Подождите, ничего не понял. Как так получается?
Все очень просто - шедевры не создаются бесталанными людьми. Вот и вся моя идея. Еще раз повторю, я не отождествляю талант и величие.
Я же напротив - стараюсь разграничить такие вещи, как природные задатки, способности и талант. Потому что это разные понятия.
Знаете, я занимался наукой несколько лет. И, поверьте, не я один склонен романтизировать науку. Да, в научной среде есть всё, что и в обычной жизни - и практицизм, и утилитарность, и желание подключиться к денежной трубе. Но есть место и фантазии и даже романтике. Без этого наука бы тоже далеко не ушла. Просто есть принципы научного исследования, которыми обязаны пользоваться все учёные, чтобы получить достоверные сведения. Кстати, да, влюблённость - это на самом деле привязанность. И обусловлена она не только похожестью на кого-то, но и благодаря закреплению в сознании влюблённого связки причины (объект вожделения) и следствия (положительные чувства, испытываемые при общении) при участии химических процессов, происходящих в его организме. Любовь - это сложный физиологический и психический процесс, я с этим абсолютно согласен, но для меня она от этого не теряет своего очарования. Не вижу ничего плохого или постыдного в этой привязанности. Так что романтик, на мой взгляд, как раз вы.
Вы когда-нибудь говорили девушке вместо "я тебя люблю" - "я испытываю к тебе привязанность благодаря закреплению в в моем сознании связки тебя и положительных чувств, испытываемых много при общении с тобой"? Надеюсь, что нет. Невозможно относится к любви как просто к "сложному физиологическому и психическому процессу" и чтобы при этом она не теряла своего очарования.
Я не считаю словарь Ожегова сильно полезным в нашей дискуссии. Многие определения из этого словаря мне лично не очень понятны. Особенно забавляют словарные статьи типа: Сильный - обладающий силой. Полсловаря таких слов. В общем, выуживая термины из словаря Ожегова, как мне кажется, понять что-либо сложно.
ТАЛАНТ — таланта, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. «Твое искусство, твой талант почтили данью равной.» Некрасов. || чаще мн. Вообще способность к чему н., уменье что н. делать… …
(с) Толковый словарь Ушакова
ТАЛАНТ — (от греч. tälanton, букв. – весы, вес, взвешенное) выдающиеся способности, необычная одаренность в какой либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность …
(с) Философская энциклопедия
талант — I выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой либо области. II (греч. tálanton, буквально вес, весы), самая крупная весовая (массы) и денежно счётная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей Малой Азии. *… … (с) Энциклопедический словарь
талант — а; м. [греч. talanton весы, вес] 1. Выдающаяся врождённая способность, особая природная одарённость. Удивительный, настоящий, подлинный т. Поэтический, драматический, музыкальный т. Т. изобретателя, актёра, педагога // Разг. Способность, умение.… …
(с) Толковый словарь русского языка Кузнецова
Вы все еще будете утверждать, что понятие "талант" обозначает именно выдающиеся способности, данные от природы? Вы уж тогда говорите, что отрицаете талант как таковой, а то получается "он есть, но не в том смысле, в каком его понимают люди".
Всё я правильно написал. Следовало читать "БОльшая степень проявления какого-либо качества", а не "БольшАя степень". То есть речь шла как раз о количестве, а не о качестве, я же об этом прямо и написал. Потому что понятия Больше-Меньше - это понятия количества. Три килограмма песка качественно ничем не отличаются от двух килограммов песка, разница между ними - чисто количественная, если нет каких-либо меняющих ситуацию дополнительных оговорок. Вот и величие - это тоже количественная характеристика, раз вы можете говорить, что Бах велик больше, чем Оффспринг. Или RHCP велики более, чем Rammstein. Потому что сравниваете вы степень проявления какого-либо качества, а не два разных качества.
То есть по-вашему показатели качества сравнению не подлежат вообще? Два человека, один хорошо воспитан, другой очень хорошо воспитан, то есть второй воспитанне другого. Воспитание - разве количественная характеристика? Нет, качественная. Но при этом степень проявления этого качества (воспитания) у второго человека больше чем у первого. С вашим песком кстати тоже не совсем удачный пример. Вот я скажу, что первая куча песка (3 кг которая) тяжелее чем вторая (2 кг) куча. Количество можно менять как угодно - качественно ничего не изменится, одна куча будет тяжелее другой, можно уточнять, слегка она тяжелее или намного - но это никак не выразит количество песка.
