Автор Тема: Техническая ветка. GUITARTEK. Павел Забуруев и другие товарищи  (Прочитано 767787 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн badattitude

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
  • Репутация: +3/-0
я им пользуюсь уже давно, а вдруг он врёт)

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • Репутация: +531/-60
  • .
Попробовал, ну вроде отличный :)
Что, в принципе, неудивительно.

Оффлайн badattitude

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
  • Репутация: +3/-0
ну вот все споры и разрешились) пользуйтесь аксом)

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • Репутация: +531/-60
  • .
Я на всякий случай буду сюда тоже постить некоторые статьи с сайта, которые имеют прямое отношение к обсуждаемой теме, а также к постановкам и прочему :)

Тыкскыть, чтобы возможные вопросы уже имели подробные ответы. Ну и чтобы можно было обсудить написанное — мало ли, у кого-нибудь будет своя точка зрения на этот счет.

Постановка рук

Наиболее частая причина обращения ко мне как к преподавателю — проблемы с руками, а именно: вопросы по постановке или желание возыметь «правильную» постановку, трудности самого движения и вызываемые им проблемы, неспособность хоть немного разогнаться и так далее.

С этих вопросов начинается общение по поводу уроков с подавляющим большинством желающих заниматься: почти все изначально уже уверены, что знают свою проблему, и все, что осталось для успешного движения вперед — это просто взять и решить вопрос по рукам. Причем совершенно неважно, учился ли человек сам, (недо-) учился ли у преподавателя, занимался по школам или книгам: озарение приходит ровно тогда, когда он узнает про существование неких «постановок». И несмотря на то, что я понимаю что-то в этом вопросе, тем не менее я не склонен переоценивать значение всех этих постановок.

В общем, все точно также было с человеком, который недавно ко мне обратился. С его согласия я решил использовать его личный пример для написания этой статьи. Для адской конспирации и чтобы никто ни о чем не догадался, назовем его Александром.

Не знаю, расстраивает ли желающих заниматься (меня уж точно нет) тот факт, что опять же в подавляющем большинстве случаев проблема совсем не в руках. Вот как выглядит типичное обращение по поводу уроков. Изначально, как я уже сказал, большинство обращается с проблемой, при этом почему-то сразу зная конкретный способ ее решения. Главный здесь вопрос, который я задал Александру — как проблема отражается на итоговом результате. В этот момент Александр, как и большинство людей, начал говорить вновь про зажимы, какие-то развороты кисти, «неправильное» движение и прочее. А вопрос изначально простой: в чем проблема именно с точки зрения итогового результата.

Речь идет вот о чем. Одна из основных задач, которую мы должны выполнить, играя на гитаре — получить нужный звук. Сама задача, если поставлена правильно и определенно, уже способна очертить и достаточно четко обозначить ряд мер, которые способны решить многие проблемы. Например, задача получения нужного звука при изучении переменного штриха в самом начале сводится к нескольким подзадачам: получить ровный от нотки к нотке звук; получить легкое и стабильное демпфирование; сделать короткое и точное звучание нот без размазываний атаки и двойных атак; расположить ноты ровно на временной сетке и так далее. Автоматически это предельно ясно обрисовывает те нюансы, которые нужны уже от рук: играть придется с небольшим и примерно одинаковым погружением медиатора (иначе будет возня и выдирание струн из гитары в сопровождении размазанной и неточной атакой); едва касаться ребром ладони струн и в то же время делать это стабильно и уверенно (иначе какие-то ноты будут «выстреливать», либо какие-то вообще не прочитаются, так как будут просто задавлены излишним глушением) и так далее и тому подобное.

Чтобы четко обозначить основную задачу по звуку — уже нужна определенная квалификация. Чтобы из этой задачи четко и структурированно обозначить подзадачи, которые в дальнейшем уже транслируются в работу над нюансами постановок, движений и прочего — нужна квалификация серьезная. Понятное дело, что человек, не занимающийся преподаванием или просто не копавшийся серьезно в этом вопросе, не сможет всего этого проделать.

В свою очередь, если вы занимаетесь и при этом замечаете свои ошибки, то нужно сначала предельно точно их распознать. Обычно люди, если им не нравится то, что они слышат в своей игре, характеризуют это слишком общими словами типа «грязно», «криво» и тому подобное. Этими словами можно обозначать технические недостатки исполнения, когда нет задачи в них разобраться. Но если уж задача такая есть, то и в нюансы вникать необходимо глубже, предельно разделяя и конкретизируя их. Под словом «криво» может подразумеваться и возня медиатором, и ритмическая неровность, и еще многие и многие ошибки.

