Почему многие люди неспособны воспринимать быстрые и сложные пассажи? Откуда извечный корень споров про найденную ноту своей жизни, или что в быстрой игре нет души и все это бездумное пилилово? Некоторые мои мысли на эту тему.
У меня тоже есть теория. Говорят, что музыка - это язык. Думаю (уверен), это больше, чем аллегория. Музыка имеет схожие структуры с языком и тоже несет некую невербальную информацию. Так же и языки имеют высотную составляющую (и наиболее это проявляется в тональных языках востока).
Так вот, теперь возникает вопрос - почему все люди говорят примерно с одинаковой скоростью?
Видимо, это скорость оптимальная для передачи и восприятия информации, соизмеримая с нашим мышлением и возможностями речевого аппарата.
Хотели бы мы, чтобы вокалисты пели быстро, как можно быстрее? Вряд ли. Хотя иногда прикольно послушать оперных виртуозов, выдающих скоростные рулады голосом.
Таким образом, люди, желающие слышать мелодии в медленных и средних темпах, думаю, более ассоциируют инструментальную мелодию с голосом - т.е воспринимают эмоцию передающуюся человеческим голосом (иногда он может быть спокойный, иногда более быстрый, возбужденный, взволнованный, но в неком диапазоне речи).
Но помимо голоса музыка может передовать и другие образы - шум ветра, шторм, гонки по ночному городу, гром и молнию, работу механизмов, щебетание птиц и рев годзилы.
И, более того, могут передавть некие состояния и действия - бег, драку, полет, головокружение, напряженное ожидание, сердцебиение... ну и тд. А так же эмоции - гнев, страх, радость, грусть... Для этого могут понадобиться всевозможные средства, включающие стремительные взлеты и падения арпеджио, моторные вертушки, скоростные пассажи.
Так что скоростной материал, конечно, имеет право на жизнь. Вспомним, например, "Лето" Вивальди.
Но претензии обычно бывают именно из-за того, что у некоторых музыкантов музыка, как кажется слушателю, не передает никаких эмоций, кроме "я умею так и вот так".
Либо у них всё хорошо с образами, но эти образы оказываются однобокими. По-крайней мере на чей-то вкус. Как если бы в каком-то фильме герои постоянно бы кричали от начала до конца, стараясь передать сильные эмоции. Эмоции - вель это хорошо?
Хотя, это, конечно, все довольно субъективно и нельзя не согласиться с посылом "быть терпимее". Кстати, думаю, это относится не только к скорости (как быстрой, так и медленной), но и к другим сторонам творчества музыкантов (не учеников, а тех, что уже производят художественный "контент", который нашел своих потребителей).