Вот, короче говоря, замутил F.A.Q. по многим вопросам, которые задавались и продолжают задаваться Фреду. Думаю, что здесь можно найти 70% ответов, на интересующие многих людей вопросы. Если появится какой-нибудь вопрос, который ранее не задавался Фреду, то поспешу его сюда добавить. Надеюсь, будет полезно)
Q: Армен на своем сайте писал, что медиатор лучше держать подушечками. Я долгое время считал, что так и надо, а теперь вот теряюсь в догадках, какой вариант предпочтительней. А ты не пробовал потренироваться с хватом подушечками (в статье Армена написано, что со временем можно добиться жесткого хвата)?A: Просто разные цели. У меня приоритет - забивание гвоздей и долбежка риффов, у Армена - джаз-рок, мягкость и т.д. и т.п. Выбирай, что тебе нужнее.
Q: Одно непонятно. Вот многие говорят, что ПШ лучше играть, держа медиатор параллельно струне, а у тебя, наоборот, под углом.A: Если держать параллельно, то не получится такого прошибания и, самое главное, такого движения правой (см. видео урок по хвату медиатора и движению правой руки). Хотя, возможно, мы говорим про разные углы. Если речь идет про угол, который меняется изгибом большого пальца, то здесь все зависит от того, какой звук нужно получить: или более тикающий, или более шаркающий (ниже есть видеоурок на эту тему). И соответственно не является ошибкой.
Q: Ты ходил к преподавателю или учился сам с помощью различных учебных материалов?A: Сам, через ошибки и т.д. и т.п. Дело не в материалах, я просто старался всегда брать лучшее от всех. Например, легато от Котцена, ПШ от Гилберта и Нуно, свип от Бэккера и Котцена. Просто в большинстве случаев человек выбирает себе кумира и копирует его постановку, стиль и т.д. Это, к сожалению, не всегда прокатывает в связи с физиологическими особенностями некоторых этих самых кумиров.
Q: Как глушить струны?A: Насчет глушения есть общее правило: все, что под указательным пальцем левой - глушит он, остальное - ребро правой. Двигаясь к тонким струнам, плавно накладываешь ребро правой на отзвучавшую струну.
Q: У тебя струны Elixir?! Ого! С такой стружкой у тебя в день натяжки они уже мохнатые тогда должны быть.A: Если стружка с правильным приложением атаки, то струны не портятся и не рвутся. Струна даже визуально не сильно ходит по амплитуде, ибо должен быть резкий щелчок и тут же отвод медиатора от струны, если в ней вязнуть, тогда струны могут рваться, а Elixir распускаться.
Q: Что-то я не понял насчет резкости и про атаку? A: Попробую объяснить. Дело в том, что, конечно, надо тренировать мышцы, которые за это отвечают. За 5 минут не научиться нормально долбить, ведь надо еще, чтобы все это было экономично, а не только резко. Как пример из жизни. Профессиональный хоккеист может с небольшого расстояния по шайбе щелкнуть так, что она с бешеной скоростью полетит, если я попробую сейчас по шайбе вдарить с небольшого расстояния, это будет смешно, да и с большого тоже
Так что надо плавно нарабатывать, потихоньку злить удары, постоянно отвоевывая себе все больше и больше свободы при игре правой.
Вообще, когда люди только начинают играть, тогда и пальцами левой руки буквально накладку продавливают в мясо. Это часто сначала бывает, ибо всякие микродвижения до гитары почти не совершали руками, только ложку держать для супа и т.д.
Q: У меня указательный палец заболел из-за того, что он поворачивается в суставе при хвате медиатора под давлением большого пальца.A: Не надо давить сильно, иначе он, конечно, заболит. Ты должен держать его крепко, но без лишней траты энергии, потому что любая трата энергии кисти сразу сказывается на качестве игры.
Q: Какими упражнениями можно развить выносливость кисти, чтобы лишняя энергия не тратилась?A: Только игрой, плавно увеличивая нагрузку. Ведь если всю жизнь поднимать гантели по 500 гр., то качком не стать
Здесь главное не путать боль и усталость, через усталость можно и нужно играть, но не через боль. Когда играешь через усталость, то именно в этот момент тренируются мышцы.
Q: Можешь посоветовать конкретные упражнения для развития правой руки?A: Просто тупо по 6-й струне. Одной правой, чтобы ни что не отвлекаться, пока она не устоится.