Александр, как и остальные, допустил еще одну стандартную ошибку. Чисто логически, когда есть какая-то проблема, то необходимо рассмотреть все возможные причины ее возникновения, после чего отбросить те, которые не имеют реальной с ней связи, и сфокусироваться уже на тех нюансах, которые ее вызывают. Ну, к примеру, двойная атака у нот может быть связана с возней медиатора (первый призвук атаки даст касание медиатором струны, второй призвук как основной будет получен после того, как медиатор струну дернет, перестав с ней контактировать), с рассинхронизацией рук (правая рука ударила в одно время, левая прижала ноту в другое), с задеванием соседних струн и др. И стандартная ошибка здесь — смотреть только в сторону какого-то одного варианта. Ну типа если много лишних призвуков, то надо глушить покрепче, в целом звучит криво — дык надо постановку правильную сделать.

И самое главное — никто не вникает конкретно в суть. Проблема по своей сути начинается всегда со звука: всем будет совершенно не важно, какие у вас постановки и движения — все будут слушать то, как вы играете. Однако вместо ответа на вопрос самому себе, что же конкретно не нравится в собственной игре, начинается разговор не о следствии в лице звука, а сразу о причине — о тех самых постановках и прочем.

Точно также было с Александром: он захотел взять разовый урок, чтобы попробовать исправить проблемы с руками, которые в свою очередь мешают играть. Я в ответ просто попросил обрисовать проблемы, которые возникают в итоге, а именно — что в звуке не так. Однако ему, очевидно, было сложно отвечать на этот вопрос, который, наверное, был просто для него новым, поскольку вместо ответа на него Александр жаловался на какие-то выворачивания кисти, лесполо-подобную гитару и то, как с ней сидеть, заваливание кисти, большой угол медиатора и так далее.

То есть разговор сразу был о том, какие, по мнению Александра, причины возникновения проблем нужно лечить. Человек пришел к доктору не за точным диагнозом, а за рецептом на лекарства, потому что диагноз он придумал уже сам :) В итоге, после продолжительных моих вопросов он все-таки смог хоть как-то сформулировать проблемы в звуке: «Не могу нормально извлечь звук — каша получается.»

То есть описание «симптомов» — ровно такое же размытое, как я и описывал несколькими абзацами выше. В ответ я предупредил, что проблема почти наверняка не связана непосредственно с руками.

Вообще, очень характерно, что большинство думающих о проблемах с руками на самом деле не нуждается ни в каких постановках-перестановках. Так и здесь: для установления этого факта я попросил Александра просто записать видео с любым несложным упражнением, и вот, собственно, само это видео:


DSC 3788

Что здесь мы можем увидеть? Относительно «каноничности» постановки тут вообще вопросов никаких: да, какие-то мелочи можно будет подправить, где-то немного поменять нюансы, но во-первых это не несет никаких деструктивных последствий (читай — не нужно переучиваться: просто впитать новое движение и все), а во-вторых делать это нужно только в том случае, если руки не позволят при уже имеющемся аппарате выполнить поставленные музыкальные задачи.
Тем более если говорить о постановке рук вообще, лично я считаю, что руки необходимо ставить полностью заново либо если человек приходит с нуля, либо если опять-таки имеющийся аппарат очевидно не может справиться с требованиями по звуку и исполнению. Из всех приходящих ко мне студентов с опытом хотя бы полгода-год процентов 70 не нуждаются в перестановках: максимум, что там необходимо — именно небольшие коррекции по нюансам. Еще процентов 25 таки нуждаются в перестановке по той причине, что либо забарываем все нюансы и мелочи по одной, либо просто с нуля осваиваем новый принцип и убиваем всех зайцев сразу — в таких случаях это банально быстрее и легче. Оставшиеся условные 5% — это те, кто приходит с вроде бы непонятными руками, однако при этом все играется и все получается. В этих случаях я тоже предпочитаю не трогать руки: какой смысл, если все поставленные по звуку задачи человек в состоянии выполнить при имеющемся аппарате.

По поводу «правильностей» постановок — вообще неясно, ибо никаких правильных и неправильных постановок нет. Есть лишь наиболее рациональные постановки для обучения, но ведь это совсем не значит, что остальные постановки — неправильные и надо сразу переучиваться, если вдруг увидел отличия в своих руках от неких «канонов».

В чем смысл этой статьи? В первую очередь в том, что на мой взгляд идти нужно не от рук, их внешнего вида и подобного, а от звука. Вместо изначального отслеживания с транспортиром углов медиатора, траекторий движения и прочего — попробуйте с тем же рвением и вниманием отслеживать звук, который у вас получается. Если где-то полученное отличается от задуманного — попробуйте добиться результата, так скажем, штатными средствами. И если уже в конце-концов вы понимаете, что по рукам просто швах и именно из-за этого отсутствует принципиальная возможность поправить звук — тогда да, возможно, стоит посмотреть на то, как работают и ведут себя руки.
« Последнее редактирование: Июля 10, 2013, 21:41:51 от Jamiro »

Оффлайн Blackwinged

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 26153
  • Репутация: +4033/-176
  • Ф.О.А.Д.
    • ОПА!
Насколько ж мимо метра-тооооо)
А что, серьезно за перестановкой руки обращаются даже люди, которые физически при игре не испытывают неудобств, но по каким-то причинам грязно играют?

