Автор Тема: Стили медиаторной техники (перевод статьи)  (Прочитано 19458 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rocknrollplayer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Всю свою жизнь играл по большей части медиатором, пока не встретил Патти. Никто никогда не учил меня медиаторной технике. Все, о чем я читал или слышал, навело меня на мысль, что гитаристы (включая меня) до сих пор не понимают принципов медиаторной техники. Поэтому, в надежде выделить основные принципы, я проанализировал и отработал все стили игры медиатором, которые когда-либо видел. Вот что я узнал:

   1.1 ХВАТ МЕДИАТОРА

1.1.1 Стандартный хват: я начинал с того, что называю "стандартным хватом" - медиатор между подушечкой большого и ребром указательного пальцев. Сначала я играл с опорой, потом без. Поначалу мне было не с чем сравнить данный способ, но когда я перепробовал другие, то увидел, что у данного хвата есть некоторые недостатки: 1) Большой палец давит на ребро указательного, который, в свою очередь, напрягается. Если вы сжимаете медиатор недостаточно сильно, то он будет болтаться при соприкосновении со струной, что частично "съедает" энергию удара. Кроме того, Ваша рука хуже ощущает соприкосновение медиатора со струной. Соответственно, чем сильнее Вы ударяете по струне, тем сильнее напрягаются Ваши пальцы. В свою очередь, это напряжение также мешает Вам "прочувствовать" удар.  2) Медиатор может "цепляться" за струны, "застревать" в них. Многие музыканты тратят годы (?) чтобы это побороть, думая при этом, что никакой альтернативы нет.
Я вижу, что большинство известных гитаристов используют этот хват в том или ином виде, но я уверен, что они так хороши не "благодаря, а вопреки" ему. Другими словами, их техника работает на них не так хорошо, как могла бы.

1.1.2 Пальцевый медиатор: Я попробовал его, потому что так играл мой первый учитель по гитаре, Томми Крук. Мне это всегда казалось неудобным, однако Томми никогда не звучал "неудобно".

1.1.3 А-ля Уэс Монтгомери: удары по струнам вверх (?) и вниз с помощью большого пальца (в принципе, это НЕ медиаторная техника ВООБЩЕ). Это как с супергероями - все читают комиксы, многие покупают костюмы Супермена, и лишь единицы используют свою суперсилу во имя спасения человечества. И если кто-то будет носить костюм слишком долго, никого при этом не спасая (и даже не показывая своей суперсилы), то этот кто-то будет выглядеть немного глупо.
Преимущества: звук, производимый мякотью пальцев, ужасно приятен.
Недостатки: получить чистый и убедительный звук при ударе вверх практически нереально - это удел супергероев. Я работал над этим параллельно со всеми другими техниками, но так и не решился показаться в этом "костюме" перед людьми.

1.1.4 Стандартный хват, вариант 1: разновидность первого хвата; его демонстрировали Джо Пасс, Барни Кессел, и другие гитаристы того времени, которым, по какой-то причине, требовалось играть жестче, чтобы выжать из гитары большую громкость. Это стандартный хват, но три свободных пальца поджимаются, избегая при этом какого-либо контакта с гитарой.
Преимущества: поскольку масса этих пальцев приближается к оси вращения кисти, мы прилагаем намного меньшее усилие для этого самого вращения. Можно провести аналогию с фигуристом, который прижимает руки к корпусу, чтобы вращаться быстрее. Если это срабатывает, то Вы словно взлетаете.
Недостатки: те же, что и пункта 1.1.1, плюс заметное ухудшение точности движений (с чем сталкиваются даже опытнейшие гитаристы), поскольку теряется точка отсчета движений на деке. Иногда эта техника работает хорошо, иногда нет, и хотелось бы, чтоб чаще работало хорошо. Я понял, что оно того не стоит, поскольку для меня важнее точность и хороший контроль, чем громкость. Я поработал над этой техникой довольно долго, просто чтобы убедиться в этом.

1.1.5 Стандартный хват, вариант 2: ладонь лежит плашмя на бридже, либо чуть сдвигается вперед (если Вам нужно приглушить струны). Свободные пальцы могут быть как поджаты, так и выпрямлены.
Преимущества: это прописная истина для многих "электрогитаристов", которые часто сталкиваются с нежелательной обратной связью. (?)
Недостатки: приходится играть, двигая кистью из стороны в сторону, а не вращая ею. Это неизбежно приводит к зажатости, если Вы играете (или пытаетесь играть) быстрее. Смотрите об этом дальше.

1.1.6 Стандартный хват, вариант 3: ладонь со стороны большого пальца приподнята, а ребро лежит на бридже. Это позволяет вращать кистью.