Q: И ты реально так и делал? Не надоедает? Под метроном? С какого темпа начать? Сколько надо прозаниматься, чтобы она "устоялась"?A: Надоедает, безумно надоедает, но в жизни так получается, чем больше пострадаешь, тем больше потом счастья
Темп примерно 80-90 ударов, играть четвертями.
Q: У тебя медиатор бьет по струне кончиком или ребром?A: Это в зависимости от того, какой звук хочу получить: или тикающий, или лязгающий, или шаркающий и т.д. и т.п. Самый тик, конечно, когда кончиком.
Q: Фред, а тренировать руки "усталостью" не вредно?A: Насчет усталости так просто не скажешь. Каждый может для себя по-разному ее рамки понимать, а так естественно, что мышцы натренируются только нагрузкой.
Q: При флажолетах задеваю большим пальцем более толстые струны.A: Чтобы не задевать при флажках струны, надо как раз бить «в гитару» при ударе вниз, а не параллельно.
Q: Заметил, что на одном из видео у тебя рука постоянно находится в движении, даже когда есть места, где ничего не играется.A: Это маятник, то есть рука движется всю песню без остановок. Без этого практически нереально ровно мочить под барабаны. Самый ярко выраженный маятник (визуально) у Росса Болтона, у остальных меньше выражен. А так практически у всех есть. Банально можно посмотреть на руки фирмовых гитаристов - перед тем, как они начинают песню, слыша хэт, они "забивают" его себе в руку. Об этом, кстати, говорил Мэй Лиан на мастер-классе.
Q: Может это и глупый вопрос, но есть ли какие-нибудь упражнения для флажков? Или просто гонять гаммы? И, насколько я понял, флажолет и штрих вверх не дружат?A: А почему гаммы?
Просто долбить в одном месте, а потом, по мере улучшения, пробовать в контексте. С ударом вверх, на мой взгляд, это гемор, то есть его можно сделать, коснувшись медиатором или указательным пальцем, но это изврат ИМХО
Q: А как ты научился так импровизировать? У меня с этим вообще беда.A: Вообще 95% времени играю импровизации из головы и постоянно вопросы, типа: «О! Что за рифф? Что за мелодия?». Надо научиться видеть безошибочно ВСЕ ноты на грифе, моментально, на уровне рефлекса уже. Ну и знать гаммы/лады.
Q: Ты играешь таким тонкими медиаторам? А вообще странно, с такой атакой-то, он же жутко гнуться должен.A: Гилберт в одной школе советовал мочить тонким медиатором. По его словам они дают "better sound on low strings". Я решил тоже попробовать - уже почти год играю и радуюсь
Q: У меня проблемы при игре нисходящего легато. Хоть убей, но не понимаю, когда ставить указательный палец (на примере хроматики): то ли всю руку сразу пихать на четыре лада, то ли ставить в последний момент, когда уже средний палец делает срыв.A: Двигаясь от тонких струн к толстым по хроматике (например, 4-3-2-1, затем на следующей струне снова 4-3-2-1 и т.д. и т.п.) первым переходит мизинец, потом за ним перетекают остальные пальцы. Ставить всю руку сразу не надо
Q: Ты не мог бы посоветовать упражнения на тремоло?A: Долбить по одной струне, начиная с темпа 40 ударов, и плавно ускорять.
Q: Чтобы тремоло было ровным апстрок по идее должен быть таким же сильным и быстрым как даунстрок?A: Даже у фирмачей можно понять по звуку ПШ или даунстрок. Я думаю ни у кого еще не получилось сделать их по звуку абсолютно одинаковыми.
Q: Мизинец у тебя работает с такой большой амплитудой. По-моему он ограничивает всю левую.A: Ну я бы не сказал, что с очень большой, учитывая специфику мизинца, вполне нормально. У самого отца легато (Котцена) мизинец тоже отлетает больше, чем остальные пальцы.
Q: Как ты занимался, чтобы дойти до того уровня, который у тебя сейчас?A: Просто я старался всегда подходить очень тщательно к нюансам, анализируя где, что и почему получается говенно
Потому что, если бездумно сыграть фразу хоть 100000 раз, она не улучшится. Только проанализировав, почему не идет, можно улучшить и двинуться дальше.
