да это постольку-поскольку притча.
человек записал целую кучу альбомов, объездил весь мир с гастролями, а в 44 года к нему подошел какой-то гитарист, или что-то около этого, и спросил его что-то связанное с нотами. на что пако удивленно похлопал глазами и сказал что не знает этих кружочков.
потом сел и за неделю все выучил, все ноты, все по грифу и тд. короче полное овладение нотной грамотой.
а потом подумал-подумал, и забыл это нахрен, потому что ему это просто не нужно - он музыку из души пишет.
второй гитарист в моей группе пишет такие офигенные треки, что иногда я просто не понимаю как может один человек прописать столько инструментов, столько партий, и насколько они разногранны и красивы. не знает нот вообще. и принципиально их не учит - ни ноты, ни гармонии, ни гаммы , ни тп. свободно импровизирует, свободно сочиняет.
музыка она не в нотах, а в том, как ты её сердцем слышишь. если ты слышишь внутри себя музыку, то и не зная нот ты её сыграешь.
зная ноты, гармонии и прочии навороты, но не слыша в своем сердце музыки, ты будешь получать только, прости, нотное задрочество и подбор нот, которые друг с другом не диссонируют.
... и добавил:
На встрече с московской общественностью "в испанском подворье" (есть в Москве такой дом, построенный еще до революции одним богатым москвичом в форме португальского замка - там в наше время находится Дом дружбы народов) Пако де Лусии задали два любопытных вопроса. Один из них был: "зачем вы играли с американскими гитаристами?". Ответ звучал приблизительно так - дескать, я никогда не смогу (и не успею) изучить современную музыку академическим путем, и поэтому могу сделать это только играя с представителями современной музыки.
Второй интересный вопрос был по поводу альбома "Paco de Lucia performs Manuel de Falla". Пако спрашивали, как он, будучи гитариристом-самородком, не знающим нот, смог сыграть произведения знаменитого испанского классика. На это Пако ответил, что он, конечно, может по слуху кое-что сыграть, но в данном случае это было бы неуважением к творчеству Мануэля Де Фальи. Поэтому ради такого дела он выучил, что означают эти нотные значки.
В своих зарубежных интервью Пако говорил по поводу этих двух тем гораздо подробнее - рассказывал о том, что он хочет попробовать другую музыку, и он чувствует, что может расширить искусство фламенко, взаимодействуя с другими музыкантами. Согласно его взглядам, это должно быть сделано с самими большими мерами предосторожности и вкуса; но через эти международные контакты, по его мнению, музыка фламенко может развиваться. "Но это не должно отрицать законное место flamenco puro, - говорит Пако, - оно также имеет жизненную роль. Ведь это - основа, на которой все фламенко-гитаристы должны учиться и которую все серьезные гитаристы должны испытать". Опыт фламенко, конечно, расширил горизонты и его партнеров по проектам трио. С этим соглашается в своих интервью даже Джон Маклафлин, который, судя по всему, не обладает южным латиноамериканским темпераментом, как его партнер Ди Меола.
"Я путешествую по всему миру, давая концерты, - говорит Пако, - и когда я встречаю музыкантов в какой-нибудь стране, я хочу знать то, что они делают, какую музыку они играют. Я играл со многими гитаристами, и этот опыт был полезен. Но музыка фламенко - мой путь жизни, и это - корень моих чувств музыки. Я не чувствую в себе способности полно изучить музыку другой культуры, даже если бы я этого захотел. И я должен быть очень осторожен относительно элементов, которые я привношу в свою музыку, потому что моя музыка должна оставаться фламенко… И вы должны понять, что жизнь цыгана - жизнь в анархии. В этом причина, почему путь музыки фламенко - путь без дисциплины. Мы не пробуем устроить организованный обмен мнениями, мы не идем в школу учиться фламенко. Мы только живем, и музыка - всюду в наших жизнях. Но когда я сделал альбом из музыки де Фалья, я заставил себя научиться читать примечания в нотах, делая некоторые упражнения. В течение того года моей жизни я изучал дисциплину музыки, и возможно я снова буду делать кое-что подобное. Но относительно моей музыки имеется много вещей, которых я не ощущаю; я играю аккорд, и кое-что внутри сообщает мне,что это является правильным"