Когда такая фраза играется (с некоторыми вариациями) и на Аm, D7, F#m7b5, B7 сомнений не остается, что человек мыслит дорийским минором (g# - не гармонический минор, а опевание тоники).
В общем - да, опорные ступени обо всем говорят. Потому, что в линии присутствуют опевания, арпеджио, проходящие и вспомогательные тоны. И наконец, когда погружаешься в творчество какого-то музыканта, то начинаешь понимать его подход, сопоставляя его игру в разных ситуациях, на разные гармонии.
Однажды у меня была странная запись Пата Мартино - один канал, только гитара и немного барабаны. Ни баса, ни рояля. Я реконструировал гармонию по его соло и потом оказалось, что почти правильно - в одном месте только я думал, что Сmaj, а оказался Am или наоборот, не помню (вещь была Lazy Bird, Колтрейна).
>>т.е. минор не от второй ступени а, к примеру, четвертой>>
от четвертой ступени аккорда или тональности? Например, на G7 - какой мелодический минор? Если Fm, то я бы сказал "минор от септимы дом7аккорда", потому что иногда следуют цепочки доминант, которые не имеют прямого отношения к основной тональности. Если Cm+7, то можно, но выбор не лучший (тогда я лучше сыграл бы вокруг F лидийско-миксолидийского - ноты те же, но фраза легла бы лучше на G7).