Q: Я тут посмотрел твой первый ролик на тему ПШ и у меня возник по этому поводу вопрос. Из видео ясно, что медиатор, совершая движение "в гитару" (под острым углом плоскости медиатора к деке) возвращается в том же направлении, т.е. "от гитары". Но совершать удар вверх значительно сложнее при таком наклоне медиатора, создается некий крючкообразный эффект. Насколько реально добиться комфортности игры при таком наклоне, и как долго достигал ее ты? И еще один вопрос - на видео ты играешь только с наклоном к деке или еще присутствует наклон медиатора к струне?A: По поводу углов смотрите видеоурок
Los dos бngulos principales de la pъa / Два основных угла медиатораQ: Вопрос по вибрато. Когда я делаю вибрато безымянным пальцем, он невольно делает пальцевое движение. Думаю, из-за того, что он боится соскользнуть со струны. Как я понимаю, этого быть не должно? Это все происходит при вибрации вниз, то есть к земле.
При вибрации вверх (к небу), опора производится большим пальцем?
Ты делаешь вибрато в триолях или восьмыми?A: Безымянный, как и остальные пальцы, при КИСТЕВОМ вибрато не должен сгибаться/разгибаться. Вибрато вверх ничем не отличается от вибрато вниз, кроме того, что совершается менее удобное движение.
Опорой является основание указательного пальца (там, где он начинается) и сверху, как при блюзовой постановке, придерживаешь большим пальцем.
Делаю вибрато в триольной пульсации. Саму манеру вибрато заимствовал у Зака Уайлда.
Q: Как считаешь, угол наклона медиатора влияет на скорость?A: Угол наклона влияет на сопротивление, поэтому даже Гилберт на адских скоростях его увеличивает. Так что косвенно это влияет на скорость, просто упрощает работу. Но если, допустим, не получается сыграть 16-ми в темпе 160 то, увеличив угол, совершенно не факт, что получится. Это увеличение обычно происходит естественным путем во время игры. Ну и по поводу углом смотрите выше
Q: А как считаешь, у меня вот средний палец достаточно нефигово поддерживает указательный, на котором лежит медиатор. И если его убрать, то появляется такое странное ощущение, не скажешь слабость, но дико непривычно. И, надо сказать, появляется некий намек на легкость при игре, о которой я уже больше года не вспоминаю. Что-нибудь скажешь по этому поводу?A: Я так понял, появляется легкость если убираешь средний? На мой взгляд, лучше играть без него, потому что это неестественное положение для кисти. Попробуй посмотреть на свою руку, когда она полностью расслаблена, и ты о ней не думаешь, например, сидя перед ТВ. Вот это и будет самое естественное положение для нее, то есть слегка подогнутые пальцы и средний не поддерживает указательный.
Q: Хочется спросить про большой палец левой руки. При игре какого-нибудь запильного пассажа, при смещении к первым ладам, большой палец должен скользить по грифу или чуть приподниматься? У меня при движении вверх (в сторону бриджа) он скользит, а в обратную сторону - заедает, приходится слегка приподнимать его.A: В обе стороны плавно скользит, застревать будет если сильно давить, если скачок большой, то отрывается и перепрыгивает.
Q: А как лучше зажимать квинты?A: Если квинта + октава (пауэр аккорд), то 3 пальца, только квинта - 2 пальца (указательный и мизинец). Насчет 2-х пальцев. Если ты прижимаешь 3 струны (пауэр аккорд, когда, допустим, прижимается 6-я, 5-я, 4-я), то сравни звучание 4-й струны, когда она прижимается мякотью мизинца и когда раздельное зажатие каждым пальцем. Разница весьма большая
Q: Я что-то не совсем улавливаю. Какая разница в звучании? Ведь звук формируется колеблющейся частью струны, какая разница, чем прижимать?A: Мэй Лиан не зря всегда говорит про плотность подушек. Разница огромная, чем прижимать - мягким местом или мозолем. Струна, колеблясь, гасится об мягкое место пальца и вязнет в нем. Проще всего попробуй прямо сейчас сам зажать раздельными пальцами и мини-баррэ, и сравни звучание той струны, которая по-разному прижимается. На словах скажу, что при прижатии каждым пальцем, звук будет намного звонче и перкуссивнее. Это, кстати, одна из причин, по которой обычно безошибочно можно угадать дроп-строи на записях, то есть из-за того, что 5-я зажимается мякотью
Q: Всё-таки в чем преимущество зажимании квинты указательным + мизинцем, а не указательным + безымянным?A: Если речь идет о том, чтобы играть квинту и чередовать ее с секстой то, обычно, с безымянным. Если только квинтовая рубка то, во-первых, совершенно другая мобильность аппликатуры. Попробуй поиграть что-нить скоростное с перемещением квинт, и чтобы у тебя торчал сбоку мизинец, а потом по-нормальному - разница сразу чувствуется. А, во-вторых, нюансы с глушением. Когда квинту надо резко снять, нужно ослабить давление указательного и мизинца, и накинуть средний и безымянный на струны. Попробуй сделать это с квинтой, когда она зажимается с мизинцем, а потом, когда и с безымянным - сразу видна будет разница. Надеюсь, понятно объяснил. В качестве подтверждения опять же могу порекомендовать глянуть, как играют квинтовую рубку фирмачи - это всегда мизинец, начиная от Металлики и кончая Котценом. А вообще, советую почаще играть перед зеркалом, потому что движения должны выглядеть плавно, естественно и красиво, на мой взгляд, а также могут отпадут некоторые вопросы, где, что, как и чем зажимать
Q: Ты не знаешь из-за чего плечо может напрягаться? Именно напрягаться, а не уставать.A: От неправильной посадки и от наваливания на гитару. Самая типичная ошибка - это навалиться на гитару так, чтобы видеть весь гриф, получается правое плечо сильно выведено вперед и напрягается.