1.1.7 Круговое движение, что показывали Кенни Баррел и Говард Робертс: очень интересный и необычный вариант стандартной техники. Медиатор держится как обычно, но движение осуществляется первым суставом большого пальца, и вторым указательного. Медиатор немного скользит вдоль струны, при этом поворачиваясь по часовой стрелке при ударах вверх, и против часовой при ударах вниз (ось вращения перпендикулярна деке). Такое движение дает отличающийся от других способов звук, поскольку медиатор движется в своей плоскости. При стандартном хвате медиатор передвигается перпендикулярно самому себе.
Представьте, что на деке нарисован циферблат, центр его под Вашим медиатором. 12:00 показывают в сторону грифа, а 6:00 в сторону бриджа. При обычной технике удар вниз будет направлен приблизительно в 4:30, а удар вверх в 10:30. Используя данную технику, медиатор будет двигаться при ударе вниз в 1:30, а при ударе вверх в 7:30. Как видите, разница между двумя типами движений составляет 90 градусов, при этом положение кисти одинаково в обоих случаях.
Невероятно, но можно играть очень круто, используя такую технику, хотя на неё у меня ушли годы, с того момента, когда я впервые подсмотрел её у Кенни Баррела в 1970 году.
Преимущества: 1) Вы можете играть на нескольких струнах, не двигая кистью вообще, и это может показаться довольно эффективным (однако, смотри недостаток 1 ниже). 2) Мне нравится звук, получающийся от такого движения медиатора. 3) Это весело, потому что выглядит очень необычно, да и ощущения тоже необычные.
Недостатки: 1) Поскольку кисть неподвижна, страдает контроль. Нужно постоянно думать о ритме (тайминге), ведь нет той движущейся части тела, которая помогла бы Вам в этом. Я думаю, это частично объясняет столь особую и необычную фразировку Кенни Баррела. 2) В любом случае, Вам потребуется двигать кистью при больших скачках и ударах по нескольким струнам. Это потребует перемены техники, ведь медиатор движется совсем по-другому, и две разных техники будут мешать друг другу в момент переходов с одной на другую. 3) Наконец, движения большого и указательного пальцев не слишком рациональны, и ограничивают скорость игры.

1.1.8 Стиль Джорджа Бенсона: когда я увидел живое выступление Бенсона в середине 70х, я сразу понял, что он решил проблему игры медиатором. Ему каким-то образом удалось разрешить конфликт между точностью и подачей, не затрагивая при этом скорость. В отличии от всех других гитаристов, которых я видел, его техника полностью гармонировала с его игрой. Я пристально рассмотрел и разобрал его технику, и применил её к обычным людям.
Обычному человеку потребуется держать медиатор между кончиком большого пальца и подушечкой указательного; средний палец может поддерживать указательный (со стороны ногтя). Первый сустав большого пальца должен быть совершенно прямым и неподвижным, первый и второй суставы указательного пальца должны быть слегка изогнуты и также неподвижны. (Дело в том, что у Джорджа сустав большого пальца прогибается настолько, что он держит медиатор подушечками, но так могут не все. Конкретные точки на пальцах, с которыми соприкасается медиатор, зависят от конкретной руки.) Таким образом, медиатор повернут на 90 градусов против часовой, в отличии от стандартного хвата. [Добавлю от себя: стандартный хват ___\___, данный способ ___/___] Остальные пальцы могут быть как распрямлены, так и поджаты.
Преимущества: 1) Медиатор движется в "своей" плоскости (как при круговой технике 1.1.7), что дает более плотную атаку, несмотря на более мягкое соприкосновение со струной. Это звучит лучше, и медиатор не будет застревать в струнах. 2) В отличии от примера 1.1.7, нет необходимости отказываться от нормальных ударов по нескольким струнам, или менять при этом технику. 3) Появляется возможность сжимать медиатор очень крепко, но с минимальном напряжением. Поскольку медиатор находится в "замке" между пальцами, движение руки полностью передается медиатору, в результате чего имеем лучший контроль. 4) Удобно захватив медиатор в такой "замок", можно двигать и плечом, и локтем, и кистью. Изолируя их, а потом вводя в игру именно в таком порядке (от больших суставов к маленьким), мы хорошо развиваем как точность, так и выразительность. Тело становится менее скованным, и преграда между головой и медиатором разрушается. Гитарист выглядит более расслабленным, открытым публике и уверенным.
Недостатки: 1) Вам придется переучиваться. В этот период Ваша старая техника ухудшится, и не думайте, что быстро и легко перейдете на новую. Постоянно следите за тем, чтобы Ваш большой палец не сгибался, а указательный не распрямлялся. 2) Медиатор касается струны и "проходит" её по-другому, при этом струна стремится повернуть медиатор в Ваших пальцах (в плоскости самого медиатора). Для того, чтобы решить эти две проблемы нужно неустанно сжимать медиатор в крепком замке, концентрируясь на таких вещах: А) Сустав большого пальца неподвижен. В) Держите сустав указательного пальца согнутым настолько, чтобы кончик большого давил на медиатор, а не просто касался его. Если Вы расслабите указательный палец, то легко потеряете контроль над медиатором. Чтобы убедиться в правильности хвата, подвигайте медиатор другой рукой - он должен быть практически неподвижным. С) Напрягаться должны только большой и указательный пальцы. Расслабьте все остальные пальцы, запястье, локоть, все тело. Со временем Вы научитесь держать медиатор также крепко, но с меньшим усилием.
3) Сложнее подключать другие пальцы для перебора или игры искусственными флажолетами. 4) Невозможно получить звук, получающийся при слабом хвате медиатора (для меня это преимущество). Однако, силу хвата все же можно регулировать, и Вы сможете поэкспериментировать с этим после того, как научитесь деражать медиатор правильно.