... и добавил:

ЗЫ, все в чем-то узнали себя из статьи нарн)

Оффлайн ExtremisT

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 23882
  • Репутация: +2255/-121
  • See you space cowboy
    • "Povezlo" band tribute page
Blackwinged, человек первую гитару купил 3 дня назад ???

Оффлайн Blackwinged

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 26153
  • Репутация: +4033/-176
  • Ф.О.А.Д.
    • ОПА!
Blackwinged, человек первую гитару купил 3 дня назад ???
Я что-то нигде этого не увидел в статье О_о Ну если так, то он очень неплох для трех дней.

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • Репутация: +531/-60
  • .
Blackwinged, конечно, таких большинство. В основном народ, догадываясь о проблемах, сразу делает вывод, мол, с руками что-то не так, надо научиться «правильно» :)

Blackwinged, человек первую гитару купил 3 дня назад
Кстати, я про это не знаю. Но по-хорошему если ему заниматься как следует — никаких проблем с получением результата не будет, человек, так скажем, уже понимающий и соображающий. С такими товарищами всегда работать легче, результат приходит быстрее, понимание вопроса хорошее :)

Оффлайн Blackwinged

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 26153
  • Репутация: +4033/-176
  • Ф.О.А.Д.
    • ОПА!
Blackwinged, конечно, таких большинство. В основном народ, догадываясь о проблемах, сразу делает вывод, мол, с руками что-то не так, надо научиться «правильно» :)
Мне очень трудно дается понимание этого факта) Я всегда страдал от того что не могу что-то сыграть по скорости, по удобству и т.д. (например не могу играть стоя при низко висящей гитаре, в смысле сейчас-то уже могу), но звук пытался выбивать из инструмента любыми поставленными раком руками) Так что у меня проблемы другого характера, и я не очень понимаю как люди не пытаются не задевать соседние струны и т.д. Я вот всегда старался не задевать, плюс с порядочной атакой играть от локтя/вращением, отсюда постоянно было напряжение)

Оффлайн premier

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 175
  • Репутация: +3/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Jamiro, занимаюсь по Вашей книге. Возникло три вопроса (два - по тейпингу, один - по упражнениям). Если можно ответьте, пожалуйста.
1.1. При игре тейпингом учусь выполнять движение средним пальцем при срыве внутрь ладони.
Примерно каков угол между траекторией среднего пальца и струной? Вы пишите, что палец идет почти по касательной к струне, т.е. получается, что угол очень маленький. Правильно ли я понял?
1.2. Можно ли закончить движение среднего пальца при срыве, оперевшись им на соседнюю (более толстую) струну (примерно также как Вы советовали при выполнении пулл-оффов в главе о легато)?
2. Занимаюсь уже более полугода по составленной в соответствии с рекомендациями в книге схеме. Упражнения ни разу не менял, скорость постепенно увеличивается. Нужно ли спустя какое то время менять упражнения? Если нужно, то как часто?
Спасибо! 
« Последнее редактирование: Июля 21, 2013, 22:41:11 от premier »

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • Репутация: +531/-60
  • .
premier, сильно сорри за долгий ответ — времечко было то еще, скажу я вам.

1.1. Чисто физически идеально (именно идеально — иногда это слово достаточно слабо подходит к реальным условиям) бить по струне перпендикулярно поверхности грифа. По поводу теппинга — не помню, чтобы писал в книге сильно подробно, однако если вы посмотрите внимательно, вы увидите следующее:
Получается эдакое касательное движение, а оно как раз несет одну из основных ошибок в игре: правильную длительность при таком движении проконтролировать достаточно сложно
и
Ненадолго вернемся теперь к постановке правой кисти ребром ладони. Очевидно, что играть с таким смещением будет довольно неудобно — скорее всего, вы в конце концов придете к касательному движению, что в самом начале обу- чения довольно рискованно
Поэтому на мой взгляд если учиться с самого начала, то проще учиться делать удары более вертикально на струну, чтобы «разнести» хаммер-оны и пулл-оффы между собой, не сваливая в одну кучу, то есть в одно движение (это обязательно случится, только важно, чтобы это случилось тогда, когда вы уже можете контролировать длительности теппинговых нот).

1.2. Не вижу в этом смысла.

