Автор Тема: Насколько важно не смотреть на гриф?  (Прочитано 5664 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Diletant Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +3/-0
  • Смотрю в ноты вижу фигу
Смотрел в ютубе ролики с безладовым басом и тут меня осенило :) Насколько внимательнее должен играть музыкант на безладовом инструменте! Ведь фактически на нем нельзя играть не слушая что ты играешь. В отличие от гитары :)
Ну и первая мысль в связи с этим - не смотреть на гриф. Хочешь-не-хочешь придется слушать. Ну и вообще, если "отключаешь" от игры зрительный канал, остальным приходится активизироваться (слух, осязание) по идее. Так что по логике это должна быть весьма полезная практика.
Что думаете на этот счет? Как играете вы?
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2010, 03:44:19 от Diletant »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #1 : Ноября 15, 2010, 05:04:27 »
Это относится к интонированию. На безладовых инструментах музыкант больше уделяет внимания позичионированию руки и пальцев, физическим интервалам и слуховым ощущениям. Такой метод работает и на инструментах с ладами. Сначала сложно, но потом в мамять впечатываются графические и звуковысотные формы.
Так что играть на слух не смотря на гриф очень полезно.

Оффлайн flea1989

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 156
  • Репутация: +6/-1
  • 2005
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #2 : Ноября 15, 2010, 13:01:18 »
полезно, канешно все время у меня у самого не получается играть не смотря на гриф, но во время занятия стараюсь какое-то время не пялится на него )

Оффлайн Awesome

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Репутация: +82/-0
  • Shoked :big-big-eyes:
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #3 : Ноября 15, 2010, 13:14:35 »
Кароче. :)
Мой дико кривой, давнишний перевод главы из книги великого и неповторимого и ужасного Гатри, да продлятся его дни, Гована (Creative Guitar I), посвященной игре-не-глядя-на-гриф. Думаю, будет в тему, вуаля.. А, да, я так и не понял предпоследний абзац, где он написал про чтение листа под телевизор. Чет я напутал может быть. Вроде sight-reading, чтение с листа, все правильно.. :hmmm:

Игра не глядя
(Guthrie Govan - Creative Guitar I)

Ладно, я думаю, мы можем оставить тему скорости на некоторое время. Другим вопросом для рассмотрения в рамках ваших поисков легкости должно быть следующее: насколько вы зависимы от необходимости смотреть на то, что вы играете? Смотреть на руки при игре может быть очень полезно для оценки вашей техники, но иногда может захотеться выяснить – а можешь ли ты запомнить гамму или аккордовую форму, не глядя на свои пальцы?

Вот вам другая аналогия. Много лет назад я работал в течение года в офисе, где моя работа сводилась к сидению у компьютера в течение восьми долгих часов в день, введению дат и адресов в компьютер, тогда как более квалифицированные работники офиса могли бы уйти на свидание и другие подобные, очаровательно звучащие встречи. Итак, вероятно это была попытка поднять мой низкий интеллект, или, возможно, это было отчаянное поручение повысить мою производительность (которая, признаюсь, была невыдающейся), но так или иначе, несколько секретарей взяли на себя задачу научить меня «правильному» способу набора – то есть способу, который предполагает использование боле двух указательных пальцев.

Я запомнил одну вещь, которую они говорили мне снова и снова: «Ты не должен смотреть на клавиатуру когда печатаешь, ты должен смотреть на экран. Как ты собираешься научиться чувствовать где какие клавиши находятся, если ты продолжаешь смотреть на них?» Мне стыдно признаться, что я никогда не обращал особого внимания на их советы, и даже сейчас, когда я парюсь над раскаленным лэптопом, чтобы сделать вам эту книгу, я смотрю на клавиши добрые 30 процентов всего времени. Однако я понимаю теперь, что они были правы – действительно лучше было бы учиться печатать с использованием предложенного ими метода.

