Очень интересное, а главное - доступное для восприятия и наглядное, высказывание одного барабанера про движение в ритмике. Взято с какого-то форума.
" Свинг - это не только такой популярный в джазе ритм, но и обозначение некоей особенности исполнения (не только в ритме "свинг" но и в любом другом). Свинг (чувство свинга) суть умение исполнителя (не только барабанщика) разумно использовать агогику (изменение темпа) в целях повышения выразительности произведения. В основном это чередование незначительных замедлений темпа с компенсирующими ускорениями. Как широкое явление свинг присущ фактически всякой народной музыке. В джазе был выделен как крайне важное художественное решение, да и под традиционный ритм "свинг" свинговать необыкновенно легко и приятно. Вариантов использования почти неисчислимо. типа как допустим оркестр играет ровно, солист свингует, или там свингует солист и басист, ну короче понятно.
Проблема записи электронными средствами ритма "свинг", как уже было сказано, порождается тем, что при исполнении этого ритма необходимо временами свинговать, иначе звучит неубедительно, ни куя не по-джазовому. Это явление можно наблюдать и в случае когда рок-барабанщик даже супер техничный и великомудрый, но никогда не игравший в джаз-оркестрах, и соответственно не умеющий свинговать начинает играть свинг(ритм). На первый взгляд он играет абсолютно то же самое, что играл бы джаз-барабанщик - такая же статика, таки же акценты, но получается как-то приземисто, затянуто, нет того полёта, лёгкости, которая присутсвует при игре свинга джаз-барабанщиком.
Смысл такой - при незначительном ускорении темпа (не довдодя до состояния 'горохового' расхождения) одной из партий, либо же при игре её чуть(почти неслышимо) раньше можно слышать эффект "веселения", то есть как-то задорно начинает звучать. При лёгком замедлении же, или при игре чуть позже слыхать наоборот.
Пример с барабанами очень важен (их слышно хорошо) - барабаны сыграные точно в долю типа как на машинке малоэмоциональны и даже зачастую не качают пока в них руками не занесёшь ошибок, барабаны сыграные вперёд звучат легко, воздушно, может даже чуть легковесно, барабаны сыгранные чуть сзади поддают реального кача.
3 примера в виде барабанщиков (сразу оговорюсь, что эти примеры умеют играть и по-другому, это просто их предпочтения):
много играющий вперёд барабанщик - Денис Чемберс
много играющий сзади - Пэт Мастеллото
много играющий ровно - Алан Уайт
Смысл свинга в целом понятен - играешь то медленнее, то быстрее, то вперёд, то назад, создавая атмосферу подвижного настроения.
Короче, я имел ввиду то, что даже в случае неизменности темпа/размера расстояние от слабой доли до следующей сильной и расстояние от сильной доли до следующей слабой не равны. То есть у нас есть пульс >---<----->---<-----> в отличие от строго метрономного |----|----|----|----| (само собой пропорции на графическом отображении условны). И вот правильные пропорции и есть то самое искусство свинга, причем "правильность" - не подразумевает строгой конкретики.
само собой как "<", так и ">" могут быть смещены относительно "|"... (С)
Всё, тему драйва можно считать раскрытой...
