ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
А вот возник у ряда граждан вопрос: что есть такое профессиональная этика? И как она должна работать, к примеру, в плане взаимоотношения преподавателей гитары? Попробую сформулировать свои мысли на этот счет.
Прежде чем обсуждать, предполагается определиться с терминами. Обратимся к б-гмерзкой википедии. Что же она нам говорит?
Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:
системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности
В общем и целом данное определение термина как таковое не говорит нам ничего. Однако попробуем разобраться и почитаем далее.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
По сути, можно профессиональную этику рассматривать по влиянию на две стороны жизнедеятельности: на взаимоотношение между представителями некоего профессионального сообщества, и на отношение этих представителей сообщества к потребителю их услуг.
Выше в определении принципов не зря было указано, что профессиональная солидарность может иногда перерождаться в корпоративность. Что это означает? Это означает, что даже в случае определенных разногласий между представителями производителей услуг эти разногласия предполагается решать (или не решать), лишь находясь в узком кругу этих самых представителей, не вовлекая в это непосредственно потребителя.
Вот мы живем в деревне, где живут и работают два сантехника — Вася и Петя. Вася чуть лучше чинит унитазы, а Петя — краны. И оба чинят их за 100 рублей. И вроде все нормально, все живут и все довольны, мы обращаемся то к одному, то к другому, с разными результатами. Однако Вася хочет чуть больше денег, поэтому сделал следующее: возьми да опусти цены до 90 рублей. И вот уже вся деревня начинает ходить к нему, что видит Петя и тоже опускает цены до 90 рублей. Баланс опять установлен, все опять ходят то к одному, то к другому. Выиграл от этого я — потребитель, так как цены на рынке снизились, а услуги остались теми же. Вообще отлично. Именно так нам рисуют райские картинки капиталистического будущего и свободной конкуренции.
Однако Вася все-таки хочет больше денег, и он начинает всем рассказывать, что унитазы-то Петя делает хреново, и вон после него у бабы Нюры произошло извержение говна в сортире, а под Палычем так вообще толчок треснул и он провалился жопой в сливную трубу. Все верят и начинают опять ходить к Васе — зачем им нужен криворукий Петя? Но Петя, не будучи дурак, тоже начинает рассказывать, что после васиного ремонта затопило полдома у Михалыча, потому что Вася криво кран поставил, и вообще в кранах он ничего не смыслит. И вроде как баланс опять установился, теперь радостные жители по ремонту унитазов зовут Васю, а по кранам — Петю. Опять выиграл потребитель — качество услуг возросло, цены остались прежними, а может даже в угаре сантехнической войны так вообще немного понизились. Счастье-то какое!!!
Однако на деле это будет выглядеть скорее всего несколько иначе. Откатимся назад во времени, когда цены еще были по 100 рублей и никто ни про кого ничего не сказал. Аналитики у Васи выяснили, что если завтра он зарядит информационную атаку про криворукость Пети, то в итоге спустя год оба будут выполнять ремонт уже по 80 рублей, отношения будут испорчены и репутация несколько пострадает, так как всплывут неприглядные подробности и детали работы каждого из них (ведь о некоторых своих «недостатках» в работе Вася догадывается и сам), что приведет к суммарным потерям прибыли индустрии на энную сумму. Поэтому Вася, не будучи идиотом, возьмет бутылку водки и пойдет к Пете.
За совместным распитием спиртных напитков они сойдутся на том, что Вася умеет хорошо чинить унитазы, но Петя — виртуоз починки кранов. Однако говорить мы об этом никому не станем, просто оставив эту информацию между собой. И никто ничего не потеряет, все будет хорошо. Это называется корпоративный сговор. Об этом говорилось в определении принципов корпоративной этики выше.
Кто страдает от корпоративного сговора? Да, страдаем мы с тобой, так как в половине случаев ремонт нам сделают плохо, накосячив либо с унитазом, либо с краном. Да и цены вниз точно не пойдут — с чего бы?
Возможен и другой вариант. Кто сказал, что конкурентная борьба должна быть честной? Вот и Вася решил, что никто, и вспомнил про своего дядю-милиционера, а также о том, что у него есть заначка — тысяча рублей. Вася хотел ее мастерски пропить во время дня народного единства, но не будучи дураком, решил вложить в дело.
Аналитики Васи посчитали, что если сейчас дяде дать тысячу рублей и попросить его закрыть Петю на пару недель, то Вася останется единственным сантехником на всю деревню на эти самые пару недель. И вот дядя получает свою тысячу, и видя после смены пьяного в дупелину Петю забирает его в отделение, а там ругающегося матом Петю так и вовсе оформляют на две недели посидеть и подумать о своем поведении. Вася радостно стрижет бабло и в итоге выручает за это предприятие пять тысяч рублей — считай, оказался в мощнейшем плюсе на четыре тысячи, даже несмотря на неслыханный по размерам занос бабла дяде-милиционеру.