1.1.9 Замечания касательно стиля Бенсона: 1) Я обучал и обучаю этому сотни гитаристов. Практически каждый в конце-концов замечает улучшение, в большинстве случаев заметное улучшение. Некоторым все дается сразу, некоторым (как и мне) требуется какое-то время. Четкое следование основным принципам ускоряет процесс. 2) Можно использовать движения пальцев, как в примере 1.1.7, однако в этом случае эти движения будут менее определенными, ведь все суставы как указательного так и большого пальцев могут двигаться в любой комбинации. Однако это стоит рассматривать как "фишку для продвинутых", поскольку Вы теряете прочность хвата. Не пробуйте это до тех пор, пока не научитесь брать медиатор в "замок", а удары по струнам не станут естественными и четкими.

   1.2 Другие аспекты медиаторной техники

1.2.1 Движения плеча и локтя. Прежде чем перейти к кистевому движению, сначала следует обратить внимание на плечо, потом на локоть. Учитесь играть с помощью этих частей тела. Только потом Вы будете готовы подключать кисть, только потом Вы будете готовы подключать пальцы. Проще говоря, работайте от больших мышц к маленьким. Большие мышцы никогда не станут точными, если будете компенсировать их движения более мелкими мышцами. В свою очередь, это ограничивает Ваши мелкие мышцы, поскольку они заняты работой больших. Плечо, предплечье, локоть передают Вашу экспрессию от мозга к медиатору, и эта экспрессия может легко блокироваться, если эти части тела не будут хорошо развиты.

1.2.2 Движение кисти: геометрия. Когда я изучал медиаторные техники, то выделил несколько типов кистевого движения. Я понял, что любые движения кистью можно рассматривать как различные комбинации трех основных движений, я их назвал Перемещение, Вращение, Качание. Я поясню их принцип на таком примере: возьмите в руку карандаш или ручку. Ваша цель - писать на бумаге при определенном положении руки.

Перемещение: положите руку на стол, и слегка придерживайте кисть сверху другой рукой. Для того чтобы оставить след на бумаге, Вам придется перемещать кисть из стороны в сторону. У Вас будут получаться длинные дуги - части окружностей, центр которых Ваше запястье.

Вращение: теперь поднимите руку на несколько сантиметров над поверхностью стола, и повращайте кистью, словно Ваше предплечье - это ось, тогда кисть будет вращаться по часовой и против часовой стрелки. Ваш карандаш оставит на бумаге прямые короткие линии. Это движение имеет три разновидности, поскольку предплечье состоит из двух костей. Осью вращения может быть как каждая кость по отдельности (лучевая и локтевая), так и некий "общий центр", что является наиболее естественным.

Качание: положите руку на стол так, чтобы ребро ладони и мизинец лежали на столе, а большой палец был бы обращен вверх. Ваша кисть может двигаться как к Вашему телу, так и от него. Тоже самое движение мы совершаем когда стучим в дверь, или машем кому-то. Большинство людей используют это движение когда пишут, но ладонь при этом не перпендикулярна столу, а слегка к нему наклонена.

1.2.3 Движение кисти применительно к медиаторной технике.
Перемещение хорошо подходит для игры на одной струне в медленном и среднем темпе. Когда Вы начинаете играть около 10 нот в секунду, кисть начинает зажиматься. При 12-13 нотах в секунду кисть окончательно зажимается, и начинает двигаться вместе с предплечьем. При еще большей скорости это переходит в "судорожное дрожание" кисти и предплечья. Некоторые люди, играя таким образом, показывают очень быструю и контролируемую игру, однако только лучшие гитаристы успешно справляются с этим во всем динамическом диапазоне. Кроме того, напряжение руки неизбежно отражается в музыке (а иногда и в личности музыканта). С другой стороны, используя Перемещение, можно получить очень ровный звук, поскольку медиатор движется в плоскости струн. А это означает две вещи: 1) удар как вверх, так и вниз, заставляет струну раскачиваться в стороны (по направлению к соседним струнам) из-за чего она звучит громче и чище, не ударяясь об лады. 2) При ударе по нескольким струнам, медиатор погружается в каждую из них на одинаковую глубину, в отличии от Вращения. В принципе, я считаю эту технику плохой, но все же думаю, она должна быть отработана, и использоваться в тех случаях, когда нужно получить "ровный" звук. Однако, и Качание может справиться с этой задачей, тем более, при меньшем напряжении руки. Оно даже предпочтительнее, если Вы используете технику Джорджа Бенсона.

