последние месяцы я дотошно, на скорости 50-25%, разбирал всякие дела Megadeth эпохи Marty Friedman, Dream Theater и John Petrucci разных годов. Со всей определенностью могу сказать, что все три гитариста используют открытые струны совершенно осознанно. Речь не про риффы, а про мелодии и соло. Иногда они делают это для чисто ритмических целей, но в других случаях - явно для мелодических и/или гармонических.
Ритмические - тут все ясно. Чаще нота частично приглушена, иногда вообще мертвая нота, но это скорее специфика стиля. Сюда же можно отнести стремительный рейк через несколько открытых струн, всякие форшлаги.
Для гармонии могут вставлять удар по одной или сразу двум открытым струнам, причем необязательно точно в тональности. Пара соло в Hangar 18 заканчивается открытыми и неприглушенными ре+соль, и этими нотами выгодно связываются рифф под соло и рифф между соло. При этом для ре-минора открытая соль, вроде, и не к месту, ан нет, Megadeth в куче песен играют пентатонику по квартам, и так получается только злее.
Но (условно говоря) можно в соль-мажоре взять си+ми, добавив красивую шестерку и одновременно закинув крючок на параллельный минор (скорее всего, чисто гитарная песня так или иначе пройдется по ми-минору, так?). Могут в тональности ля взять открытую си, добавив add9, типичный что для Metallica, что для Megadeth, что для Dream Theater, замешанном на всяких там Rush.
Petrucci в куче мест использует открытые струны для расширения даже сильно перегруженных аккордов, и там у него звучит все что угодно: секунды, кварты, сексты, аккорд с задержанием. В одном аккорде у него засчет открытых может быть не меньше двух диссонансов за раз. Во вступлении On The Backs Of Angels у него в ми-минор / до-мажор одновременно звенят близко расположенные (т.е. в одной октаве) ми, фа-диез и соль (и диссонирующий к обоим аккордам фа-диез там реально решает). Он свои открытые практически никогда не глушит, наоборот, дает им раскрываться.
Есть и более простой вариант использования им неприглушенных открытых: допустим, есть два такта на одном аккорде, которые подчеркивают конец темы или переход к новой части. Это может быть старая тоника или доминанта на аккордах Em, E, E5, Eadd9. В таком случае Петруччи играет более долгие длительности: половинные, целые или даже дольше. Первый раз он возьмет пауэр-аккорд внизу, на толстых струнах, а во второй раз, не отпуская аккорда внизу, ударит по верхним открытым, удваивая звучание аккорда, добавляя к нему объем.
В построении мелодии открытых тоже немало. Например, чтобы подчеркнуть ноту, могут взять ноту на 12 ладу, затем сразу же ту же ноту на открытой струне (на октаву ниже). Петруччи иногда делает это одновременно со сменой позиции в пассаже (cоло в Erotomania).
Довольно часто используют открытые как педальные ноты для построения мелодии (основные темы Foreclosure Of A Dream, In The Presence Of Enemies Pt. 1, бридж перед соло The Enemy Inside). Могут начать на одной струне, затем этот же прием на другой струне для движения гармонии, слегка видоизменив тему, создавая параллелизм в гармонии и в мелодии (концовка Fatal Tragedy - сначала через открытую си по ми-минору, потом через открытую ми по до-мажору, кода в ми-минор).
Могут вставить открытую, наоборот, в какой-то пассаж, где она выбивается из контекста, и тем привлекает внимание к этому куску.
... и добавил:
Допустим, мы заказали у мастера гитару с одним дополнительным ладом у головы. Это будет самый длинный лад, назовём его нулевым.
сильно офтоп, но ты можешь погуглить, что такое Kubicki Ex Factor
Завязали его "тряпочкой". Или специальным каподастром с глушением, который привинчен, и является частью инструмента.
Теперь все открытые струны глушатся.
Насколько вам это помешает или поможет?
это сильно зависит от задачи. Если мне нужно избавиться от лишних призвуков ОТКРЫТЫХ струн (мы же кокнретно к этому упрощаем) то, надо полагать, поможет. Будет чище, меньше шума.
Я видел видео, как Марти Фридман на студии пишет трек, в это время некий помощник держит палец на струнах его гитары в районе 1 лада. Понятно, для чего. Тем более, если внимательно послушать изолированные треки Фридмана или посмотреть видео лайвов, - там призвуков довольно много.
Дополнительно может помочь, если играть не в "гитарных" тональностях. Например, если играть ансамблем с дудками, для которых гораздо удобнее си-бемоль мажор. Конечно, там тоже можно извлечь пользу из открытых ре и соль, но вот ми, си и отчасти ля там будут чаще мешать.
1. Часто ли вы играете на электро открытыми струнами?
2. Если нет, придётся ли всё равно прилагать постоянные усилия по глушению струн?
3. Есть ли что-то ещё, что мы потеряем от такой модификации?
1. часто
2. -
3. Если считать, что открытые струны приглушены - то, очевидно, потеряем сустейн открытых струн, когда они нужны. Если играем эти же ноты в закрытых позициях - потеряем характерные гармоники, звук будет глуше, с меньшим количеством верхов... Да что рассказывать, берем энгармонические ноты на открытой и на закрытой струне, и разница между тембром очевидна... ушеслышна
Мне непонятно, зачем в электрогитаре такой граничный случай, как открытые струны.
Понятно акустика. Там чем длиннее струна - тем громче звучит, выгодно играть ближе к голове.
ну, строго говоря, последний принцип не ограничивается только акустиками. Это физика колебания упругого тела, и работать они будут аналогично как на акустике, так и на электро
Но вот что я не могу уловить - а в чем проблемный корень вопроса-то? В том, что открытые струны отличаются по звучанию от закрытых? или что?