"Потому что сравниваете вы степень проявления какого-либо качества, а не два разных качества." - вот это вообще в молоко. Два разных качества сравнивать вообще нельзя - потому что они разные. Сравнить можно одно качества, разница для качественных и количественных величин будет в том, что вторые можно будет не только сравнить относительно друг друга, но и выразить в абсолютной величине. У меня шкалы, по которой я могу оценить талант Баха или РХЧП, но я могу их сравнить - потому что у меня есть свое понятие таланта и свое восприятие того, что вышеозначенные персоны создали. А вот сравнить вес куч песка я могу как в относительной форме (то есть качественно, опять же - одна тяжелее и насколько), так и в количественной - сколько грамм или килограмм песка, и тут уже мое восприятие не играет роли - 1 кг он и в Африке 1 кг.
Можно порассуждать в вашем ключе и далее. Следовательно, если возможно говорить о том, что кто-то талантливее кого-то, значит, талант имеет разные степени проявления - от нулевой до 100% гениальности. Значит, можно говорить и о том, что 0,5% таланта - это уже талант. Или нет? Есть ли какая-то качественная градация таланта? Вроде как 10% - уже талант. 30% - точно талант. 50% - несомненный талант. 80% - гениальный талант. 100% - величайший талант. Я, конечно, утрирую, но ведь, если следовать исходной посылке, это логично, правда? Поэтому, на мой взгляд, напрашивается какое-то внутреннее противоречие в вашей логике. Вы сравниваете уровень таланта разных исполнителей, говоря о том, что кто-то талантливее кого-то, и вместе с тем утверждаете что талант - это некая качественная характеристика. Так если это качественная характеристика, то тогда нельзя говорить о том, что кто-то талантливее. Можно просто сказать - у него есть талант, а у него нет. Нельзя же сказать "более красный", "более деревянный". Потому что всё это качественные определения.
Читайте вышенаписанное. Качественная характеристика не обязана обладать одной степенью проявления.
И, кстати, я тут подумал. А ведь пример с Бахом - он ведь ничего по сути не говорит. Потому что ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО БАХ - ВЕЛИЧАЙШИЙ КОМПОЗИТОР. А на основании чего лично вы ставите его талант выше таланта ребят из группы the Offspring? Вы слушали его "Хорошо темперированный клавир", все 24 прелюдии и фуги во всех тональностях? Или вы просто знаете, что Бах - величайший, гениальный композитор. Что позволяет вам причислять его в разряд гениев? Просто общественное мнение или ваш личный опыт знакомства с его произведениями? Лично я только после нескольких часов отслушанной музыки Баха начал осознавать его мастерство. Но не могу сказать, что я считаю его более или менее талантливым по сравнению с другими композиторами. Более того, многое мне совсем не понравилось, показалось даже где-то скучным.
Кстати, есть и обратные примеры. Многие "величайшие при жизни" люди почему-то перестали быть такими спустя несколько эпох. Кто сейчас помнит Макарова - известнейшего при жизни гитариста-классика? До сих пор помнят Джулиани, Сора, Таррегу. А вот Макарова, к сожалению, забыли. Хотя в своё время его технику и игру считали феноменальной, а его самого - чуть ли не современным гением гитары. Так что понятие "величие" требует, на мой взгляд, некоторой конкретики. А велик для кого? Конкретно на какой исторической перспективе? И если степень величия ставить в соответствие с талантливостью, то получается, что и талант зависит от мнения окружающих. Сегодня ты можешь быть талантом, а завтра нет?
Открою секрет - я классическую музыку вообще не очень люблю. Я конечно не всю ее слушал, да и врядли когда-то смогу прослушать не то что всю, а даже хотя бы больше половины - но это сути не меняет. Вопросы вроде бы и неплохи - но немного не в эту тему. Талант - это способности. Наличие таланта не означает, что его хозяин будет этот талант как-то проявлять, не означает, что современники и/или последующие поколения узнают о творчестве человека и оценят его. Не значит, что человек добьется успеха. Если я услышу записи человека, который как и все встает по утрам, ходит на работу и т.д., а вечерами по выходным играет и сочиняет - то совершенно неважно, добьется ли он когда-нибудь успеха, будет ли записываться на крутом лейбле и посчитают ли его талантливым критики. Я послушаю его записи и определю для себя, есть ли у него талант.