Вращение имеет много сторонников среди учителей и просто хороших гитаристов. Зачастую удается достичь большей скорости, прежде чем рука начинает зажиматься, обычно это 12-13 нот в секунду. При более быстрой игре Вращение может переходить в то самое "судорожное дрожание". Играть аккорды таким движением намного удобнее, особенно если плечо и локоть тоже двигаются. Если Ваше предплечье двигается, а кисть расслаблена, то Вращение будет естественным движением кисти. Из-за того что медиатор движется по дуге (относительно плоскости струн), струны как бы "щелкают", звучание получается более перкуссивное, (в отличии от ровного однообразного звучания предыдущей техники). Довольно часто удар вниз стараются делать более параллельным плоскости струн ["в гитару"], а удар вверх в противоположную сторону. При этом разница в звуке ударов хорошо подчеркивает ритмический рисунок (смотри про Угол наклона медиатора ниже). Касательно игры аккордов такой техникой - посмотрите на пример с карандашом и бумагой. На бумаге получаются короткие линии, хотя теоретически должны оставаться точки. Это означает, что аккорды на 3-4 струнах будут звучать относительно ровно, но аккорды на всех шести так звучать не будут. Тем не менее, есть немало музыкантов, которые всю жизнь такими движениями и даже не замечают, что крайние струны звучат тише. Это просто становится особенностью их стиля.

Качание становится возможным, когда кисть поворачивается так, чтобы ребро ладони касалось деки либо бриджа. Это движение применительно только к технике Джорджа Бенсона, так что многие гитаристы никогда не пробовали так играть. Используя стандартную технику, медиатор будет просто уходить от струн, теряя контакт с ними. Используя технику Бенсона, Ваша рука будет в удобном положении для удара по струне, даже если ладонь будет полностью перпендикулярна деке. Все, что нужно - повернуть медиатор против часовой стрелки (если смотреть со стороны большого пальца) на 45 градусов от направления кончика указательного пальца. Если Ваша ладонь будет перпендикулярна деке, Вы сможете использовать Качание в чистом виде; если же ладонь параллельна деке, придется использовать Вращение. При промежуточных положениях можно использовать оба движения как по отдельности, так и комбинируя их. Преимущества Раскачивания: 1) Можно развить практически неограниченную скорость (даже 20 нот в секунду) без какого-либо напряжения в руке. Как и при Перемещении, на максимальной скорости это движение плавно перейдет в дрожательное движение, но оно гораздо более контролируемое, поскольку рука одинаково расслабленна при любой скорости. 2) Возможно "перекрыть" все струны, не сдвигая кисти. Когда я увидел Джорджа Бенсона в первый раз, его кисть находилась под струнами весь вечер, а рука была позади бриджа. Казалось, только указательный и большой палец перебирают струны. 3) Медиатор движется по прямой, а не по дуге (как при Вращении), поэтому мы получаем ту же ровность звука, что и при Перемещении. 4) Качание в сочетании с движениями руки - такое же естественное движение, что и Вращение, поэтому играть аккордами очень удобно. 5) Можно легко и непринужденно переходить с Качания на Вращение, либо совмещать оба. Вам одинаково доступно как Вращение, с его атакой и звуковым диапазоном, так и Качание, с его ровностью звука и скоростью. Вы можете играть постоянно меняя звучание, "перетекая" от одного к другому, и игра будет похожей на танец. Когда я видел Бенсона во второй раз, его кисть находилась то над бриджем, то под струнами перпендикулярно деке, плавно переходя между этими положениями несколько раз за такт. 6) Если Вы немного подожмете пальцы (смотри об этом ниже), сможете играть искусственные флажолеты как на удары вверх, так и вниз, используя вторую фалангу мизинца. Переходить с обычных звуков на флажолеты можно мгновенно. Эта та техника, которую я применял в "Up From The Skies". 7) Для многих людей (для меня в том числе) эта техника выглядит и ощущается так же, как и письмо на бумаге, особенно если кисть находится под углом 45 градусов к плоскости деки. Эти движения покажутся знакомыми даже человеку, никогда не игравшему до этого на гитаре.

1.2.4 Средний, безымянный, мизинец. Вращение с согнутой кистью позволяет расслабить эти пальцы, если только они не задевают тонкие струны при игре на толстых. Когда я комбинирую Вращение и Качание, я немного поджимаю пальцы, однако кончики обычно не касаются ладони. В таком положении пальцы напрягаются меньше, чем при сжатом кулаке. Возможны два положения этих пальцев при игре: 1) Они скользят по деке, когда я играю на тонких струнах, и по тонким (?), когда играю на толстых. Это дает мне некую "точку отсчета", чего нет при игре без опоры. Если быть точным, то касаются деки первые суставы безымянного и мизинца. Кроме того, я поднимаю свой пикгард так, чтобы он был чуть-чуть ниже плоскости струн. Таким образом, пальцы плавно сокальзывают с него на струны, и наоборот. (Это также решает проблему, когда расслабленные пальцы цепляют первую струну. Вместо этого, они будут просто сокальзывать на неё). 2) Удивительно, но безымянный и мизинец могут лежать на деке, при этом медиатор будет "перекрывать" все шесть струн, а кисть не будет испытывать никакого напряжения. Снова положите руку на стол, как будто собираетесь писать, и сделайте несколько широких качательных движений. Пусть безымянный и мизинец будут при этом слегка подгнуты, и касаться поверхности стола. А теперь слегка прижмите их к столу другой рукой, и снова сделайте те же качательные движения. Вы убедитесь, что это нисколько не мешает их совершать, и рука может оставаться такой же расслабленной.

