Павел, я тут недавно думал над кое-какими нюансами в звукоизвлечении, и обратил внимание вот на что: при восходящем легато левая рука работает точно так же, как и при аналогичном пассаже ПШ. Тоесть, играя ПШ мы прижимаем струну так же, как делаем "хаммер". Ну, возможно, чуть менее сильно. Но вот с нисходящими пассажами немного не так. Ведь при хорошем, правильном "пулл-офф" мы немного подцепляем струну. А играя ПШ, достаточно просто поднять палец со струны, "цепляние" будет даже лишним. И выходит, что это движение в чистом его виде невозможно отрабатывать, его даже осмыслить нелегко. При хаммерах и пуллах работают сгибатели пальцев (грубо говоря), просто траектория движения разная. А вот при том самом "съеме" со струны работают немного другие мышцы (как мне кажется), поэтому описать это движение, и понять, какое оно должно быть, намного сложнее.
Я думаю, ты не будешь говорить "зачем все это" или "играй как играется, все само получится"
Мне кажется, чем более осмысленное движение, тем проще его контролировать, и выполнять правильно. Я просто заметил, что у многих людей (и у меня в первую очередь) нисходящий ПШ обычно "слабее" - не такой четкий, ритмичный, и т.п. Думаю, проблема в этом.
Пока что я нашел такое решение: при нисходящем ПШ я стараюсь обращать внимание не на тот палец, который сейчас нужно снимать, а на следующий. В итоге я мыслю тоже "хаммерами", но "следующими" пальцами. Вместо того, чтобы думать "поднимаю средний со струны", думаю "ударяю указательным по струне", и при этом средний поднимается словно от движения указательного.
Отличный вопрос.
Проблема нисходящего движения действительно заключается в более сложном синхронизировании рук между собой. Восходящее движение в этом отношении гораздо очевиднее: вот он удар медиатором, вот он шлепок пальцем левой руки, совместил и все хорошо.
При нисходящем движении у левой руки нету, так скажем, «дублирующего» звукоизвлекающего действия — есть только снятие пальца. Проблема в том, что если снимать палец одновременно с ударом медиатором, то этот «недопулл-офф» просто сожрет громкость ноты, поскольку от медиатора тут мало что будет зависеть. Наверняка многие замечали, что на нисходящем движении некоторые ноты как будто проседают по громкости — это вот оно и есть.
Если же поднять палец слишком рано или поздно, то будет тот же недопулл-офф, только уже раньше или позже медиаторной атаки, то есть появится двойная нота.
В идеале палец нужно поднять буквально перед атакой медиатором, чтобы его снятие невозможно было распознать на слух и при этом атака медиатора пришлась уже на следующую ноту и палец с предыдущей ноты уже был снят.
Для тренировки этого я рекомендую взять любой нисходящий пассаж и отрабатывать его без глушения — так гораздо яснее и лучше слышно, насколько правильно (или неправильно) вы действуете.
Да, осознанного и конкретного движения левой руки здесь нет — точнее, нет движения, которое можно очевидно почувствовать. Поэтому в данном случае единственно, на что остается полагаться, это только уши и чисто аудио-результат своих действий.
Я тут вдруг столкнулся с этой же диллемой...
Павел, как же все таки советуешь левой работать при нисходящем движении:
Вариант 1. - заранее ставится позиция и потом пальцы снимаются поочередно от 4 к 1.
Вариант 2. - снятие пальца 4 происходит с одновременным броском пальца 3 и ударом медиатора.. затем снятие пальца 3 и бросок пальца 2 ..и тд...
я понимаю что я щас не в тему ..и времени мало у тебя ..просто напиши пожалуйста вариант 1 или 2...
потому что предлагают и так и эдак...а я раньше как то не задумываясь развивал вариант 2... а тут такое дело)))...
спасибо.