Кароче.
Мой дико кривой, давнишний перевод главы из книги великого и неповторимого и ужасного Гатри, да продлятся его дни, Гована (Creative Guitar I), посвященной игре-не-глядя-на-гриф. Думаю, будет в тему, вуаля.. А, да, я так и не понял предпоследний абзац, где он написал про чтение листа под телевизор. Чет я напутал может быть. Вроде sight-reading, чтение с листа, все правильно..
Игра не глядя(Guthrie Govan - Creative Guitar I)Ладно, я думаю, мы можем оставить тему скорости на некоторое время. Другим вопросом для рассмотрения в рамках ваших поисков легкости должно быть следующее: насколько вы зависимы от необходимости смотреть на то, что вы играете? Смотреть на руки при игре может быть очень полезно для оценки вашей техники, но иногда может захотеться выяснить – а можешь ли ты запомнить гамму или аккордовую форму, не глядя на свои пальцы?
Вот вам другая аналогия. Много лет назад я работал в течение года в офисе, где моя работа сводилась к сидению у компьютера в течение восьми долгих часов в день, введению дат и адресов в компьютер, тогда как более квалифицированные работники офиса могли бы уйти на свидание и другие подобные, очаровательно звучащие встречи. Итак, вероятно это была попытка поднять мой низкий интеллект, или, возможно, это было отчаянное поручение повысить мою производительность (которая, признаюсь, была невыдающейся), но так или иначе, несколько секретарей взяли на себя задачу научить меня «правильному» способу набора – то есть способу, который предполагает использование боле двух указательных пальцев.
Я запомнил одну вещь, которую они говорили мне снова и снова: «Ты не должен смотреть на клавиатуру когда печатаешь, ты должен смотреть на экран. Как ты собираешься научиться чувствовать где какие клавиши находятся, если ты продолжаешь смотреть на них?» Мне стыдно признаться, что я никогда не обращал особого внимания на их советы, и даже сейчас, когда я парюсь над раскаленным лэптопом, чтобы сделать вам эту книгу, я смотрю на клавиши добрые 30 процентов всего времени. Однако я понимаю теперь, что они были правы – действительно лучше было бы учиться печатать с использованием предложенного ими метода.
Вот вам разные причины зачем необходимо развивать способность игры на гитаре не глядя, оставляя в стороне возможности возникновения веселых сценариев с прекращением подачи электроэнергии и тому подобного. Например, вы можете стремиться попасть в группу, где вам надо будет петь и играть одновременно. Несомненно, вы можете присоединиться к группе исключительно как гитарист и затем уже быть принужденным так или иначе к пению! Даже не имея склонностей к пению, вы будете намного более ценным членом группы, будучи способным поддерживать зрительный контакт с другими музыкантами таким образом, что, если вокалист подстрекает вас продолжить соло, вы узнаете об этом! Аналогично, если кто-то пытается снизить общий уровень громкости состава, сделать спонтанную модуляцию или попросить всех сыграть следующий квадрат в дабл-тайме, вы также узнаете об этом. Игра с другими музыкантами включает в себя массу негласного общения, и если вы проводите весь концерт, согнувшись над грифом своей гитары, пристально уставившись на лады, то вас запомнят как эгоистичного гитариста, который не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг него, публика получит от этого меньше удовольствия, и остальная часть группы будет недовольна.
Если вы выбрали такую область музыки, где затрагивается какого-либо рода чтение нот с листа, то вы будете большое количество времени смотреть в ноты своей партии на пюпитре. В тот момент, когда вы отворачиваетесь для того, чтобы бросить незаметный быстрый взгляд на гриф, вы рискуете потерять свое место на странице, поэтому особенно важно, чтобы вы могли выполнять некоторые основные гитарные функции без необходимости смотреть на свои пальцы.
(Что касается всей этой темы потери-своего-места-на-странице, существует такой юмор оркестровой школы, вращающийся вокруг трудной судьбы человека, играющего на треугольнике, который играет всего одну ноту за весь концерт, но при этом он должен читать сотни и сотни пустых тактов только для того, чтобы быть уверенным, что он сыграет свою единственную ноту точно в нужный момент. По моему опыту, нет ничего смешного в потере своего места в музыке на публике – все остальные слишком заняты игрой, чтобы оказать вам какую-то помощь в возвращении на ходу обратно, и сколько бы вы ни концентрировались на том, что делают остальные музыканты, единственной вещью, которую вы не услышите, будет написанная прямо перед вами гитарная партия, потому что, давайте посмотрим правде в глаза, вы не играете ее. Вы потерялись, помните?)
Как это ни странно, но я думаю, что очень эффективным способом отработки чтения с листа не глядя на руки является просмотр в то же самое время ТВ-программ. Это не будет работать, если вы пытаетесь покорить какую-то новую, особенно сложную концепцию, но немного рассеянного бренчания перед ящиком может дать вам хорошую, непринужденную тренировку, и это является относительно безболезненным (я понимаю, что Джефф Бек на самом деле придумывает много своих идей подобным образом). Делать это время от времени полезно в том смысле, что ваше сознание в этом случае подпитывается как раз достаточной информацией, чтобы вы не остановились от скуки и не отложили гитару в сторону, так что это хороший способ отработки утомительного материала, который требует постоянного повторения, но недостаточно захватывающего для удержания на себе всего вашего внимания.
ВАЖНО! При игре перед телевизором хорошо бы быть в расслабленном состоянии, но стремитесь к тому, чтобы ваша посадка была совершенно прямой и чтобы ваша гитара находилась в естественном игровом положении, в противном случае ваши запястья будут находится под неправильным углом, вы будете слишком поглощены для того, чтобы заметить это, и узнаете об этом, когда будете спрашивать доктора почему вы, кажется, приобрели тендинит. (Мне говорили, что Вито Братта, гитарист из White Lion, фактически защемил сухожилие своей руки, когда занимался, сгорбившись на диване, принуждая свое запястье к некомфортному положению. Если это может случиться с таким великолепным гитаристом, то это может случиться и с каждым.)