1.2.5 Угол наклона медиатора: чудодейственное средство.
Для удобства представим, что путь медиатора являет собой прямую линию, а не дугу (в принципе, это и есть прямая, переходящая в дугу у самой струны). Шесть струн образуют плоскость. Прямая линия может либо быть параллельной плоскости, либо пересекать её. Тот угол, под которым она её пересекает, я и называю Угол наклона медиатора. Этот фактор очень важен. Угол в 0 градусов возможен при Премещении, когда ладонь лежит плашмя на бридже. Удары вверх и вниз совершенно одинаковы. При бесполезном угле в 90 градусов удар вниз направлен прямо в гитару, а удар вверх прямо от неё. Такое происходит, если ладонь лежит перпендикулярно деке, и Вы используете Вращение. Но между этими крайностями существует огромный диапазон положений, которые можно предпочесть в том или ином случае. Если мне хочется получить более фанковый, щелкающий, напористый звук - я увеличиваю угол. Если мне нужно звучать более ровно - я уменьшаю его. Вот два способа, как это делать: 1) Наименее агрессивное звучание получается тогда, когда кисть параллельна плоскости струн, и Вы играете с помощью Перемещения. Теперь перейдите на Вращение. И чем больше кисть будет отклоняться от плоскости струн (ладонью вверх), тем больше удары вниз будут ударами "в гитару". Заметьте, однако, что слишком большой угол не позволит играть по нескольким струнам, и такая техника будет пригодна лишь для одной струны. 2) Когда кисть будет под углом 20-30 градусов к струнам, Вы можете скомбинировать Вращение и Качание.

Данная техника игры - крайне мощное средство, оказывающее влияние и на другие аспекты Вашей игры. Цель становится более легкодостижимой, ведь Вы получаете ключ к контролю. Будучи полностью расслабленным, музыкант может уверенно и хладнокровно встретить всевозможные трудные обстоятельства, стоящие у него на пути. Давайте посмотрим, как выглядит "на микроуровне" игра на гитаре: Вы используете огромный, неудобный инструмент (Ваше тело), чтобы перемещать маленький тонкий объект (медиатор) по кривой траектории, попадая по очень маленькой движущейся цели (струна, высота которой может меняться в диапазоне 2.5мм, в зависимости от лада, на котором она прижата). При этом у Вас очень маленькие границы, в которых допускается ошибка; если Вы не вложитесь в них, то либо не попадете по струне вообще, либо ударите слишком сильно, либо заденете соседнюю струну. Этот диапазон лежит в пределах 0.25мм, его можно сравнить с 5мм для черных клавиш на фортепиано. Далее: при каждом ударе по струне, медиатор стремиться повернуться в пальцах, а рука может слегка менять свое положение. Вы останавливаетесь и меняете направление движения руки после каждого удара, и у Вас нет времени готовиться и прицеливаться для этого (в отличии от таких видов спорта как гольф, стрельба, бильярд). Кроме того, Вы не можете посмотреть на свою руку сбоку, что могло бы хоть как-то помочь контролировать игру. Теперь неудивительно, что играть чисто - довольно-таки непростая задача. Вот несколько мер, помогающих гитаристам решить проблему точной игры на столь сложном инструменте: они концентрируются на совершенствовании максимально экономных движений; они "зажимают" все тело, чтобы сосредоточиться на мелких мышцах кисти и запястья; они горбят плечи и наваливаются на гитару; они сдерживают в себе то разочарование, которое испытывают при всем вышеперечисленном. И все это приводит отнюдь не к выразительной игре. Также гитаристы пытаются контролировать все внутренние и внешние факторы: тип гитары, длина ремня, позиции для игры сидя и стоя, тип медиатора, калибр струн, высота струн над грифом, высота машинки, настройки усилителя, уровень громкости, общий микс группы, температура окружающей среды, состояние здоровья и питание, готовность к выступлению, аура в помещении и собственное духовное состояние. Все это уводит от естественности, от готовности к реальностям жизни. Я говорю об этом, потому что сам испытал все на себе.
Вот кое-какие примеры тех самых "реальностей жизни", с которыми сталкивался лично, и к которым невозможно в полной мере подготовиться: чужая гитара; другое расстояние между струнами; другая длина ремня, или ремень, рвущийся прямо во время соло; струна, которая "усиливает" ремень, но врезается тебе в кожу; рукав, который цепляется за машинку; другой медиатор, упавший медиатор, ломающийся медиатор, отсутствие его самого; другой калибр струн, ржавые струны, липкие, жирные струны, струны в крови, рвущиеся струны, мед, пролитый на струны; ремень, который рвется прямо перед началом концерта перед 5 000-й аудиторией, при этом гитара падает на бетон - трещина по всему корпусу, и во время выступления высота струн становится больше и больше; усилитель, который стоит слишком далеко/близко; сломанный усилитель, который вынуждает тебя использовать усилок для баса или клавиш; ...
Для того, чтоб быть более подготовленным к таким ситуациям, неплохо иметь менее хрупкую медиаторную технику, которая давала бы больше места для ошибок. Увеличивая угол медиатора, мы делаем удар вниз ударом вовнутрь, а удар вверх - ударом наружу. Теперь путь медиатора (при ударе вниз) проходит через целевую струну прямо к следующей струне. Например, играя на третьей струне, Вашей целью будет вторая - как при игре с опорой в классичекой гитаре. Пусть рука свободно падает на третью струну, а вторая, вместо мышц руки, остановит это движение. Теперь не нужно постоянно следить за тем, чтобы не задеть соседнюю струну, ведь Ваша цель - остановиться на ней! А что же насчет четвертой? Угол медиатора автоматически "уводит" его от четвертой струны, и Вам не потребуется чересчур заботиться о ней. Удар вверх: вместо того, чтобы начинать удар от неопределенной точки в пространстве, Вы начинаете его от той же второй струны, на которую "приземлились" до этого. Поскольку такой удар является зеркальным отражением даунстрока, Вы никак не заденете четвертую струну.
В итоге: аккуратная игра перестанет быть похожей на хождение по канату. Допуск теперь настолько большой, что трудно в него не уложиться. Поскольку движение останавливает следуюшая струна, а не мышцы, рука становится более расслабленной. Удары вниз и вверх становятся похожими на бросок руки на некую поверхность, и подъем над ней. Вы можете варьировать положение правой руки, не боясь "потерять равновесие". Сольная игра становится похожей на ритм-партии - звук более острый и напористый. Точность и выразительность больше не противоположности. Все Ваше тело может расслабиться и подчиниться ритму. Игра в такой манере может растопить разочарование, окружавшее Вас годами.
Чтобы с успехом использовать эту технику, необходимо уметь глушить неиспользуемые струны левой рукой. Если у Вас тонкие и/или низко расположенные над грифом струны, Вы можете столкнуться с такой проблемой, как звон об лады. Однако звон при использовании ударов под углом отличается от того, что бывает при стандартной технике, и Вы можете использовать такое звучание как некий "бонус". Если же Вам это не нужно, ударяйте по струнам не слишком сильно и под меньшим углом. Я предпочитаю отстраивать гитару так, чтобы я мог бить по струнам (в прямом смысле), не имея при этом практически никаких призвуков. Многим гитаристам это не нужно.
Здесь стоит заметить, что начинать освоение этой техники нужно с размашистых ударов, игнорируя точность. Сначала отрабатывайте удары, преувеличивая их, а точность придет с постепенным уменьшением движения. Но после этого Вы уже не утратите этой точности, используя размашистые движения. Тоесть, лучший путь к точности - использование более крупных мышц.

