Люди, не знающие нот, могут часами доказывать почему ноты знать не нужно. И чем больше приводят доказательств их необходимости, тем больше они убеждаются в своей правоте. В принципе именно так и работает теория confirmation bias - человек мыслит стереотипами и никакие аргументы не заставят его от их отказаться
Попробую вкратце обьяснить зачем нужно знать ноты и как это помогает при импровизации.
Во-первых, знание нот даёт понимание как обыгрывать ту или иную гармонию. Нет, конечно можно всю жизнь играть I-IV-V и обыгрывать пентатоникой и чувствовать себя прекрасно. Но вот только не нужно удивляться, почему твои импровизации однотипны и неинтересны даже тебе самому.
Во-вторых, знание нот помогает при игре соло подчеркнуть гармонию. К примеру, правильно применить модальный лад (так, чтоб он звучал и был в тему) без знания нот невозможно. Да, все знают, что до-мажорная гамма может быть D Dorian, E Phrygian, F Lydian etc. Но чтоб до-мажор стал ре-дорийским нужно играть не гамму до-мажор, а так называемые target notes, то есть ноты первой, третьей, пятой и седьмой ступеней. То есть берём до-мажорную гамму, и под аккорд До-мажор строим мелодию на нотах C-E-G-B что в результате даёт ионический лад. Под Ре-минор берём ту же гамму, но ключевые ноты другие (D-F-A-C). Как здесь помогут аппликатуры, с учетом того, что они одинаковые, а лады разные?
В-третьих, как без знания нот сыграть гармонию? Даже простую I-IV-V если это не от ноты ля? А трезвучия построить? А аранжировку сделать так, чтоб не конфликтовало с другими инструментами и аккорды из шести струн просто тонут в миксе... Попробуйте сделать простенькую аранжировку из трёх партий гитары в лупере и без понимания где и как брать аккорды трезвучиями или обращениями у вас в лучшем случае будет каша.
Не стану спорить, что аппликатуры нужны. Но голая аппликатура без понимания содержания и характеристик каждой из нот с привязкой к обыгрываемому аккорду не даст ничего кроме беспомощности. Для сравнения попробуйте сыграть хотя бы мажорную пентатонику использую те же ходы и аппликатуры, к которым привыкли играя пентатонику минорную. А теперь попробуйте комбинировать мажорную и минорную пентатоники в одном лике. Нет, конечно, можно как обезьянка заучить это все, но разница между обезьяной и человеком в том, что обезьяна только обезьянничает повторяя заученное, а человек может понять пару общих правил и самостоятельно построить всё то, на запоминание чего у обезьяны ушли месяцы и годы.
Так что учить или нет ноты - решение индивидуальное. А в пентатонике в принципе ничего плохого нет. И кстати, она так хорошо звучит под I-IV-V только потому, что это гармония из одной и той же гаммы, а пентатоника из пяти содержащихся в ней нот, содержит 4 упомянутые выше target notes. Но попробуйте выйти за пределы школьных стандартов и посмотрите что вы сможете сделать с «аппликатурным мышлением»
Всем удачи!
... и добавил:Видел. Слышал. Все на любительском уровне.
Было бы неплохо если б с примерами
Ну и хотя бы пять наиболее явных признаков любительского уровня, чтоб было понятно хотя бы с системой координат. Просто на форуме периодически появляются люди с простыми и ясными мыслями типа «это все г.вно», но кроме известного всем сериала от Опарина чот не припомню чтоб кто-то смог развить свою мысль и поделиться более детальными оценками