Зачел книжку и окрестные материалы с сайта Паши (а вот тему осилил лишь наполовину, она ведь уже больше чем сама книга
, появилась следующая мысль:
В книжке постановка рук демонстрируется визуально (фото вида правильно/неправильно). Мы смотрим на картинки, сравниваем их с тем, как играем сами и можем сделать какой-то вывод. И в книге, и в теме дискуссии сводятся к получению нужного звука, а не просто определенной техники. Но и искомый звук, и звуковые ошибки описываются текстом ("ноты должны быть ровные, попадать в долю", "шум соседних струн из-за проблем с глушением" и т.п.). Также у нас имеется вводная, что начинающий музыкант не слышит своих ошибок, а значит прочитав текст, ему может быть сложно понять - есть у него такая ошибка или нет. Так вот, почему бы не сделать звуковые аналоги картинок "правильно/неправильно"?
Собственно заметка о результатах заочных занятий (
http://zaburuev.ru/articles/rezultaty-testirovaniya-zaochnyh-zanyatiy) это самая гениальная заметка, которую я видел
Потому что там есть аудиопримеры как надо и не надо играть упражнения! Если это дело систематизировать, то можно было на каждое упражнение оформить несколько записей.
Например, упражнение с восходящей гаммой, темп минимальный (90 нот в минуту), чтобы это звучало с той скоростью, с коротой начинающий будет это играть:
1. Сильное непопадание в долю - чтобы все явно поняли о какой ошибке идет речь
2. Небольшое непопадание в долю
3. Попадание в долю, но недостаточно резкий удар - тот момент, когда вроде формально все сыграно ок и можно успокоится
4. Идеально сыграное упражнение - чтобы показать разницу относительно предыдущего пункта
Студент сможет заслушать это дело, сыграть то же упражнение и примерно прикинуть что у него получилось нечто между пунктами 2 и 3, плюс он узнает что пункт 3 это не предел и можно тренироваться далее.
Например, я играю хроматическую гамму каждый день, сейчас я слышу, что у меня при переходе мизинец-безымянный часто есть ошибки синхронизации, раньше я просто этого не слышал, если бы изначально мое внимание обратили на конкретно эту ноту - наверное я бы сразу заметил.
Можно развить эту тему. Многие видеошколы и книжки и о технике содержат упражнения, которые либо абсолютно немелодичны (ну обычные гаммы), либо которые начинают звучать только на большой скорости (те же гаммы
. Играть такое скучно, особенно по-началу, когда оно все медленно и криво. Играть любимые рифы поначалу тоже сложно, потому что они в лучшем случае доучиваются до уровня п.3 из списка чуть выше.
Отчасти это происходит потому, что нет навыка играть медленно. То есть вот мой любимый риф в темпе 150, я его начинаю учить в темпе 40 и он ритмически звучит совсем не так, я думаю "ну ладно, наверное потом когда разгонится - зазвучит". В итоге я либо вообще заброшу это дело (потому что скучно), либо будет быстро и криво (потому что последовательность мыслей: будет быстро - будет звучать хорошо, задача тренировки - только лишь поднять bpm, более менее попадая в долю). То есть по любому будет разочарование. Однако если показать что риф и в супермедленном темпе может звучать так же и можно получать удовольствие играя его в темпе 30% от оригинала, то интерес к инструменту на этапе обучения был бы выше. Это тоже можно сделать взяв что-то что у всех на слуху (типа того же back in black) и прописав несколько вариантов в темпе 50%, сначала с ошибками, потом без. Каждый сможет попробовать и понять как вообще можно и нужно заниматься.
Получать удовольствие от собственного звука во время игры, а не только от того что сумел поднять bpm еще на 10 - залог успеха