Автор Тема: Как развить чувство ритма?  (Прочитано 14241 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Жуж Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 192
  • Жужжатель
    • http://
Как развить чувство ритма?
« : Февраля 01, 2003, 22:47:39 »
Играю под метроном ритмы в слабую долю - сбиваюсь. Приходится набивать барабаны с характерным рисунком- тогда более меннее.
Есть какие нибудь средства поработать с этой бедой или это патология?
:(
беда
:(

Оффлайн Old TСR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1295
  • ††† 2002-2005
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #1 : Февраля 02, 2003, 02:28:59 »
Очень хорошая тема. Хорошо бы, наши профи высказались. Те, у кого есть практика и опыт игры ритма. Нуно, например ;)
Но в данном случае мне кажется речь идет даже не столько о чувстве ритма (по большому счету), сколько об элементарных навыках и организации движений.
Про чувство ритма можно много писать (уж не знают есть ли толк в писании и читании об "этом"), но сейчас нет возможности. Поэтому кратко. Для начала можно сделать две вещи:
1. приучить руку к автоматическим, постоянным, моторным движениям вниз-вверх - сильные доли вниз, слабые - вверх (четверти только вниз, тогда сильные/слабые восьмые - вниз/вверх, такое же соотношение восьмых и 16-х). То есть рука постоянно машет строго вниз-вверх, а струны зацепляет в соответствии с ритмическим рисунком соответствующим штрихом. Это правило для тех, кто "сбивается". В дальнейшем его можно нарушать.
2. выучить 16-ть основных ритмических формул для 16-х (ритмическая "азбука" или "таблица умножения"). Типа:
1.  пvпv  
2.  пooo  
3.  пoпo  
4.  пvoo  
5.  пvov  
6.  пoпv
7.  пvпo
8.  ovпv
9.  ovov
10.ovoo
11.ooov
12.ooпo
13.oooo
Еще три варианта, если интересно додумай сам...
* п - удар вниз, v - удар вверх, o - пауза - пропуск удара (с сохранением соответствующего холостого движения) или легкий удар по приглушенным струнам.

Из этих формул составляются однотактовые ритмические рисунки 16-ми. Например:
пvov ooпv ovoo пvoo
Играй ритмы на одной струне, затем аккордами. Следи, чтобы правая рука была свободна.
Если не понятно, чего я тут понаписал, попробуй по этому материалу позаниматься:
http://www.people.fas.harvard.edu/~desmith/guitar/acoustic/info/strumming.htm
Или поискать линки по запросу "Strumming Patterns"

Оффлайн jaasco

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2727
  • Пульвелизатор ;)
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #2 : Февраля 03, 2003, 14:04:48 »
еще не плохо выставлять метроном так, чтобы он отбивал счет восьмыми, то есть на каждую четверть по два удара метронома, это очень помогает при игре 16-ми. да и триольное ощущение лучше разовьется если поймешь как на 2 удара три ноты играть. проще всего ритмические рисунки разучивать медленно, но все время следить за тем где сильная доля, хорошо помогают еще всякие считалки, на каждый ритмический рисунок могут быть свои, например:
ум-па-ум-па
или
ка-тер-пи-лер-ка-тер-пи-лер
ну и тд...
ну и различные рисунки ритмические всегда надо сначала прочувствовать, например, стучать сильные доли ногой, а слабые рукой, а потом довести до автоматизма на гитаре.
может кто то еще чего подскажет?

Оффлайн Zlomrak

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Зарегистрированный
    • http://landofsorrow.com
Как развить чувство ритма?
« Ответ #3 : Февраля 03, 2003, 23:30:14 »
Я сам долго мучился с этим...да и сейчас порой страдаю...
причём если свой рифф придумаю с таким ритмом,то нормально играю. а чужие не могу....
Я обычно делаю так: в О-о-о-очень медленном темпе и под метроном пытаюсь сыграть фразу...а потом ускоряю постепенно...в общем ничего оригинального я не придумал %))

Оффлайн Жуж Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 192
  • Жужжатель
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #4 : Февраля 04, 2003, 12:23:56 »
Спасибо за советы. Надо над этим поработать.

