Автор оригинала eye
De Niss AG
Переменные лады, как и параллельные существуют и в русско-народной музыке. Но одновременно мужет существовать только одна тоника. Или я чего-то не понял в твоем посте...
Да, в одном ладу - одна тоника.
Дело в том, что в арабской музыке всё довольно строго. Это у европейцев можно, скажем, натуральный минор сыграть от любой из 12-ти нот. У индийцев вообще музыкант может играть любые "частоты", лишь бы ему нравилось.
Арабский макам - это больше, чем лад. Помимо нот, он включает в себя правила:
- с какой ноты этот макам начинается (макам может "стартовать" не с любой ноты, а только с заранее установленных)
- какие ноты в него входят, т.е. собственно лад
- особенности этих нот; например "соль" в одном макаме может по частоте немного отличаться от "соль" в другом - для благозвучия
- в какой последовательности эти ноты желательно играть и как делать переход между нотами
- наконец, иногда к макаму привязан второй макам, в который музыкант может перейти из первого (т.н. модуляция); если нет второго макама - то фиг тебе, а не разнообразие, играй только в одном
Вот тут и появляется "вторая тоника" - для второго макама. Естественно, при игре в первом макаме у тебя первая тоника, а при игре во втором макаме - вторая.
А если лезть в дебри арабской музыки дальше, то на самом деле в каждом арабском ладу действительно
две устойчивые ноты (называются они тоника и доминанта). Дело в том, что состоит макам из двух половинок (3-5 нот в каждой). Первая половинка начинается с тоники и называется "нижний жинс", вторая начинается с доминанты и называется "верхний жинс".
Обычно музыкант играет что-нибудь в нижней половине, потом переходит в верхнюю и потом возвращается в нижнюю. Вот тут, если к макаму правилами "приписан" второй макам, он может поиграться модуляцией - поменять лад (и, соответственно, тонику). Но не больше. А то секир башка... :maniac: