Паша, извини, если сочтёшь вопрос неуместным в этой теме, но позволь всё-таки поинтересоваться. Ты сталкивался с проблемами чисто физического характера? Ну, переиграл руки, травмы и т.п. Мне кажется, что у каждого серьёзного спеца бывают такие моменты в жизни. Как ты решаешь/решал подобные проблемы? Да и у учеников тоже наверняка бывали такие затруднения.
Что касается лично меня, то нет - не сказать, чтобы сталкивался. В свое время, когда занимался аранжировками много, начались проблемы с правой рукой: ярко выраженная слабость в кисти (когда не можешь сжать кулак - будто бы не хватает силы). Было это в первую очередь от мышки и неправильного (и длительного) положения правой руки в целом. В хронь или совсем криминальные формы не перешло.
Были травмы обеих рук. Правая - скажем так... Назовем ее спортивной: при ударе кисть согнулась и я получил нехилую травму сустава. До того дошло, что в течение полугода было очень больно здороваться с людьми за руку: при даже небольшом сжатии кисти боль была просто дикая. Потом с этой травмой я справился, однако даже в период ее "острой" формы она не сказать, чтобы сильно отражалась на игре, скорее, на общей подвижности кисти и ее "надежности": я до сих пор по привычке, вставая, например, с постели или дивана, опираюсь не ладонью, а кулаком, чтобы кисть была параллельна предплечью.
Левая - тоже спортивная, относительно недавно: пренебрег защитой, получил набольшое растяжение связок и общий дискомфорт на пару недель. Все рассосалось само собой, но на эти пару недель было крайне неудобно играть бенды, вибрато, растяжки и прочее.
А вот про учеников - значительно интереснее. Если говорить чисто про диагнозы, то есть когда реально человек получал справку у врача, что у него такое-то и такое-то заболевание, то таких было в реальности немного. Большинство таковых получали эти диагнозы у преподавателей. Когда я об этом писал, что есть гении, портящие руки другим, то клоуны у меня в ЖЖ вылили тонны ненависти на тему "да-да, все тридварасы, а ты один весь в белом!!!", но на то они и клоуны. Есть ведь хорошие преподы, но есть вот и такое.
Я видел очень разное (растяжения, вывих, проблемы по неврологии, воспаления и прочее), но объединяла их именно причина появления. Я пришел к выводу, что для того, чтобы загубить себе руки таким способом, должен быть кто-то, кто будет заставлять играть каким-то (очевидно, губительным) образом снова и снова, делать это постоянно, заниматься дома, заниматься через боль, дискомфорт и напряжение. Не нужно путать это с забиванием и усталостью нужных мышц, а через боль в суставах играть - уж увольте.
Если человек занимается самостоятельно, то как правило наступает момент, когда человек сталкивается с проблемой и натурально очкует, быстренько завязывая с издевательствами над руками, но препод пойдет до конца)
Но все же проблема несколько переоценена: очень многие прибегают (буквально) на занятия с круглыми глазами, типа, все - загубил, больше я не смогу играть. А на деле оказывается элементарное напряжение в руках. Чтобы довести себя до нерабочего состояния - это
очень надо постараться.
К массовым случаям относится элементарное (как уже написал) напряжение рук. А так как большинство народу, к сожалению, имеет крайне посредственное отношение к спорту, то и к организму прислушиваться не умеет. То есть локализовать напряжение, почувствовать статическое усилие (когда не играешь, а рука уже колом), почувствовать степень необходимого мышечного усилия - это реальная проблема. По сути, когда занимаемся постановками-посадками-расслаблениями, то занимаемся именно этим: элементарно нужно понять, что вот так вот рука должна напрягаться (она же играет, а значит априори не расслаблена на 100%), а вот эдак - не должна.
Бывают и вполне обыденные вещи, типа, потягал тяжелые шкафы при переезде, забил сгибатели пальцев и все, играть не могу. Понятно, что через пару-тройку дней мышцы отпустит и можно будет играть продолжать без проблем. Или занимался мощно последние две-три недели, ясен пень, истощил все мышечные ресурсы - ну дай отдыха на денек-другой, вообще не трогай гитару. То есть
вообще.
... и добавил:Guerrero ---, главное, на мой взгляд - это обойтись именно без фанатизма. Разумеется, не стоит избавляться полностью от горизонтального движения - это и невозможно, и не нужно. В принципе, нормальное положение кисти можно изобразить тремя точками легкого касания струн: ребро ладони у запястья, ребро ладони у мизинца, медиатор. То есть в этих трех точках мы касаемся струн, причем именно не давим, а немного трогаем.
Если хват медиатора не поджатый, не вытянутый, то есть нейтральный, то получится некое положение руки, при котором и медиатор будет вполне нейтрален по отношению к струне, и можно значительно опереться на вертикальное движение.
Плюс тут еще нужно помнить вот о чем. На мой взгляд, постановка во главу угла вертикального движения уместна тогда, когда кисть ставится и человеку нужно освоить это движение, придать ему нужную скорость и выносливость и так далее. То есть такой подход, как нетрудно догадаться, преследует чисто учебные цели. Однако если вы посмотрите на Гилберта, то можно увидеть, что горизонтальное движение у него тоже развито будь здоров. Я считаю, что для полной "универсализации" кисти нужно тренировать и то, и другое. Понятно, что начать проще с вертикального, но со временем можно постепенно сместить акцент в сторону большего "равноправия" вертикального и горизонтального движений. Я попробовал - результат хороший. Да, горизонталка тренируется тяжелее и держать в форме ее сложнее, но зато универсальность итогового движения для разных игровых ситуаций - налицо