Оффлайн jedi

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 132
  • Зарегистрированный
    • sokolov-drive.com
1
« Ответ #5 : Февраля 23, 2003, 18:49:03 »
Я практиковал забивку метронома в Cacewalk с пропусками по нескольку тактов. Успокоиться можно когда попадание в долю точно будет происходить после 5-6 тактов тишины.
С уважением Jedi:xyxwave:

Оффлайн Old TСR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1295
  • ††† 2002-2005
    • http://
Выживет сильнейший!
« Ответ #6 : Февраля 24, 2003, 19:32:59 »
Еще для развития ритма на уровне рефлексов можно использовать мертоном с подачей высоковольтых электрических импульсов :o

Оффлайн Nuno

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 757
  • Зарегистрированный
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #7 : Февраля 27, 2003, 01:09:14 »
А я, кстати, слышал такую вещь, не знаю насколько это реально так, в общем один какой-то серьезный московский педагог, выработавший методику развития абсолютного слуха (ну или че-то там в этом роде), говорил, что слух можно развить по-любому, но вот если у человека нет чувства ритма - то это действительно безнадежно...
Jedi "Я практиковал забивку метронома в Cacewalk с пропусками по нескольку тактов. Успокоиться можно когда попадание в долю точно будет происходить после 5-6 тактов тишины."
  Может я неправ, но я разделяю чувство ритма и чувство темпа. Я уверен. что буду играть очень ровно с метрономом или очень слитно с барабанщиком, но если я буду играть один, то скорее всего я буду ускорять - лично у меня такая тенденция. То о чем говорит Jedi, на мой взгляд больше относится к чувству темпа. Хотя, я на это тоже в принципе не жалуюсь. Обширная практика игры с кликом или секвенсером выработала довольно тонкое ощущение темпа - я могу достаточно близко показать темп, который мне скажут.
  Однако, мне кажется, что гораздо важнее этого точное ощущение мелких длительностей (допустим 16-х) внутри такта. Я сталкивался со многими людьми, которые не могли мыслить мельче 8-х. Играть с ними funk или latin просто нереально :(, и что самое прискорбное это действительно невозможно у них развить.
  Old TCR & Jedi, что вы думаете по этому поводу?

Оффлайн Old TСR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1295
  • ††† 2002-2005
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #8 : Февраля 27, 2003, 05:42:18 »
Цитировать
Автор оригинала Nuno
Я сталкивался со многими людьми, которые не могли мыслить мельче 8-х... , и что самое прискорбное это действительно невозможно у них развить. ...что вы думаете по этому поводу?

Я думаю, что до какого-то уровня развить все можно, раз они восьмыми играть все-таки могут. Ну, хотя бы предложить поиграть восьмыми только ударами вниз. Тогда рука автоматически оказывается в режиме 16-х. А потом поиграть разные ритмические модели. Вот например формулы-циклы
"по 2" [пoпoxvovox],
"по 3" [пoпoпoxvovovox],
"по одной" [пoxvoxпoxvox].
п - удар вниз, v - вверх, o - холостое движение, обратное предыдущему, x - удар по приглушенной струне, направление - противоположное предыдущему. То есть постоянно рука совершает пш-движение, но ноты выбираются по алгоритмам.

Ритм сродни звуковысотности - и то и другое суть вибрация - микро и макро. Если ускорить отдельные ритмичные постукивания, то они сольются в жужжание, а жужжание будет изменяться по высоте. Поэтому я провожу аналогию между оживляющим ноту вибрато и свингом - качанием ритма. И то и другое требует упорной тренировки и слуха. Неумелое вибрато звучит фальшиво - тоже и с отклонением от темпа -  оно звучит неритмично. Но совершенно ровный ритм сродни мертвому ровному синусоидальному сигналу. Хорошие вокалисты и скрипачи (да и блюзовые гитаристы) используют нетемперированное интонирование ступеней, делая мелодию более яркой, выразительной. Так же и с ритмом - хороший ритм по сути не совсем "ритмичный". Конечно, начинающим следует заниматься с метрономом, так же как и нач. вокалисту выверять свои интонации по настроенному роялю. Но настоящий ритм будет формироваться в группе при взаимодействии с хорошими живыми музыкантами. Имхо, не следует слишком сильно привыкать к секвенцеру. Хотя и группе иногда для нахождения консенсуса не мешает поиграть под клик. Но это не панацея.