Q: Фред, интересно знать какого калибра струны ты в основном используешь и строй? И как дела с их живучестью?A: Если ми, то 10-49 или 11-49, если дроп-до или ре, то 10-52 или 11-54. Живучесть зависит от брэнд
Эликсир больше, чем полгода юзаю.
На флойдовоую гитару больше чем 10-46 в ми я бы не ставил. По поводу толщины и звука, то тонкие струны более ударно звучат, чище и ярче. Толстые - жирнее и инертнее в плане атаки, например, 60 в до начинает сильно бубнить, панча уже нет, а 56 или 54 - самый сок. На мой взгляд, идеальные калибры для строев это: ми 10-46 (11-49), ре 11-52 (11-54), дроп-до 11-54, до 12-56.
Q: Фред, у тебя при ПШ, удары вверх и вниз по одной траектории идут, или по окружности? Глазом то ее не видно, все равно примерно в одной точке ноты извлекаются, но что рука чувствует - окружность или туда-сюда?A: По одной траектории, без "накручивания".
Q: Объясни, плиз, что за правило скрипачей Мэя?A: Палец, прижимающий отзвучавшую ноту, остается на струне. Допустим, если играешь 1-2-3-4, то пальцы, сыгравшие 1-2-3 остаются стоять, а не поднимаются. Не соблюдать это правило - одна из типичных ошибок начинающих, как и зажатие с адской силой левой рукой, чтобы прям накладку продавливать и т.д. и т.п.
Q: Попробовал играть ПШ у бриджа - не могу. Сбиваюсь и четко только медленно получается сыграть. В районе между средним и нэковым датчиками нормально получается, а иногда рука сама уползает выше нэкового. Стоит переучиваться, тренить ПШ у бриджа?A: Надо играть примерно посередине между датчиками (поэтому многие утапливают средний сингл, потому что он мешается, так как приходится ровно под удар медиатора). Насчет «играть у бриджа» это я сказал про мега скорости, и про то, что так иногда делает Петруччи
Так что переучиваться не надо
Q: На твоем видео уроке по правой руке ты используешь опору на пальцы (то ли безымянным, то ли мизинцем ), это, я так понимаю, чтобы рука не болталась или для чего? Это обязательно или у каждого будет индивидуально? Я специально просматривал концерты, что-то так и не понял, опираются ли гитаристы пальцами.A: Безымянным я никогда не опираюсь - рука напрягается. Мизинцем можно, если опора скользящая, то есть не так что воткнул палец в деку и играешь, а просто слегка нащупывая вторую точку отсчета для руки.
Подавляющее большинство гитаристов играет с такой ненавязчивой опорой на мизинец.
Q: По поводу легато. Бывает, если делаю срыв на шестой на первом ладу, то на пятой на первом ладу палец как бы хамер делается. Наверное, я слишком уж глубокий срыв делаю.A: Слишком грубый срыв.