1.2.6 Радиус изгиба накладки: Рано или поздно, мы должны признать что струны образуют не плоскость, а кривую линию, которая соответствует радиусу изгиба накладки грифа (исключение составляют гитары с плоским грифом). Поэтому, независимо от техники игры правой руки, при игре аккордов средние струны будут звучать немного громче. Решение этой проблемы состоит в следующем: играйте от плеча и локтя. Пусть кисть проходит больший путь, нежели ширина струн. Это выглядит примерно так: пока кисть делает удар вниз, предплечье немного задерживается, как бы не успевая за кистью. И в тот момент, когда кисть начнет делать удар вверх, предплечье будет еще двигаться вниз. В результате медиатор будет двигаться по дуге, приблизительно повторяющей "кривую струн". Эта техника может показаться либо очень сложной, если Вы привыкли делать мелкие, точные движения кистью; либо очень простой, если привыкли играть выразительно, делая заметные движения локтем и плечом. Лично для меня это невероятно парадоксальная ситуация. Я знаю гитаристов, которые играют очень быстро и чисто, но выразительность их ритм-партий (а отсюда и их соло) оставляют желать лучшего. Они бы посчитали эту технику неестественной и неудобной. Конечно, она могла бы улучшить их игру, наполняя её энергией, и заставляя двигаться все тело. Также я знаю отличных ритм-гитаристов, играющих очень драйвово - для них эта техника совершенно привычна (и я научился этому у них). С другой стороны, они могли бы с гораздо меньшими усилиями развить скорость, поскольку их тело уже приучено правильно работать - сначала в работу вступают крупные мышцы, а потом подключаются более мелкие. Однако, эти люди, несмотря на свой немалый стаж игры, зачастую не заинтересованы в развитии скорости.

1.2.7 Направление кончика медиатора: Вопреки расхожему мнению, необязательно направлять кончик медиатора прямо в гитару. Существуют две переменные, которые применимы к любому хвату медиатора: (А) Поворот медиатора в пальцах, в плоскости самого медиатора. (В) Наклон медиатора относительно плоскости струн, о чем говорилось в 1.2.5. Важно, чтобы Вы пробовали играть, используя разные углы в самых различных комбинациях, поскольку не существует какого-то одного, "правильного" угла. Кроме того, если Вы сможете играть в более широком диапазоне положений медиатора (а не в одном, самом удобном), то Вы будете чувствовать себя намного увереннее.