Вот вам разные причины зачем необходимо развивать способность игры на гитаре не глядя, оставляя в стороне возможности возникновения веселых сценариев с прекращением подачи электроэнергии и тому подобного. Например, вы можете стремиться попасть в группу, где вам надо будет петь и играть одновременно. Несомненно, вы можете присоединиться к группе исключительно как гитарист и затем уже быть принужденным так или иначе к пению! Даже не имея склонностей к пению, вы будете намного более ценным членом группы, будучи способным поддерживать зрительный контакт с другими музыкантами таким образом, что, если вокалист подстрекает вас продолжить соло, вы узнаете об этом! Аналогично, если кто-то пытается снизить общий уровень громкости состава, сделать спонтанную модуляцию или попросить всех сыграть следующий квадрат в дабл-тайме, вы также узнаете об этом. Игра с другими музыкантами включает в себя массу негласного общения, и если вы проводите весь концерт, согнувшись над грифом своей гитары, пристально уставившись на лады, то вас запомнят как эгоистичного гитариста, который не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг него, публика получит от этого меньше удовольствия, и остальная часть группы будет недовольна.

Если вы выбрали такую область музыки, где затрагивается какого-либо рода чтение нот с листа, то вы будете большое количество времени смотреть в ноты своей партии на пюпитре. В тот момент, когда вы отворачиваетесь для того, чтобы бросить незаметный быстрый взгляд на гриф, вы рискуете потерять свое место на странице, поэтому особенно важно, чтобы вы могли выполнять некоторые основные гитарные функции без необходимости смотреть на свои пальцы.

(Что касается всей этой темы потери-своего-места-на-странице, существует такой юмор оркестровой школы, вращающийся вокруг трудной судьбы человека, играющего на треугольнике, который играет всего одну ноту за весь концерт, но при этом он должен читать сотни и сотни пустых тактов только для того, чтобы быть уверенным, что он сыграет свою единственную ноту точно в нужный момент. По моему опыту, нет ничего смешного в потере своего места в музыке на публике – все остальные слишком заняты игрой, чтобы оказать вам какую-то помощь в возвращении на ходу обратно, и сколько бы вы ни концентрировались на том, что делают остальные музыканты, единственной вещью, которую вы не услышите, будет написанная прямо перед вами гитарная партия, потому что, давайте посмотрим правде в глаза, вы не играете ее. Вы потерялись, помните?)

Как это ни странно, но я думаю, что очень эффективным способом отработки чтения с листа не глядя на руки является просмотр в то же самое время ТВ-программ. Это не будет работать, если вы пытаетесь покорить какую-то новую, особенно сложную концепцию, но немного рассеянного бренчания перед ящиком может дать вам хорошую, непринужденную тренировку, и это является относительно безболезненным (я понимаю, что Джефф Бек на самом деле придумывает много своих идей подобным образом). Делать это время от времени полезно в том смысле, что ваше сознание в этом случае подпитывается как раз достаточной информацией, чтобы вы не остановились от скуки и не отложили гитару в сторону, так что это хороший способ отработки утомительного материала, который требует постоянного повторения, но недостаточно захватывающего для удержания на себе всего вашего внимания.

ВАЖНО! При игре перед телевизором хорошо бы быть в расслабленном состоянии, но стремитесь к тому, чтобы ваша посадка была совершенно прямой и чтобы ваша гитара находилась в естественном игровом положении, в противном случае ваши запястья будут находится под неправильным углом, вы будете слишком поглощены для того, чтобы заметить это, и узнаете об этом, когда будете спрашивать доктора почему вы, кажется, приобрели тендинит. (Мне говорили, что Вито Братта, гитарист из White Lion, фактически защемил сухожилие своей руки, когда занимался, сгорбившись на диване, принуждая свое запястье к некомфортному положению. Если это может случиться с таким великолепным гитаристом, то это может случиться и с каждым.)
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2010, 13:19:02 от Awesome »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #4 : Ноября 15, 2010, 13:31:30 »
А, да, я так и не понял предпоследний абзац, где он написал про чтение листа под телевизор. Чет я напутал может быть. Вроде sight-reading, чтение с листа, все правильно.. :hmmm:
"немного рассеянного бренчания перед ящиком" - это явно не чтение с листа, которое требует максимум внимания.
Я думаю, что речь все-таки идет не о том, чтобы одновременно читать с листа и смотреть ТВ, а об использовании отвлекающей функции телевизора для получения навыка играть не глядя на гриф. И как следствие сам навык в свою очередь будет полезен для чтения с листа.


... и добавил:

Цитировать
о немного рассеянного бренчания перед ящиком может дать вам хорошую, непринужденную тренировку, и это является относительно безболезненным
Не видел текста оригинала, но вместо "относительно бесполезным" было бы логичнее написать "относительно безвредным".
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2010, 13:33:40 от eye »

Оффлайн Awesome

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Репутация: +82/-0
  • Shoked :big-big-eyes:
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #5 : Ноября 15, 2010, 13:44:47 »

Не видел текста оригинала, но вместо "относительно бесполезным" было бы логичнее написать "относительно безвредным".