Q: Твой совет играть квинты с мизинцем распространяется ли на октавы? Их тоже практичнее зажимать, используя мизинец?A: Распространяется
Q: Кстати, Гилберт тоже говорил что-то вроде: «Many guitarists claim that the problem is in their picking hand, but it actually appeared to be in their fretting hand». Не совсем понимаю сути.A: Гилберт имел ввиду, что народ парится над правой, а забывает, что важнее левая рука. Это действительно так, потому, как правило, не дает нормально быстро рубить именно левая рука. У 99% людей, которые ко мне приходили, была несинхронизация рук, причем запаздывала левая, хотя были люди играющие по несколько лет. Синхронизация в принципе один из главных аспектов звукоизвлечения.
Q: Вообще, как я понимаю, несинхронизация заключается в том, что когда мы уже сделали щипок медиатора, палец левой руки еще не дожал струну (в восходящем движении) и в этот момент звучит просто как бы приглушенная струна, или не успел со струны "сняться" (при нисходящем)? А бороться с этим как? Просто отрабатывать все это дело в медленном темпе и использовать "отбивание" о котором говорил Мэй в своем мастер-классе?A: В безумно медленном темпе отрабатывать. Да, заключается именно в этом. Левая не дожала до конца, а правая уже ударила, или левая до конца не поднялась, а правая уже ударила. Если делать это более-менее четко, то будет четкий перкуссивный звук без потери атаки.
Q: Раньше я выкручивал гейн до упора, а сейчас играю где-то на 50-60%. Просто я заметил, что переизбыток гейна съедает динамику, если я, конечно, правильно выразился. Просто играть на таком уровне гейна, на котором я играю сейчас, мне нравится гораздо больше, потому что так четче ощущается динамика. Короче не знаю как это объяснить, но я думаю ты понимаешь о чем я.A: Давно уже пропагандирую очень маленький гейн
Все сэмплы на таком пишу. Когда пробовал давать гитару с моими настройками в руки другим людям, то сразу возникали проблемы
Q: Вопрос такой. Я немного не понимаю особенность медиаторного теппинга, ты мне не подскажешь нюансы извлечения?A: Не интересовался им никогда, только пальцевым. Но такие вещи можно просто потыкать до тех пор пока не зазвучит и все
Это не тот случай, когда можно руки не так поставить и угробить их, и т.д.
Q: По поводу легато хотел спросить. Я так думаю, что должна быть на каждом пальце некая фиксированная точка, которая должна соприкасаться со струной при хаммере. Так вот у меня не получается всегда точно в эту точку попадать, т.е. палец иногда бьет по струне, но не всегда в одной и той же точке, и вот когда это происходит возникает такое ощущение, даже не знаю как объяснить, вроде не напряжение, а не удовлетворенности что ли или неудобства, может понимаешь, просто я эту точку нащупал, но точно в ней со струной контактировать не всегда получается. Как заставить палец всегда в эту точку падать? Как я понимаю снова медленно и вдумчиво играть что-то а-ля хроматика на каждой струне и во всех позициях?A: Это называется координация. Достаточно сложная штука. Лично я отрабатывал, возможно, странным, но действенным способом. Просто сидишь и ставишь себе задание типа «сейчас я точно попаду, допустим, безымянным по 4-й струне на 17-м ладу, теперь точно попаду средним по 6-й на 7-м» и т.д. и т.п.
Q: Не совсем понятно, чем глушить открытую шестую, если мы играем квинту с тоникой на пятой струне, но не на открытой пятой (в данном случае можно было бы заглушить перекинутым через гриф большим пальцем), а, допустим, на первом, втором и так далее ладах.A: Средним пальцем левой. Он, как бы огибая квинту, касается 6-й струны, его длина это прекрасно позволяет. Ну и плюс правая рука, конечно.
Q: Скажи пожалуйста, нормально ли заниматься на не подключенной гитаре? Имею ввиду в основном технику: штрих, легато, координация и т.д. Может быть есть какая-то тонкость и обязательно нужно подключаться?A: Координация - вообще все равно. Все остальное лучше, конечно, на дисте, чтобы сразу грязь чистить, но, если дома вечно малые дети спят и т.д., то можно саму моторику движений и на неподключенной поотрабатывать
Q: А как быть со скоростью во время занятий? Как говорит Мэй Лиан: «Если вас привлекает техничная и быстрая игра на гитаре, то вам чётко нужно усвоить самое главное правило - НЕ БОЛЕЕ 5% ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЙ МОЖНО УДЕЛЯТЬ СКОРОСТНОЙ ИГРЕ. То есть 3 минуты из 1-го часа занятий. Всё остальное время сажайте свою технику в медленном темпе и желательно под метроном». Непонятно, как тогда вообще поднимать скорость?A: Как говорит Гатри Гован (а я склонен ему верить): «Скорость - субпродукт точности». Работая 95% времени медленно, вырабатывается точность и аккуратность движений, все оптимизируется и т.д. и т.п. Мышечная память отлично усваивает всю инфу в медленном темпе, а потом получается, что ты настолько усадил фразу, что можешь ее играть, не напрягаясь и в быстрых темпах. Вот, если в двух словах, то так. А если мочить часами на скорость, то только запутаешь руки.