1.2.8 Угол между медиатором и струной: При нулевом угле медиатор "ложится" на струну всей своей плоскостью. Независимо от направления удара, мы имеем самый яркий звук, наибольшее сопротивление струны, и наименьшее время контакта медиатора со струной (резкая, чистая атака). Даже небольшое увеличение этого угла приводит к тому, что медиатор при ударе касается струны левой или правой стороной (в зависимости от хвата). Это значительно уменьшает сопротивление струны, сглаживает атаку и в звуке становится меньше "звона". Чем больше угол, тем больше этот эффект. Если Вам нравится более мягкий звук и "скругленная" атака, то Вам есть с чем поэкспериментировать, кроме того, играть Вам будет легче.

1.2.9 Место контакта со струной: Это лишь дело вкуса. Согласно моей "философии гибкости и универсальности", я пробовал играть во всем диапазоне от центра струны до бриджа. Чем ближе к бриджу, тем больше заметно изменение тембра. Тщательное "исследование" этого участка струны значительно расширяет "тембровую палитру" гитариста. Кроме того, игра у самого бриджа является непростой технической задачей, ведь струна практически не прогибается; чем громче Вы будете играть - тем сложнее, но и разница в тембре будет еще больше. Для меня это очень хорошее упражнение - играть громко у самого бриджа. Вдобавок к этому я работаю над тем, чтобы уметь хорошо переходить из одного положения в другое.

1.2.10 Лучший медиатор: за все те годы, что я работал над медиаторной техникой, я перепробовал много медиаторов, и остановился на очень толстом, который затем немного подточил, чтобы он получился в форме капли. Я почувствовал, что немного приблизился к звуку Бенсона. Каждый такой медиатор занимал у меня несколько часов работы. Но онажды я узнал, что Бенсон использует медиаторы Fender средней толщины. После этого меня вообще перестало беспокоить то, каким медиатором я пользуюсь, хотя, играть очень острыми или тупыми мне не очень удобно.

продолжение следует


... и добавил:

Если кому что непонятно - спрашивайте, возможно это моя оплошность  :rolleyes:  В статье есть немало моментов, которые и мне непонятны, я их пометил (?). В плане перевода в этих местах все правильно, просто сам автор иногда относится предвзято к тем или иным аспектам. Тем не менее, есть немало моментов, уже знакомых многим, о которых писали Армен и Фред: горизонтально-вертикальное движение, игра "в гитару", игра с опорой и без неё, расслабленность/зажатость мышц.
« Последнее редактирование: Марта 29, 2013, 15:11:04 от rocknrollplayer »

Оффлайн JayDee

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 623
  • NeoCowboy
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #1 : Ноября 22, 2012, 18:50:26 »
Мде, без наглядных примеров что то туговато воспринимается =(

Оффлайн 57

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2253
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #2 : Ноября 22, 2012, 19:41:35 »
это не pebber brown ? А то он в одном видео кое что из описанного показывал  :)

Оффлайн rocknrollplayer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #3 : Ноября 22, 2012, 21:56:13 »
2 JayDee: увы, но мне самому попалась статья в таком виде. Сама статья 2009 года, и на сайте написано, что "как только будет возможность, появится наглядный материал"  :) думаю, уже не появится.
2 57: Нет, автор статьи - Так Андресс (Tuck Andress). Забыл написать в самом начале  :)

Оффлайн 57

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2253
  • GuitarPlayer.Ru fan!
« Последнее редактирование: Ноября 22, 2012, 23:48:46 от 57 »

Оффлайн alextip

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • AngryLock (Злобный Запор)
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #5 : Ноября 23, 2012, 00:20:50 »
Пункт 1.1.8 не понял.

Оффлайн JayDee

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 623
  • NeoCowboy
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #6 : Ноября 23, 2012, 01:38:30 »
alextip,
Тоже не сразу въехал. Может это поможет?
Benson Picking Tips.MOV

... и добавил:

Я вот 1,2,1-1,2,3 не понял про движения руки (качания верчения всякие)
надо будет разобраться с этим
« Последнее редактирование: Ноября 23, 2012, 01:40:12 от JayDee »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #7 : Ноября 23, 2012, 02:26:21 »
Имхо статья правильная, но, странно, не удалось найти примеры медиаторной игры автором - только фингерстайл.
Цитировать
1.1.8 Стиль Джорджа Бенсона
Он описывает постановку этого товарища
george benson - Take Five 1976 Montreux 1986
еще пример игры (джаз)
(нажмите чтобы показать/спрятать)

А здесь на 10:45 Гилберт показывает, как он играл такой постановке:
Paul Gilbert MI interview
Что интересно, он говорит, что переучивался играть на ребре и демонстрирует это - имхо на ребре звук у него хуже, чем, когда "неправильно" )).