Оффлайн Old TСR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1295
  • ††† 2002-2005
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #9 : Февраля 27, 2003, 05:46:00 »
Чувство момента,  чувство пульсации,  чувство темпа, ритмическая флуктуация, "живость", ритмическое вибрато (свинг), ритмическая организация внутри такта, ритмомодели, ощущение циклов, чувство формы - наверное есть еще много гранией ритма. А с другой стороны еще темперамент, координация, природная реакция,  талант к физическому движению, свобода и раскрепощенность, уверенность,  радость, энергия, выдержка, психическая устойчивость и даже жесткость и, наконец, опыт. Да, и, как в любом деле -  наглость :) Хорошее самочувствие и выспанность тоже не повредят.
Играть ровно под клик и делать самому ритм - две большие разницы. Если внимательно послушать SRV, то можно обнаружить, что он играет как-то "неритмично". Например Scuttle Buttin' - повторить это, кажется, невозможно и прежде всего из-за кривого ритма. Но какое возникает ощущение от этой ритмической фразы! То же самое - Couldn't Stand The Weather. Вещь замешана на фанке, казалось бы должна играться ритмично. Но там идет непопадание в барабаны. Точнее барабаны не попадают в живой и неподражаемый ритм SRV.

Но, вообще, хотелось бы поговорить поконкретнее на пракические темы. Например, как вы держите медиатор, когда играете фанковые мелкие ритмы - так  же, как и при игре соло или иначе? Какой предпочитаете медиатор или это без разницы? Какой угол удара, насколько глубоко покружается медиатор, звук яркий или легкий, шелестящий? Жесткость держания медиатора. Какое движение руки - поступательное (для равномерности - как при игре полных аккордов на акустике) или вращательное вокруг запястья или еще как? Насколько размашисты движения или они минимальные и контролируемые? Как добиться стабильного ровного звука аккордов? Легкости, яркости и "звонкости", а не дребезжания, гнусавости, тупого, грузного корыта. Какие частоты ставятся на усилителе, EQ, и какие комбинации датчиков? Какие струны для ритмачей предпочтительнее? Как делаются шлепки, чтобы они звучали максимально слитно и перкуссионно, а не как-будто медиатор дерет струны. Ну и так далее...

Оффлайн Attitude

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7576
  • I'm listening!
***Old TCR
« Ответ #10 : Февраля 27, 2003, 13:10:50 »
Цитировать
Но, вообще, хотелось бы поговорить поконкретнее на пракические темы. Например, как вы держите медиатор, когда играете фанковые мелкие ритмы - так же, как и при игре соло или иначе? Какой предпочитаете медиатор или это без разницы? Какой угол удара, насколько глубоко покружается медиатор,... ... ... ...Какие частоты ставятся на усилителе, EQ, и какие комбинации датчиков? Какие струны для ритмачей предпочтительнее? Как делаются шлепки, чтобы они звучали максимально слитно и перкуссионно, а не как-будто медиатор дерет струны. Ну и так далее......


Dlja takoi obschirnoi temy naverno mozhno i novyi topik sdelat`! :)
Kto pervyi? :tongue: :xyxthumbs

Оффлайн Guitar Lover

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 369
  • Один битый....
    • Группа Девятая Линия
Как развить чувство ритма?
« Ответ #11 : Марта 02, 2003, 21:36:40 »
Буду краток:
Надо почаще играть и общаться с барабанщиками - вот и весь секрет!

Оффлайн Old TСR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1295
  • ††† 2002-2005
    • http://
Презент
« Ответ #12 : Марта 13, 2003, 04:38:13 »
2Guitar Lover - какая прелесть! А если нет возможности общаться с барабанщиком или она ограничена?

А вот хорошее упражнение на синкопы, смещения, слитность игры в ансамбле и отработку риффов. Рифф из Extreme'овской Cupids Dead:
http://ftp://195.128.81.187/Extreme_Cupids_Dead.mid
Старался барабаны забить точно. Гитару лучше заглушить, чтоб не мешалась.

