Вопрос: когда вы играете соло, не импровизацию по пентатонике, когда можно впендюрить "левый" звук, не вылезающий за границы пентатоники, а конкретную нотную партию, вы как определяете, куда палец ставить: по ладовой позиции, "рисунку" или по нотам, аппликатуре? Я играю конкретные партии в наших песнях, нисколько не импровизирую и бывает не туда ставлю палец. Что это за фигня такая? Может вообще на гриф не смотреть? Вот где виртуозность, на мой взгляд 
ИМХО! Ничего нового.
Ну.. (если положившись на слух, напрочь опустить знание нот и пр.фигню), то-О-О-О.. тут очень многое (если не всё) зависит от опыта и наработанного в результате такого опыта разнообразия и конкретики в построении фраз (фразировки)! Т.е. банальная, автоматическая "наигранность", которая с годами (как считается) плавно обретает свой неповторимый, индивидуальный "почерк"

Хотя вся индивидуальность здесь в первую очередь обусловлена прежде всего личным, композиторским дарованием,..что-бы думая на неск. тактов вперёд, ловко избегать как свои так и чужие клише..

И во вторую очередь, качеством звукоизвлечения (уровнем техники). Т.е. "порхать как бабочка и жалить как пчела" с кондачка довольно затруднительно даже для профи. НЕ ТОЛЬКО ЛИШЬ ВСЕ СПОСОБНЫ НА ЭТО!

Так-что при любой импровизации, совсем уйти от пентатоники и прочих стандартов вряд-ли удастся. Ибо для музыки это всё такой-же фундамент, основа, вбиваемая в руки и мозги с начала обучения и так-же необходима всем нам для игры, как и способность дышать необходима для жизни,.. что-бы иметь возможность производить прочие действия. Музыка, как не крути очень похожа на арифметику, где всё неизбежно повторяется. И что-бы по максимуму избежать повторов, любому начинающему гитаристу важно приучать себя постоянно идти мелодической мыслью на неск. тактов вперёд...что-бы из нескольких стандартов ухитряться высекать боле-мене индивидуальную фразу. По другому никак не получится. В противном случае это будет "заранее подготовленная импровизация"... что само по себе звучит дико...но чем все гитаристы так или иначе занимаются.

Исключение (как пример) составляет товарищ Ричи Блэкмор. С импровизацией у него не ахти какое разнообразие..но в отличии от других, он (не желая повторяться) предпочитает честно гнать откровенную пургу... просто работая пальцами как молоточками ..в принципе где попало.
Лично я делаю всё по простой схеме... Слушаю неск.раз материал и параллельно мурлычу под нос мелодию.. Ну через какое-то время, что-то вырисовывается.. Воспроизвести на гитаре уже просто. А если импровиз застиг врасплох.. ну банально херачу пенту плюс минус всякие дела ..или как Ричи..повозюкаю с умным видом..и пошли все..

)))