Q: Обнаружил такую штуку. Когда играю с такой же постановкой правой руки, как у тебя, то при продолжительном ПШ, у меня сильно напрягается плечо. Можно ли как-нибудь этого избежать? Уж больно тяжело так играть.A: Дело в посадке, а если более точно, то в развесовке центра тяжести и угла локтя в правой руке. Могу сказать, что еще НИ ОДИН человек, из приходящих ко мне на занятие, правильно не сидел, даже когда люди приходили после других преподавателей.
Q: А можно подробнее о том, какие критерии правильности - какой угол должен быть и т.д.?A: Ровно 45 градусов. Если гитара страт/суперстрат, то ровно посередине выреза. Остальные вещи по инету уже тяжело, но, грубо говоря, на гитару надо не наваливаться, а отдыхать на ней. Это прекрасно видно у Котцена, Гилберта и т.д. Пример плохой посадки - это Стив Морс, угол совсем не 45 градусов и поэтому правое плечо намного выше левого и т.д. и т.п.
Еще фишка в том, что плечо должно быть отведено назад, то есть сидя с гитарой, если руку как бы полностью отпустить с гитары, она обязательно должна скатиться назад, а не вперед. Кстати, у Шихана тоже видно, как он как бы сзади обнимает гитару, не выводя плечо вперед. Я имею ввиду общую тенденцию, во время прыжков и т.д. это, конечно, может на секунды меняться, но общий принцип такой. Но я правда хз, как это по инету объяснять и главное контролировать
Вообще с этим надо реально заморочиться, я просто сам долго играл с кривым углом и центром тяжести спереди, наваливаясь на гитару и буквально через 20-30 мин игры все начинало ныть, то есть рука работает расслабленно в плане игры, но все равно ноет спина, плечо и т.д. В итоге я очень плотно занялся этим вопросом и сейчас мне, честно говоря, пох с гитарой я сижу или без, хоть 10 часов можно просидеть, и ничего не мешает
Проще сесть и попробовать самому. Меньше 45 градусов - рука начнет затекать из-за пережатия в локте, больше 45 - подъем плеча и тоже неправильный приток крови. Плюс, все это работает в совокупности со вторым параметром - вперед или назад выведено плечо.
Q: Заметил, что у меня появляется какие-то странные призвуки и скрежет от медиатора. Это нормально? И еще иногда ноготь указательного пальца трется о струны. Нужно как-то это избегать?A: По поводу скрежета медиатора, то иногда он нужен, а иногда нет. Попробуй сначала искусственно глубоко загрузить медаитор, а потом медленно играй штрихом и плавно выгружай до тех пор, пока не будешь почти промахиваться и запомни это ощущение игры самым кончиком. Отрабатывать желательно на 3-й открытой струне. Также часто проблема призвуков заключается в медленном ударе, то есть помимо удара по струне успевает пролезть шорох касания, это как раз зависит от атаки, изначально она, конечно, очень медленная. Ну и последнее, после удара нужно моментально убрать медиатор на безопасное расстояние от струны, чтобы она свободно колебалась.