Оффлайн Seryoga

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 233
  • Born to raise hell
Как развить чувство ритма?
« Ответ #13 : Марта 13, 2003, 13:01:19 »
Цитировать
Автор оригинала Old TСR


Но, вообще, хотелось бы поговорить поконкретнее на пракические темы. Например, как вы держите медиатор, когда играете фанковые мелкие ритмы - так  же, как и при игре соло или иначе? Какой предпочитаете медиатор или это без разницы? Какой угол удара, насколько глубоко покружается медиатор, звук яркий или легкий, шелестящий? Жесткость держания медиатора. Какое движение руки - поступательное (для равномерности - как при игре полных аккордов на акустике) или вращательное вокруг запястья или еще как? Насколько размашисты движения или они минимальные и контролируемые? Как добиться стабильного ровного звука аккордов? Легкости, яркости и "звонкости", а не дребезжания, гнусавости, тупого, грузного корыта. Какие частоты ставятся на усилителе, EQ, и какие комбинации датчиков? Какие струны для ритмачей предпочтительнее? Как делаются шлепки, чтобы они звучали максимально слитно и перкуссионно, а не как-будто медиатор дерет струны. Ну и так далее...


Являясь большим любителем и поклонником риффовой гитары, попробую набросать методику, точнее моменты, требующие внимания и контроля.
1. Дыхание. Забиваем в драм-машину ровный ритм 4/4, принимаем удобное положение тела, расслабляемся и выполняем вдох на сильную долю (бочка) и выдох на слабую (сольник). Начинать надо с медленного темпа, слушать внимательно ритм, гитара отдыхает. Это для ежедневных занятий по 20 минут перед гитарным рукоблудием   ;) .

2. Звукоизвлечение. Здесь нужно быть аккуратным. Хочется, конечно, обо всем забыть и хреначить, что есть дури, но при этом постановка правой руки стремительно портится. Если Вы после такого мочилова переключитесь на чистый звук и услышите "корыто" (см. цитату Old TCR), это очень угрожающий симптом. Следует прекратить такую практику и заняться лечением правой руки. Благо, методик предостаточно.

3. Ньюансы звукоизвлечения. Ну, это уже Ваше творчество!
Я, например, играю риффы волнообразными, мягкими движениями правой руки, причем наклоняю медиатор: при ударе вниз его кончик приподнят, при ударе вверх - опущен. При этом медиатор не цепляется за струны, но звук получается не таким звонким, как если держать его прямо. При сильном искажении такой способ неэффективен.  Есть еще интересный прием: касаемся левой рукой струн, а сразу после удара медиатором нажимаем. Это позволяет подчеркнуть момент атаки, и с перегрузом звучит просто здорово, правда, на отработку точного исполнения этого приема уйдет не меньше времени и сил, чем на работу над быстрой беготней пальцами.  

4. Саунд. Приберите середину и добейтесь того, чтобы при самом сильном ударе по струнам (fortissimo, кажется) не было режущих ухо частот. В остальном - только Ваш вкус.

5. Струны. Я играю на девятке. (Все смеются, Нуно валяется, басисты грозно приподнимаются с мест).

Это не все, конечно, но есть вещи, которые я не могу сформулировать (мы знаем столько, сколько можем сказать словами (с) кто-то великий, не помню).

Оффлайн Old TСR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1295
  • ††† 2002-2005
    • http://
Как развить чувство ритма?
« Ответ #14 : Марта 13, 2003, 20:42:47 »
Цитировать
Автор оригинала Seryoga
Есть еще интересный прием: касаемся левой рукой струн, а сразу после удара медиатором нажимаем.


Получается, что в момент удара есть только перкуссивный шлепок и струны не колеблются. А потом, когда нажимаешь происходит некое подобие слабого хаммера? Чего-то не очень понятно, как это будет звучать (на неподключенной гитаре - никак), но уже приятно, что сегодня узнал что-то новое. А кто-нибудь еще слышал про такой прием?
Seryoga, опиши, пож., как это должно звучать, что должно получиться. Понятно, что шлепок дает перкуссию, атаку, но как же звук. Какова задержка между ударом и нажатием. Конечно, лучше было бы один раз услышать 5 сек, чем читать пространные объяснения. Может ты запишишь маленький кусочек именно с этим приемом - пару тактов? Если это возможно.