Однако Петя, находясь все две недели в отсутствие спиртного, внезапно обрел способоность еще более яростно думать головой, и додумался таки до того, что закрыли его не просто так. Ведь бухал он после смены так уже на протяжении тридцати лет, и никогда ментам дела до этого не было, а тут внезапно приняли. Да еще и слухи дошли, что Вася там за это время так вообще озолотился. И у Пети созрел коварный план. Он вспомнил про своих приятелей-беспредельщиков, с которыми был знаком еще с малолетки и иногда также распивал с ними спиртные напитки. У Пети тоже нашлась заначка в размере двух тысяч рублей, и он решил дать эти деньги своим друзьям-бакланам, чтобы они нашли Васю и как следует отбили ему бошку. Как итог — Вася уезжает в больничку на месяц, а Петя в это время радостно рубит капусту, подняв десять тысяч рублей — работать-то некому, один остался на всю деревню.
Приятели-беспредельщики говорят — а вон оно как клево вышло-то, давай он сейчас из больнички выйдет, а мы ему еще разок накатим, опять будешь ты при деньгах, ну и мы свое тоже получим, нормально же! Если Петя оказался алчным — так они и сделают, а может и вообще замочат Васю да и дело с концом. Но если Петя оказался добрым, ну или испугался, что дядя-мильцанер Васи обо всем узнает, то Петя может взять Васю, привезти под белы рученьки и сказать — вот что, Василий, слушай сюда.
Мы теперь не будем просто сантехниками. Мы откроем свою фирму, и я тебя возьму на работу. Ты будешь чинить за 50 рублей все, что я тебе скажу, ну и я тоже буду починивать тоже всякое. А если ты откажешься — вон сейчас мои кенты тебе бошку оторвут и все. И Вася согласился. Это будет монополия — закономерный итог конкурентной борьбы. И мы еще не рассматриваем уже более подробные ситуации, когда у наших героев не было заначек и они взяли деньги в долг, а их поставили на бабки, видя небывалый успех их борьбы, или когда дядя-милиционер решил поставить получение им взяток на стабильную основу, либо подведет Васю под статью за такую подставу Пети, или когда беспредельщики просто тупо возьмут и завалят обоих, забрав у одного пять, а у другого — десять тысяч рублей и оставив деревню без сантехников вообще.
В итоге проиграет только одна сторона — потребитель. И она проигрывает абсолютно всегда, поскольку так работает капитализм и иного быть не может просто принципиально.
Поэтому если мы смотрим на профессиональную этику как на принципы взаимоотношений производителя услуг с потребителем (например, врачебная этика по отношению к пациентам, политика о неразглашении и так далее) — это безусловно хорошо.
Но если мы говорим о профессиональной этике как о неких принципах взаимоотношения производителей услуг между собой — это типичное «ворон ворону глаз не выклюет». И если мы говорим о преподавании гитары, то лично я на известном месте вертел всю корпоративную этику о неразглашении косяков работы преподавателей. Мне абсолютно незачем фальшиво дружить с каждым, кто внезапно проснулся и осознал себя учителем гитары, и я не вижу ничего зазорного в том, чтобы не сказать открыто, кто и что из себя представляет по результатам своей работы. И хорошо отзываться о коллегах просто по факту того, что они считают себя преподавателями гитары, смысла никакого нет.
Когда-то я играл в эти игры, когда все вроде как в одной лодке. Все такие дружат, респектуют и прям друзья-приятели. Внезапно потом оказывается, что вот этот открыто на тебя срет, а вот тот ученикам рассказывает, какое ты говно. И реально остаются лишь единицы, которые говорят что тебе в лицо, что за твоей спиной примерно одно и то же. Более того, такая вот «дружба» и нахождение внутри сообщества не несет абсолютно никаких положительных результатов в себе. Понятно, если бы был некий профсоюз, от деятельности и взаимоотношений с которым зависела, скажем, твоя работа или возможность ее получить. Или этот профсоюз тебя бы поддерживал при спорных ситуациях, конфликтах с работодателем и так далее. Но такого нет и условное сборище не имеет ни рычагов влияния хоть на что-либо, ни даже какого-то единства внутри себя. Отсутствует общая идеология и некие общие цели и задачи, а стало быть и сообщество какого-либо смысла не имеет.
Поэтому те, кто не является лицемером, близки лично мне чисто по-человечески и с ними я могу поддерживать приятельские или даже дружеские отношения, но не как с преподавателями или музыкантами, а как с людьми. А один лишь факт, что некто решил с какого-то перепугу давать уроки, вовсе не означает мое безграничное расположение ни к нему лично, ни к его деятельности.