« Последнее редактирование: Ноября 23, 2012, 02:38:48 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #8 : Ноября 23, 2012, 14:40:40 »
Спасибо за видео! Думаю, это многим поможет лучше разобраться, ведь все понять из одного лишь текста очень сложно. Жаль конечно, что автор не прикрепил никаких фотоматериалов или рисунков. А еще будет продолжение статьи - там еще несколько слов о других углах медиатора, и различных второстепенных деталях; а также о пальцевом стиле. Там-то автор и говорит, что теперь он играет в основном пальцами, типа "они всегда с тобой, их пять а не один" итд.
Вообще-то постановка Бенсона мне чем-то напоминает постановку Марти Фридмана. Но это вообще отдельный разговор :) В любом случае, я нигде не слышал у Бенсона какого-то особо уникального, четкого звука. Играт себе - ну и что? То, что он музыкант и импровизатор хороший - не спорю, но мне кажется, это не лучший пример для подражания в плане медиаторной техники.
Да, насчет движений руки: Качание - мы делаем это движение, когда стучим в дверь, или хлопаем кого-то по плечу. Перемещение - когда мышкой (компьютерной) двигаем влево-вправо на небольшое расстояние. Вращение - когда кран на умывальнике поворачиваем, или большую ручку громкости на мафоне или усилке крутим (настолько большую, чтобы невозможно было одними пальцами крутить).

Оффлайн JayDee

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 623
  • NeoCowboy
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #9 : Ноября 23, 2012, 14:50:26 »
rocknrollplayer,
Спасибо за разъяснения, теперь имею представлениечто к чему.
А про технику ФРидмана где можно пчитать/посмотреть?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #10 : Ноября 23, 2012, 18:50:06 »
В любом случае, я нигде не слышал у Бенсона какого-то особо уникального, четкого звука. Играт себе - ну и что?
Вообще-то у Бенсона уникальный звук и контроль. (что имеется в виду "четкий звук" не совсем понимаю). При этом он вытворяет порой вообще невероятные вещи (но дело здесь уже не в постановке). Но все это касается джазовой стилиститки и звука.

Цитировать
То, что он музыкант и импровизатор хороший - не спорю, но мне кажется, это не лучший пример для подражания в плане медиаторной техники.
Можно было бы и взять для подражания, но как быть с палм мютом, медиаторными флажолетами.

Цитировать
Вращение - когда кран на умывальнике поворачиваем, или большую ручку громкости на мафоне или усилке крутим (настолько большую, чтобы невозможно было одними пальцами крутить).
Не, мне кажется, тут иное вращение - не кран, а когда ластиком стираем горизонтальную линию - рука навесу (хотя там может быть и качание, если стираем вертикальную линию). Вообще Забуруев отказывает  этому движении в праве называться вращательным.
Вот это движение, особенно, когда аккорды вначале:
Joscho Stephan Trio - Limehouse Blues Track6
Когда одноголосие играется, тогда движение комбинированное.
И, кстати, здесь игра "в гитару" и с "опорой" на следующую струну, о чем упоминает Тuck.

А вот здесь на 2:42  чистое вращение, как при открывании крана
Eruption Guitar Solo--Eddie Van Halen

Здесь Зак показывает это "вращательное" движение на 1:05
Zakk Wylde Talks About How To Hold Your Pick

Оффлайн rocknrollplayer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #11 : Ноября 23, 2012, 21:16:58 »
Пока что не могу посмотреть видео в последнем сообщении, но я догадываюсь что там Ван Хален показывает :) При игре тремоло он использует как раз-таки вращение ("кран" или "ключ" поворачивает) Короче, это правильней всего называть супинация-пронация, но ведь это не всем понятно :) Тут еще один момент ведь есть: это движение идет от предплечья, и сам лучезапястный сустав может буть согнут в той или иной степени. При этом многие говорят, что в одном случае гитарист играет кистью, а в другом - локтем. А движение-то одно на самом деле.
Ну, а насчет Бенсона - я просто не дал ясно понять, что этот звук просто не в моем вкусе. Это не пример для меня лично, но я ни в коем случае не говорю, что никто не должен так играть. Для меня образцовые музыканты (в плане медиаторной техники) - Петруччи и Гилберт. И я обожаю их звук, так как ПШ для меня - это четкость (читаемость каждого звука), атака (ярко выраженное начало каждого звука), ритмическая ровность (строгое соблюдение соотношений длительности нот). Это для меня, но ведь у всех разные вкусы. И для всех найдется свой пример для подражания.
« Последнее редактирование: Ноября 23, 2012, 21:39:07 от rocknrollplayer »

Оффлайн alextip

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • AngryLock (Злобный Запор)
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #12 : Ноября 23, 2012, 21:56:30 »
Вроде разобрался, но имхо звук по 1.1.8 мягче, чем при постановке "по умолчанию"

Оффлайн Alex12k

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 817
Re: Стили медиаторной техники (перевод статьи)
« Ответ #13 : Ноября 24, 2012, 02:47:05 »
Цитировать
6) Если Вы немного подожмете пальцы (смотри об этом ниже), сможете играть искусственные флажолеты как на удары вверх, так и вниз, используя вторую фалангу мизинца. Переходить с обычных звуков на флажолеты можно мгновенно. Эта та техника, которую я применял в "Up From The Skies"

А как играть искуственные флажолёты использую вторую фалангу мизинца???????

Оффлайн ATHEISTO

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 973
  • Мне сказали,что я очень изменился...