А, понял. Хорошо, что уточнили, а то многие свято верят в то, что "у всех руки разные". А так - да, у всех и внимание, и память, и прочие аспекты работы - очень разные. Я обычно предпочитаю говорить, что не только программа подстраивается под ученика (в зависимости от изначального уровня подготовки), а, скажем так, ученик подстраивается под ту работу, которая нужна для дальнейшего результата.
Я не спора ради - таким образом проясняются многие моменты, кому-то окажется полезным.
... и добавил:Еще немного по теме: напряжение действительно есть всегда. При ситуации, когда встречается неотработанное или незнакомое движение - организм почти всегда напряжется больше положенного. На это есть вполне простое объяснение с точки зрения физиологии, вдаваться в подробности не будем. Оно есть. Задача - сделать так, чтобы оставить по возможности только вот это "реликтовое" напряжение (а потом уже убрать и его), изначально не давая рукам возможности зажаться по каким-либо другим причинам. Для этого и есть постановки рук, посадки с гитарой, упражнения, требования по исполнению и так далее. Все это есть в программах обучения любому инструменту в любой музыкальной школе, во всем мире. Нельзя думать, что все они дураки.
И вопреки расхожему мнению, изначально работа по расслаблению и правильным действиям рук, нисколько не мешает в получении правильного звука. В доказательство этого я могу записать простую видюшку прямо сейчас на веб-камеру, и там будет один хитрый вопрос, ответ на который ставит все на свои места
![Улыбаюсь :)](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/smiley.gif)