По ногтю ничего страшного, иногда конечно лучше без него сыграть, когда требуется максимальная чистота, но в некоторых риффах, особенно, где много даунстрока, он может придать дополнительную злость
Q: Ок, нужно играть кончиком, а не кончик - это редкая фишка. Кстати, почему свел так узко понятие вообще к фишке, а не к блюзу, как Лиан. Ведь в блюзе, по-моему, это довольно часто считается стандартом, или я ошибаюсь? Но как тогда быть с акцентами? Вот эта вещь меня очень беспокоит. Ясно же, что нужно их как-то ставить. И тут тоже вопрос: в обычном тремоло тоже ведь по идее ставятся акценты? Гилберт предлагал как раз таки глубиной погружения, но вот если на начальном этапе учитывать акценты глубиной, вообще как-то плохо запоминается механика звукоизвлечения кончиком - сложновато варьировать. И сколько раз спрашиваю понял ли кто объяснения Гилберта, где он акценты флажолетами ставил, пока никто толком ничего не сказал, почему флажолетами? Разве он в обычных условиях так ставит акценты?A: Я не блюзовый гитарист (по крайней мере на данный момент), поэтому для меня это скорее фишка
Акценты я обычно делаю резкостью удара, то есть нужно дойти до некоего своего максимума в атаке. Допустим, при игре 16-х на первую ноту будет самый резкий удар, а на остальные три помедленней. Иногда делаю погружением, но реже. По поводу флажолетов, да, бывает и так нужно сделать, это все чувствуется в зависимости от материала.
Q: Раньше ты использовал опору на мизинец, а теперь на многих видео играешь уже без нее. С чем связаны такие изменения?A: По моим ощущениям, рука без мизинца становится тяжелее и удары более увесистые, а так часть веса, хоть и небольшая, но все равно уходит на мизинец. Потребовалось, конечно, некоторое время, чтобы рука ориентировалась без опоры достаточно хорошо, ведь остается только одна точка отсчета, но в итоге привык, результатом доволен.
Q: Меняется ли у тебя изгиб большого пальца в зависимости от того, что ты играешь, или зажим всегда стабилен?A: Смотрите выше видеоурок про углы.
Q: Допустим, играешь на 4-й струне, 6-я заглушена большим пальцем левой, 1-я, 2-я и 3-я заглушены плашмя указательным, а 5-ю глушит либо правая, либо кончик указательного (сам так часто делаю).A: Не советую глушить кончиком указательного вышестоящую струну. Это зона ответственности правой руки и когда струна прижимается не кончиком, то сильно хавается звук, об этом уже было написано выше
Q: Фред, расскажи пожалуйста, как ты разучиваешь этюды или технически сложные пьесы? Например, тот же "Полет шмеля". Если ты его не играешь, то как по-твоему нужно его учить: 10 раз играть медленно целиком или разбить на фрагменты, и каждый играть по 10 раз?A: В подобных вещах лучше определить самое сложное место и сначала больше с ним ковыряться, а потом уже все клеить.
Q: Я не понимаю, что такое вообще «гвозди», «с оттягом», «вперед» и так далее? Ты часто говоришь об этом, когда идет речь о ритмике, но какое это имеет к ней отношение?A: С «гвоздями» ситуация такая. У гитары есть пик, у барабанов тоже, НО у гитары он не так ярко выражен - это специфика инструмента. Отсюда вывод, если пролез гитарой раньше, чем барабаны, то съедаешь их пик, то есть фактически убираешь своей гитарой главный бит.
Есть определенная грань попадания в барабаны. Можно сильно отвалиться назад, как часто делает Котцен. Но сильно вперед - уже не годится.
Слушайте примеры четырех ударов (ровно, веред, назад и очень вперед) во вложенном архиве.
udar.rar (369.02 КБ - загружено 1153 раз.)
Q: И как над этим работать? Играть риффы под метроном или бит, или может что-то еще?A: К сожалению все не так просто. Грубо говоря, занятия разбиваются на две большие группы: 50% - игра с внешним ритмом (метроном и т.д.), 50% - игра относительно себя (что в целом важнее). То есть, если у Котцена на концерте свалиться со сцены басист и заснет драммер, то Котцен все равно будет качать. Поэтому бывает такое, что люди мочат ровно в клик, а толку все равно нет, потому что они попадают только ключевые доли, а остальное плывет.
Q: А под что ты играешь? Под драм-машину/гитар про/родные минуса?