Я тоже давно не видел текст оригинала, но там было слово, которому в словаре однозначно соответствовало русское "безболезненно". Что я и написал, понимая некоторую образовавшуюся при этом угловатость. Думаю, Гован имел в виду что-то в духе - не напрягающее, не особо хлопотливое дело. Типа того.. :)

... и добавил:

"немного рассеянного бренчания перед ящиком" - это явно не чтение с листа, которое требует максимум внимания.
Я думаю, что речь все-таки идет не о том, чтобы одновременно читать с листа и смотреть ТВ, а об использовании отвлекающей функции телевизора для получения навыка играть не глядя на гриф. И как следствие сам навык в свою очередь будет полезен для чтения с листа.

Вполне логично. Учитывая манеру Гована излагать свои мысли, скорее всего так и есть.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2010, 13:47:57 от Awesome »

Оффлайн Diletant Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +3/-0
  • Смотрю в ноты вижу фигу
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #6 : Ноября 15, 2010, 14:35:40 »
Awesome, Спасибо за перевод.
Здесь имеет место скорее организационная сторона. Но интересно также насколько это способствует развитию музыкальности, слуха, слышания, понимания музыки что-ли. Я даже изначально написал в guitar.theory, потому что имел в виду именно этот аспект.
Может быть такой способ игры укрепляет связь голова-руки. Кстати да, что-то вроде слепой печати. Когда за какое-то время нарабатываются рефлексы. А потом уже не думаешь над каждым отдельным символом, а просто формулируешь что ты хочешь сказать - и пальцы печатают.

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • Репутация: +558/-10
  • вдохновенный
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #7 : Ноября 15, 2010, 14:50:35 »
У меня как-то так получается, что когда уже что-то играешь "наощупь", то "видишь" не стандартную картинку "вверх ногами смотришь на гриф" (как в табах, гитарпро, и.т.д.), а с изнанки как бы  :crazy: т.е. как сквозь стеклянный гриф со стороны э... себя  :) "видишь" пальцы/ноты.
Причем это не запутывает, а как-то даже помогает  ???
Ну не знаю, как это объяснить, как бы глаз-рентген в основании большого пальца левой руки, просвечивающий гриф  :crazy:
Или как "видеть наощупь" 
???
 
;D

Оффлайн YurezZ

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 334
  • Репутация: +33/-0
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #8 : Ноября 15, 2010, 17:36:16 »
Mi-fa-mi,, я даже представить себе боюсь  ;D

Оффлайн Diletant Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +3/-0
  • Смотрю в ноты вижу фигу
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #9 : Ноября 15, 2010, 17:40:41 »
Mi-fa-mi,, я даже представить себе боюсь  ;D
))))    +1

Оффлайн TNSaturday

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 104
  • Репутация: +27/-17
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #10 : Ноября 15, 2010, 20:55:00 »
Очень важно.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #11 : Ноября 16, 2010, 01:42:57 »
Так что по логике это должна быть весьма полезная практика.
Что думаете на этот счет? Как играете вы?
Однозначно участие глаз должно быть сведено к минимуму - они мешают ушам и нужны только, чтобы не промахнуться в позиции.
Еще вспомнилось, что Скотт Хендерсон рекомендовал всей группе джемовать в темной комнате ))

Оффлайн CoreWiN

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 708
  • Репутация: +30/-2
  • Пресекатель ненужных жизней
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #12 : Ноября 16, 2010, 13:57:23 »
Цитировать
Насколько важно не смотреть на гриф?
Совершенно необходимо. Вот напускают на сцену дыма, врубят стробоскоп, и как ты там что-то разглядишь?

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3562
  • Репутация: +2326/-57
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #13 : Ноября 16, 2010, 14:11:53 »
Вот напускают на сцену дыма, врубят стробоскоп, и как ты там что-то разглядишь?
Я крикну "Безобразие! Совершенно невозможно работать! Прекратите хулиганить немедленно! Идите курить в туалет!"

Оффлайн debaser10

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 841
  • Репутация: +183/-172
Re: Насколько важно не смотреть на гриф?
« Ответ #14 : Ноября 16, 2010, 14:14:23 »

Еще вспомнилось, что Скотт Хендерсон рекомендовал всей группе джемовать в темной комнате ))

голыми?