TeareR, на мой взгляд, нужно изначально понимать, что и для чего делается.
Насчет изначально учиться играть — радикально не согласен. О том явлении, которое я сейчас опишу, знают все, кто когда-либо преподавал гитару и делал это осмысленно и толково.
Начинающие не могут контролировать в нужной степени свои движения, расслабленность и так далее, помимо прочего они не могут прислушиваться к своим ощущениям. Иными словами, они не чувствуют, сколько усилий в руках, какие эти усилия и в какой момент они возникают. Через это абсолютно все, кто приходил, скажем, ко мне и уже что-то играл, но при этом пытался играть типа «с атакой», делал эту самую атаку не ударом, а выдиранием струн (звук при этом адово плохой, но формально атака типа вроде как есть — струна аж дребезжит). Естественно, о нормальном звуке там речи нет — это раз, расслабиться человек не может — это два, соответственно при хоть каком-то наращивании темпа возникают серьезные трудности — это три.
Откуда многих посещают идеи поставить на гитару в стандартный строй 12-е струны, или комплекты типа 10-70? Вот отсюда: поставил лифтовые канаты — и вроде и не так слышно, что ты гитару надвое складываешь, выдирая струны руками.
При этом ни один из известных мне виртуозов типа Беттенкурта, Коцена, Тиммонса и прочих не играет на струнах толще десятки. Гилберт играет полумиллиметровыми медиаторами, хотя пионерия массово закупает смычки от 1.5, потому что иначе «прогибается».
С легато — аналогично. Многие ли слышали легатные пассажи на акустике? Чисто легатные, чтобы прямо только левой рукой взял и прошел весь гриф? На мой взгляд, отрабатывать техники надо на целевом звуке. Есть разные старперские правила типа «заниматься надо на чистом звуке», но с реальностью они не имеют ничего общего.
Есть разные уникумы, предлагающие заниматься легато на чистом, на толстых струнах и с такой отстройкой гитары, чтобы струны висели высоко над грифом. Мотивировка была такая, дескать, если тут научишься выдирать звук на легато, то на обычном инструменте сразу все будет мега-круто. Так вот, никто, ни один из их студентов нормального легато за все время мне так и не показал. Единственное, чем они научились на жирных струнах с сантиметровой высотой над грифом — давить как очумелые пальцами. Тут да, давили мастерски. Надо ли это в игре — спросите себя. Целью было легато, оно не играется. Наверное, не давить надо было учиться, а легато играть.
Опять же, многие решают вопрос продавливания и последующего за этим нестроевича гитары толщиной струн.
То, что надо уметь играть громко — это безусловно. Хотя вот Томо Фуджита (препод Беркли, у которого учился Джон Майер) советует наоборот заниматься на усилителе на приличной громкости, чтобы не было соблазна компенсировать громкость руками, но очевидно, что исполнитель должен иметь возможность доставать звук на всем динамическом диапазоне инструмента.
Просто мне кажется, что для того, чтобы давать советы и рекомендации о том, как этому научиться, нужно самому нехило попреподавать именно эти вещи, то есть технику. У нас в стране под занятиями по специальности подразумеваются еженедельные короткие встречи с педагогом, который скажет типа «плохо выучил, иди дальше учи», «тут нужно как бы разговаривать гитарой» и т.п. Это все — реальные случаи. Но это не техника — это эзотерика вокруг электрогитары. Обучение — оно другое, выглядит по-другому и результаты дает другие.