сустава большого, плюс место прикрепления большого пальца к кисти, могу двигаться в любом сочетании, допуская огромный диапазон движения, без движения кисти. Однако, это является утонченной техникой, которая работает при ослабленном хвате. Не работайте над ней, пока "запирание" медиатора не станет автоматическим и основной щипок удобным и надежным.
... и добавил:
Вот, пока перевел начало, некоторые вещи не совсем понятны, будет интересно послушать, что вы скажете.