Автор Тема: Лады с тоникой в середине  (Прочитано 2221 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nuno Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 757
  • Зарегистрированный
    • http://
Лады с тоникой в середине
« : Декабря 16, 2004, 23:39:12 »
Сегодня на лекции по этноджазу (я учусь в институте культуры) преподаватель рассказывал о музыкальной культуре Закавказья и сказал, что в азербайджанской и армянской музыке существуют лады, в которых тоника находится в середине звукоряда. Я этого не понял – обычно ведь лад начинается с тонического звука. На мой вопрос более подробно прокомментировать и объяснить это, я внятного ответа не получил. Может кто-нибудь знает в чем тут дело?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Лады с тоникой в середине
« Ответ #1 : Декабря 17, 2004, 00:33:30 »
Это надо рассматривать в системе. Почитай про церковные лады и, в частности про гиполады. Но нам это ничего не даст, мы гаходимся в другой системе.
---------------
А вообще, на доминанту G7 я играю часто Dm дорийский (почти никогда, кроме блюза, не использую миксолидийский лад). Значит тоника (G) у меня находится в середине звукоряда (D) :)

Оффлайн ZHeN

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2041
  • vintage vibe !
Лады с тоникой в середине
« Ответ #2 : Декабря 17, 2004, 00:42:33 »
да, я полнолстью согласен с eye, в теме про импровизацию я таким же приёмом воспользовался в своём примере с импровизацией.
основной лад - эолийский, но я использовал дорийский на кварту выше. опять же получилось, что тоника у меня была посередине лада.

Оффлайн jaasco

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2727
  • Пульвелизатор ;)
    • http://
Лады с тоникой в середине
« Ответ #3 : Декабря 17, 2004, 11:47:45 »
а можно еще вопрос про экзотику тогда?
я как то краем уха слышал про лады в которых присутсвтуют как диезы так и бемоли в ключе, если кто знает, расскажите поподробнее пожалуста про такие ситуации? вообще, "обычная" (по квартам) схема знаков в ключе F#-С#-G#-A# и тд и это некий частный случай для диатоники - околодиатоники или же при записи чего нибуть экзотического знаки не выносят "в ключ"?

Оффлайн P.J.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
  • Зарегистрированный
    • http://
Лады с тоникой в середине
« Ответ #4 : Декабря 17, 2004, 15:04:40 »
Цитировать
Автор оригинала eye
А вообще, на доминанту G7 я играю часто Dm дорийский (почти никогда, кроме блюза, не использую миксолидийский лад). Значит тоника (G) у меня находится в середине звукоряда (D) :)


Ты хочешь сказать что используешь опорные ступени Dm? Т.е. интонации, характерные для D-дорийского? Или смысл в другом?

Оффлайн ZHeN

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2041
  • vintage vibe !
Лады с тоникой в середине
« Ответ #5 : Декабря 17, 2004, 15:50:33 »
позволю себе наглость ответить за гуру-eye.
он имеет ввиду то, что не обязательно играть тот лад и с той тоникой, какой диктует тебе аккордовая последовательность.
это чем-то схоже по смыслу с аккордовой заменой. виртуально меняешь тональный центр и соответственно лад. и несмотря на то, что ты играешь не так, как задумывалось, все извлекаемые ноты входят в первоначально продиктованный гармонией лад.

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Re: Лады с тоникой в середине
« Ответ #6 : Декабря 17, 2004, 18:56:05 »
Цитировать
Автор оригинала Nuno
в азербайджанской и армянской музыке существуют лады, в которых тоника находится в середине звукоряда. Я этого не понял – обычно ведь лад начинается с тонического звука. На мой вопрос более подробно прокомментировать и объяснить это, я внятного ответа не получил.

Думаю, и не получишь. Звукоряд же бесконечен, он не заканчивается и не начинается нигде.
Условно принято что при записи нот лада первой пишут тонику и отсчет ведут от нее, как от первой. Можно точно так же договориться, что опорная нота лада у нас будет записываться последней, или, например, третьей - пожалуйста. На музыку и ее восприятие это никак не повлияет.

Насколько я знаю, в арабской музыке есть параллельные лады. Есть основной лад (макам), а одна из его нот является "второй тоникой" - тоникой для параллельного лада. Музыкант может играть в основном ладу, затем уйти в параллельный, затем снова играть основном. Вот тут появляется "вторая тоника" в середине лада - но это тоника другого лада, в основном ладу она выполняет обычно функцию доминанты.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Лады с тоникой в середине
« Ответ #7 : Декабря 18, 2004, 00:54:16 »
De Niss AG
Переменные лады, как и параллельные  существуют и в русско-народной музыке. Но одновременно мужет существовать только одна тоника. Или я чего-то не понял в твоем посте...
 P.J.
Хотя ZHeN и ответил, но мне показался ответ усложненным, поэтому я напишу попроще.
Да. :)
Если подробнее, то,  допустим у меня есть набор фраз в дорийском миноре. Например,  в  Dm. Эти фразы (либо их части или комбинации) я могу играть на Dm, G7, E7alt, Bm7b5, Fmaj#11. Конечно, необязательно пользоваться "набором", можно и просто в гамме чего-нибудь мутить.