Еще вопрос, как-нибудь контролировал себя раньше, когда не слышал явной разницы? Ну, то есть смотреть, к примеру, по пикам - у бочки и гитары атака идет ДО пика сигнала. Как следует сравнивать - по началу сигнала, или по его пику? Какое расхождение "криминально"?A: В двух словах ситуация такая. У меня в семье нет ни одного музыканта, поэтому с рождения у меня ритм = 0 или даже минус
Естественно я пытался что-то ковырять с метрономом, но все несерьезно. Потом я прочитал посты Лиана (за это ему спасибо) и задумался типа «о, гвозди какие-то, надо-ка позаморачиваться» и стал контролировать игру в редакторе. Отрубил партию и увеличиваю масштаб, смотрю, что такое гвоздь. Могу искусственно подвигать и послушать, как что звучит. Часто, кстати, супер ровно звучит хуже, чем, например, немного назад. Гован в своей книге тоже об этом писал, что он на студии нарубил немного назад, звукач ему сделал замечание, они подвинули в 0 и стало хуже. А потом, когда я стал понимать что-то в ритме, мне полностью снял крышу Котцен (раньше я его уважал только за легатные поливы). Со временем я стал понимать, что это БОГ ритма, слушал его по кругу просто часами, проникаясь всеми нюансами, так что можно сказать считаю его своим виртуальным ритм учителем
Ну и в итоге сейчас многие вещи в ритме стали абсолютно наглядны и очевидны
Q: Ну вот у меня та же ситуация - начитался/наслушался Лиана. У него там было о том, какое расхождение гитары с бочкой допускается, он тогда еще о сэмплах говорил что-то типа "не более ххх сэмплов". Но сэмплы величина относительная, в зависимости от частоты дискретизации они могут разные промежутки времени означать, поэтому я на этом и застрял. A: Нет никаких цифр, только уши.
Q: Если несложно, подскажи, пожалуйста, какие упражнения/школы поиграть для нахождения "ритма относительно себя".A: Школ по этому не встречал. Нужно много играть одному и слушать соотношениям по времени между нотами. Для начала взять на 6-й струне 1 2 3 4 и поиграть примерно в темпе 80 ударов 4-ми (темп примерный, нужно поиграть без метронома), и проследить какая будет тенденция. Даю 100%, что 2-я и 4-я сначала будут спешить. Если трудно оценить на ходу, то записывать. Вообще, на мой взгляд, надо дойти до той точки, когда ты можешь играть почти как робот, тогда ты полностью контролируешь ритм, а уже потом можно выражать свое настроение через вариации. Просто, если не можешь нарубить ровно, то не сможешь сделать контролируемо назад.
Ну и, конечно, самое важное ИМХО понять, что не бывает ненужных или вялых нот. Каждый скребок и каждую самую слабую долю нужно чувствовать и смаковать, как будто последний раз в жизни играешь, а не только в пик бочки вначале такта мочить
Объясню еще один момент, почему мне не нравится игра вперед. Она оставляет ощущение, что человек сам не хочет играть, то что он играет, как будто быстрее отвязаться, отложить гитару и пойти пить пиво. Ведь все дела в жизни, что нам не нравятся мы стараемся сделать быстрее и забыть
Q: Торопиться - значит играть в более высоком темпе, чем остальные, из-за чего приходится замедляться, чтобы совсем не уплыть из ритма. И поэтому рисунок у торопящегося музыканта нестабильный и не качающий отдельно. То же самое с замедляющимся человеком. Я правильно понимаю или нет?A: Торопится человек по следующим причинам:
1. Не ухвачено чувство ритма. То есть, грубо говоря, есть, некий минус в темпе 120, НО человек от природы постоянно боится опоздать и поэтому ему КАЖЕТСЯ, что темп, грубо говоря, 121.08 и он начинает играть в нем. В итоге он слышит, что что-то вроде не то (а может и не слышит) и пытается что-то менять, тогда получается засада. Идея такая - захватить полностью чувство ритма, чтобы можно было сыграть именно 120, вообще в 0. Хотя это звучит, как робот, но после этого можно варьировать.
2. Не усажен материал. Или технически, или в память. Тогда получается, при соблюдении пункта 1, человек играет и слышит, что косячит, но поделать ничего не может, если пытаться на ходу исправить, то от излишнего контроля начнет зажиматься рука и т.д. т.п.
В итоге идея такая - прекрасно слышно, что человек не играет с ритмом, а играет сам по себе.
Q: Кстати, после темы осталось некоторое недоумение по поводу того, как себя контролировать при занятиях с метрономом. Получается, известный способ с "пропаданием" метрономного клика не годится, т.к. это вроде как получается слишком вперед. Другого способа для начинающих я не знаю.A: Годится способ с увеличением звука в два раза. Если точно ломануть в метроном, то будет сложение пиков, гвоздь, короче. Если что-нибудь уронить на пол, будет некий звук, если полностью синхронно уронить два предмета, звук будет в два раза громче
А гвоздь убойно действует на слушателя, так как подчеркивает пульсацию ритма, уже выше писал об этом