Дико звиняюсь за то, что заставил ждать ответа так долго.
К сожалению, оставили меня в больнице ещё на пару недель
Но я попросил, чтобы привезли фотоаппарат и мой смычок - чтобы хоть хват продемонстрировать ...
Вот первый хват, который я считаю НЕудачным ...
Обратите внимание, что работа пальцами при таком хвате практически невозможна.
Т.е., затруднительно хоть подтянуть медиатор к к ладони, хоть отодвинуть.
Также обратите внимание на нагрузку на пальцы, создаваемую при таком хвате.
Вряд ли хват можно считать надёжным, когда усилие (нажим большим пальцем), прилагаемое к указательному пальцу, вынуждает верхний пальцевой сустав сдерживать БОКОВОЕ давление.
А вот хват, который я считаю наиболее удачным для любых вариантов игры ...
Следующие фото показывают, что пальцы работают с медиатором совершенно свободно - без всяческих усилий и неестественных боковых нагрузок.
При этом, хат может быть хоть слабым, хоть жёстким - и это также не создаёт никаких трудностей.
Обычное положение медиатора
Медиатор подтянут к ладони
Медиатор максимально удалён от ладони
Итак, при игре первым хватом кисть максимально жёсткая - что даёт не только жёсткую (я бы сказал, "дубовую") игру, но и создаёт проблемы.
В частности - избыточный сгиб кистевого сустава ("залом кисти"), повышенную тряску руки при игре, довольно быструю устьалость сухожилий кисти и предплечья.
При игре вторым хватом - кисть максимально расслаблена (что позволяет "трясти" ей в максимальной амплитуде, не испытывая при этом зажатости и усталости), медиатор гораздо легче "ориентируется" на струнах (т.к. кончики пльзцев гораздо чувствительнее, да и человек более привычен к ощущениям передаваемым кончиками пальцев, а не фаланг).
Кстати, обратите внимание ...
Я пользуюсь НЕ довольно мягким и тонким современным трёхгранным медиатором - а старым и довольно жёстким совковским.
И при этом звукоизвлечение сохраняет необходимую динамичность (т.к. пальцы легко контролируют нажим на медиатор).
Тогда как при первом хвате управлять динамикой тяжеловато.
Также обратите внимание, что я работаю самым кончиком медиатора - что практически исключает чрезмерные зацепы за струны.
Ну и ещё одно "кстати" ...
В большинстве случаев я работаю вообще без смычка.
Каким образом ?
Да позиция того же самого хвата - только без смычка - т.е. работа ногтем.
Правда, я играю не чисто "ногтями" (как делают некоторые музыканты, специально отращивающие длинные ногти) а просто кончиком пальца.
А ритмовую квинтово-квартовую фигню на двух струнах играю ДВУМЯ ногтями.
Т.е. тот же самый хват - но поверх указательного пальца добавляется ещё и средний палец (образуя прямую линию между большим, указательным и средним пальцами).
таким образом убивается "два зайца" - и смычок не мешается, и ритм-сольный вариант всегда под рукой.
Разумеется, звук получается мягче, чем при игре смычком ... но всё же я предпочитаю динамику звучания, а не лишние призвуки стука смычка об струны.