Я называю это боязнью наблюдателя: включенная запись, человек по вебке с другой стороны, слушатели на концерте — мне кажется, это все одного рода явления, просто в разной степени проявляющиеся.
Я думаю, суть в том, что человек начинает запариваться на тему «как не облажаться». Ну к примеру сидел, пилил пассаж для записи в свою вещь, включаешь запись, и где-то на задворках сознания начинает свербить мысль «надо чистенько записать», внимание начинает переключаться, концентрации не хватает и все начинает плыть. Аналогично с наблюдателем или на концерте — типа, на меня смотрят, щас я обосрусь тут и будет ваще позор и т.д.
В значительной степени помогает сильная выигранность материала, когда ты его не в состоянии сыграть только если совсем бухой, с бодуна там и подобное, плюс постоянный соответствующий стресс: после пары месяцев чеса по концертам, к примеру, ощущение мандража перед выходом почти полностью исчезает — психика адаптируется к стрессу.
Поэтому многие фирмачи и говорят, что не играют на концерте на полную мощность: грубо говоря, работаешь на 70%, плюс у тебя за плечами десятилетия концертной практики — в итоге получается то, что получается — гилберты и ваи выходят и шпарят как надо, а если у тебя концерт раз в пятилетку, то вышел и как корова на льду