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Лады с тоникой в середине
« Ответ #8 : Декабря 18, 2004, 21:08:27 »
Цитировать
Автор оригинала eye
De Niss AG
Переменные лады, как и параллельные  существуют и в русско-народной музыке. Но одновременно мужет существовать только одна тоника. Или я чего-то не понял в твоем посте...
 

Да, в одном ладу - одна тоника.

Дело в том, что в арабской музыке всё довольно строго. Это у европейцев можно, скажем, натуральный минор сыграть от любой из 12-ти нот. У индийцев вообще музыкант может играть любые "частоты", лишь бы ему нравилось.
Арабский макам - это больше, чем лад. Помимо нот, он включает в себя правила:
- с какой ноты этот макам начинается (макам может "стартовать" не с любой ноты, а только с заранее установленных)
- какие ноты в него входят, т.е. собственно лад
- особенности этих нот; например "соль" в одном макаме может по частоте немного отличаться от "соль" в другом - для благозвучия
- в какой последовательности эти ноты желательно играть и как делать переход между нотами
- наконец, иногда к макаму привязан второй макам, в который музыкант может перейти из первого (т.н. модуляция); если нет второго макама - то фиг тебе, а не разнообразие, играй только в одном :)
Вот тут и появляется "вторая тоника" - для второго макама. Естественно, при игре в первом макаме у тебя первая тоника, а при игре во втором макаме - вторая.

А если лезть в дебри арабской музыки дальше, то на самом деле в каждом арабском ладу действительно две устойчивые ноты (называются они тоника и доминанта). Дело в том, что состоит макам из двух половинок (3-5 нот в каждой). Первая половинка начинается с тоники и называется "нижний жинс", вторая начинается с доминанты и называется "верхний жинс".

Обычно музыкант играет что-нибудь в нижней половине, потом переходит в верхнюю и потом возвращается в нижнюю. Вот тут, если к макаму правилами "приписан" второй макам, он может поиграться модуляцией - поменять лад (и, соответственно, тонику). Но не больше. А то секир башка... :maniac: ;)

Оффлайн Sandor

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Зарегистрированный
Лады с тоникой в середине
« Ответ #9 : Декабря 18, 2004, 23:19:39 »
2 De Niss AG
А в сети про это где-нибудь почитать можно?
(Яндекс на макамы и жинсы какую-то фигню выдает)

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Лады с тоникой в середине
« Ответ #10 : Декабря 19, 2004, 16:36:55 »
Попробуй Google по слову makam или arab music theory
На русском я ничего не встречал.

Оффлайн Sandor

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Зарегистрированный
Лады с тоникой в середине
« Ответ #11 : Декабря 19, 2004, 17:09:36 »
Ок, спасибо!

Оффлайн P.J.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
  • Зарегистрированный
    • http://
Лады с тоникой в середине
« Ответ #12 : Декабря 21, 2004, 13:58:14 »
eye:
C готовыми фразами все понятно. А когда в реал-тайм в ладу что-то играешь поверх дом7 ты отталкиваешься от тяготений дорийского минора (совпадающего с миксолид от тоники дом7)? Чем это удобнее/лучше чем думать в рамках миксолид лада?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Лады с тоникой в середине
« Ответ #13 : Декабря 22, 2004, 00:52:25 »
Попробую кратко. Во-пер. минорными формами удобнее мыслить на гит. Так исторически сложилось. Я это "подметил" у Пат Мартино, Метини, Бенсона. Монтгомери, Стерна и саксофониста Фил Вудса (что доказывает - дело не только в аппликатурах) и многих других.  И потом где 5-ка, там два шага до гаммы. Во-втор. опорные ступени минора - это как раз те "правильные" ступени дом7акк. (1=5, b3=b7, 5=9, b7=11, 6=3). В-трет., доминанта обычно идет после минора (II-V) и нет смысла менять гамму, если только не собираешься альтерировать доминанту. В четвертых, дело не только в выученных фразах, но и в наигранных секвенциях, арпеджио в ладу, свободе в ладу и тд. Какой смысл менять мозги, если по сути все тоже самое? Так придется еще в локрийском ладу на m7b5 чего-то выдумывать - а здесь заменил лад и  как рыба в воде.
В-пятых, для меня особой разницы нет между когда-то выученными фразами, мотивами, интонациями и "просто" движением в ладу - все это плотно переплетено - одно переходит в другое и тд. Наверное, это не исчерпывающие причины, я на эту тему особенно не задумывался, мне всегда было очевидно удобство этого подхода..

Оффлайн jaasco

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2727
  • Пульвелизатор ;)
    • http://
Лады с тоникой в середине
« Ответ #14 : Декабря 22, 2004, 12:43:04 »
ех.. опять я не замечен с мавзолея.. что про знаки то в ключе никто не знает ничего?