В моем личном понимании задержка работает вот как (это сугубо имхо).
За одну секунду в воздухе звук проходит примерно 330 метров. Это значит, что один метр звук проедет примерно за 3 миллисекунды.
Мое мнение, что в этом случае наш мозг каким-то образом «компенсирует» эту задержку, то бишь она звучит для нас естественно, так как по мере прохождения некоего расстояния звук определенным образом ослабевает (причем неравномерно в плане АЧХ), добавляется бОльшее количество отражений звука и так далее и тому подобное.
Если же мы тот же самый звук послушаем в наушниках, напрямую, безо всяких отражений и изменений АЧХ, но с той же задержкой, он будет для нас менее естественен опять же по причине отсутствия «привычных» изменений звука, прошедшего некую толщу среды между источником звука и динамиком.
Более того, наши уши, несмотря на то что их всего два (без учета т.н. среднего уха) распознают не только удаленность звука, но даже их вертикальное расположение (выше-ниже), и само собой что звук перед нами или на том же расстоянии и высоте, но за спиной. Точнее, распознает все это даже не слух, а именно мозг: именно на известных принципах психоакустики строятся алгоритмы психоакустической обработки, а в одной из книг по звукорежиссуре (не скажу сходу название, но могу поискать, если кому интересно) объясняется построение микса на сведении как раз исходя из позиционирования звука в пространстве, ну типа хэт расположим на уровне глаз слева в трех метрах, бочку расположим внизу в двух метрах и так далее. Там все это рулится не за счет специфичной обработки, а за счет реверба, дилея и эквалайзера.
Однако психоакустические процессоры, конечно, не дают 100% результата (иначе никто бы не покупал системы типа 7.1), но реально ряд плагинов, если их настроить на эффект, что звук крутится вокруг тебя по кругу, дают такое ощущение, хотя сидишь в наушниках.
Далее про задержку. Если представить, что у нас задержка в тракте гитары, к примеру, 3 мс (не особо слышно и чувствуется — тот же Акс имеет в районе 2 мс), то плюсуем сюда удаленность от источника и так далее и тому подобное — и вот у нас на выходе, к примеру, уже 10 мс, которые вполне себе ощущаются и действуют.
В связи с этим, на мой взгляд, некорректно сравнивать задержку тракта и задержку при прохождении звуком расстояния: восприниматься звук будет сильно по-разному. Кстати, когда я работал с гастролями, то один раз испробовал радиосистему гитарную (так играл без нее — сам покупать не хотел, а группа тратиться на это не хотела тоже), так вот в тот же раз я вышел с гитарой в самый конец зала — там метров 30 было от порталов, это считай в районе 100 мс, то есть очень ощутимая задержка. И при этом с ней было вполне комфортно играть, как я думаю, именно по причине особенностей восприятия. А вот когда на софте настраиваю звук, то даже при задержке в 15 мс мне играть уже крайне неудобно и неприятно, поэтому я всегда пишусь с прямым мониторингом без задержек.
... и добавил:*Graze*, писал по USB, гитару слушал не в DAW, а непосредственно из динамика, чтоб без задержек (см выше).
-I-, конечно. Сначала статья, потом и видео.
... и добавил:OFFTOPIC:
Вот и статья, дописал наконец-то:
Настройка звука в походных условияхСейчас видео на эту тему запишу и все будет вообще в ажуре

В связи с этим и вот с этим видео:
Настройка звука для занятийпожелание: не нужно пенять на аппаратуру, типа, вот пока лампу не куплю, и заниматься смысла нет, только руки себе испорчу. Занимайтесь, блин, на гитарах!