2. Я вообще меняю упражнения, когда мне чисто морально тяжело их играть. Некоторые (гаммы в первую очередь, хроматика и подобное) остаются — их играю все равно, а многие — меняю время от времени. На какие менять — зависит от функционального назначения того или иного упражнения. То есть нужно выделить в упражнении конкретные функциональные особенности и подобрать упражнение с аналогичным или близким набором свойств. Это, что называется, «по науке», и тут потребуется некоторая квалификация.

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +130/-23
Jamiro, а вы принимаете видео в личку? Я имею конкретные цели, сейчас подробно читал про Ваш метод. Заказал книжку. Смотрю упражнения в открытом доступе. Хочу уметь играть секстоли в 120 УВМ. больше не надо ничего  :) никак не удается получить тремоло. и т п

Хотя я лишь недавно стал заниматься этим вопросом. Раньше другие вещи были в приоритете.
« Последнее редактирование: Августа 03, 2013, 01:18:00 от vs_difer »

Оффлайн 57

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2253
  • Репутация: +136/-7
  • GuitarPlayer.Ru fan!
premier, сильно сорри за долгий ответ — времечко было то еще, скажу я вам.

1.1. Чисто физически идеально (именно идеально — иногда это слово достаточно слабо подходит к реальным условиям) бить по струне перпендикулярно поверхности грифа. По поводу теппинга — не помню, чтобы писал в книге сильно подробно, однако если вы посмотрите внимательно, вы увидите следующее:
Получается эдакое касательное движение, а оно как раз несет одну из основных ошибок в игре: правильную длительность при таком движении проконтролировать достаточно сложно
и
Ненадолго вернемся теперь к постановке правой кисти ребром ладони. Очевидно, что играть с таким смещением будет довольно неудобно — скорее всего, вы в конце концов придете к касательному движению, что в самом начале обу- чения довольно рискованно
Поэтому на мой взгляд если учиться с самого начала, то проще учиться делать удары более вертикально на струну, чтобы «разнести» хаммер-оны и пулл-оффы между собой, не сваливая в одну кучу, то есть в одно движение (это обязательно случится, только важно, чтобы это случилось тогда, когда вы уже можете контролировать длительности теппинговых нот).

1.2. Не вижу в этом смысла.

2. Я вообще меняю упражнения, когда мне чисто морально тяжело их играть. Некоторые (гаммы в первую очередь, хроматика и подобное) остаются — их играю все равно, а многие — меняю время от времени. На какие менять — зависит от функционального назначения того или иного упражнения. То есть нужно выделить в упражнении конкретные функциональные особенности и подобрать упражнение с аналогичным или близким набором свойств. Это, что называется, «по науке», и тут потребуется некоторая квалификация.
Вы ошибаетесь на счет физики принципиально, сила c которой колеблющейся струны действует в точках закрепленя направлена по касательной к струне, это сила натяжения,  поэтому как бить совершенно безразлично с тз отклика корпуса гитары. И звукосниматель реагирует на перемещение участка струны в магнитном поле и направление в котором это перемещение совершается также ему безразлично лишь бы оно было невелико   

Оффлайн King of Blues

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3801
  • Репутация: +1356/-28
  • "...иди по той дороге,которую прокладывает сердце"
.
« Последнее редактирование: Августа 04, 2013, 06:13:57 от King of Blues »

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • Репутация: +531/-60
  • .
57, да-да, ошибаюсь :)
То, что при ударе неперпендикулярно грифу часть силы (проекция вектора силы, параллельная касательной к ладу) будет направлена фактически на оттягивание струны во-первых, и что при таком раскладе, как уже писалось здесь и указано в книге, будет тяжелее контролировать длительность взятой ноты — это во-вторых, вам, видимо, не известно.

Это нормально, потому что такие вещи могут быть известны из практики, а вы, судя по всему, являетесь сугубо теоретиком без каких-либо даже намеков на личное практическое применение ваших измышлений.

Во избежание недоразумений и неудобного вашего положения в той или иной ситуации, пожалуйста, делитесь своими теориями относительно всего в других темах. Мы тут говорим про практику, вам тут будет тяжело.
Ну и если данное внушение на вас не подействует — я просто буду стирать, как и раньше, подобные теоретические изыскания, не подкрепленные практикой (кто-нибудь тут видел хоть один пример вашей игры?), дабы а) не захламлять тему измышлениями кого попало; б) не вводить в заблуждение лишней и далеко не всегда верной информацией тех, кто нуждается в конкретных ответах на конкретные вопросы.

Всего хорошего :)

... и добавил:

vs_difer, вопрос не совсем ясен. Что требуется лично от меня? Прокомментировать что-то по вашим видео? Да, это можно сделать через мой сайт, например — я там запустил «Видео-вопросы», где можно задать вопрос по теме книги в видео-формате.
Заходите на сайт, там все есть.
« Последнее редактирование: Августа 03, 2013, 03:29:37 от Jamiro »