Импровизация - часто умение дифференцировать, выделять из целого частное. И тут недостаточно только слышать следующую ноту. То есть, скажем, часто выходит так, что научаешься в том что УЖЕ играл _видеть_ новые фразы. Как если бы ты составлял из одного слова другие путём перестановки букв, а потом вдруг увидел, что есть ещё варианты, которые ты пропускал. У меня сейчас часто так происходит, когда играю старые наработки.
Вообще лучше думать об этом не о как о фразах, ликах (никогда не любил это слово), а как о микро-мелодиях. У мелодии есть ритм, с ним можно играть. У мелодии есть настроение - оно позволяет её выделить и запомнить. Когда ко мне пришла эта мысленная замена понятий "мелодия-фраза", во многом это повлияло на мысль в момент импровизации. Часто бывает, что при игре думаю не вперёд, а назад, как ни странно.... Как бы осмысливаю ту фразу, что уже сыграл, и вдруг вырисовывается новый вариант только что сыгранного, с иной ритмикой и акцентами. Вместо того, чтобы обязательно думать как "логично продолжить". Это, кстати, интересный приём, попробуйте. Т.е. вы фразу, когда играете, только "предслышите" её, а когда тратие время на то, чтобы мысленно вернуться к ней постфактум, она уже отыграна и есть резонанс...
... и добавил:Вообще надо стараться усиливать свою связь с инструментом в плане непознанного, подсознательного. Сам сейчас даже форсирую: если чего-то наигрываю, то напеваю насвистываю это же. Форсированно слепая игра тоже интересно временами - меняет перспективу. А иначе может не выработаться эмоциональной связи с тем, что звучит. Попросту говоря, можно пропустить что-то на автомате. А свистом-пением оно как-то фиксируется лучше. Вообще уверен, что мы играем гораздо больше интересного, чем осознаём. Чем лучше понимаем себя, тем лучше выходит.
Как сказал старина Брюс Ли: "All type of knowlege ultimately means self-knowledge". Любой вид знания в конечном итоге означает самопознание.
