frOzzman,
грамотный, глубокий, но в тоже время прорезающий и не булькающий гроул (булькать любой вася после поллитра водки сможет) - явление в сто раз более редкое, чем пауэр-метальный фальцет.
на вкус и цвет, конечно, и никто никого не переспорит, но нельзя говорить, что что-либо проще или нет.
до-хрен-знает-какой-октавы зависит не только, и не столько от техники, как от физических данных. двухметровый дядя, говорящий басом, не сможет петь тенором так же свободно, как и хлюпкий паренек с высоким голосом.
а вот форсированный вокал - это больше дело техники, нежели глубины утробы. я вживую видел, как девочки, 45кг весом и 160см ростом, без всяких примочек и тп, в обыкновенный микрофон, гроулили просто как стадо бешенных бизонов, башку сносило напрочь.
и опять же, вспомнить того же корпсграйндера-фишера. с его габаритами надо реветь, как трактор беларусь на N20 вместо соляры. и между тем булькает.
так же и со скримом. я могу, например, взять очень высокую ноту скримом, с помощью расщепления, но не могу так же высоко вытянуть чистым вокалом (хотя я не жалуюсь на свой диапазон), банально потому, что у меня голос сам по себе низкий.
я просто привык разделять природные способности и то, что было достигнуто трудом и тренировками. второе. по моему мнению, достойно большего уважения.
з.ы. предупреждая все высказывания в мой адрес, скажу, что да, чистый вокал так же нужно развивать, и даже больше, чем форсированный, и диапазон можно раздвинуть, и тембр сменить и все что угодно.
но дальше, чем тебе позволила природа ты не прыгнешь.
... и добавил:
frOzzman,
слышал группу Opeth? или товарища по имени Dan Swano?
они обалденно владеют и форсированным вокалом, и чистым. ознакомься, если не слушал еще.