Дело в том,что опять нужно говорить об индивидуальных особенностях играющего..У всех ногти-разные,у кого-то позволяют играть на железе без проблем,у большинства-проблемы будут.Но игра без ногтей-это тоже вариант и при должной практике особой разницы на железе не будет.По поводу тезиса о том,что медиатором легче..Было бы легче-не было бы стольких тем даже здесь,на ГП-о технике звукоизвлечения медиатором.. поэтому я говорю о "некорретности"..Медиатором-может быть,практичнее?Но не проще..Ибо пальцы-это Ваше тело,медиатор-тело инородное,чужое.Но это всего лишь один из аспектов.По поводу "перпендикуляра"..Тут можно хотя бы вспомнить о русских семиструнниках ,игравших,кстати,на железе!Там не было никакого "перпендикуляра".При защипывании струны в таком положении пальцев струна движется(совершает колебательные движения) вдоль грифа...При добавлении некоего "угла" в колебательном движении ,направление колебания тела(струны) смещается в поперечную сторону,как бы поперечную грифу.Отдача дерева-совсем другая..Отсюда и звук русской семиструнки-певучий,очень глубокий,грудной тон..Нечто подобное можно наблюдать у чернокожих джазменов,играющий на акустике.При поперечном звукоизвлечении,ведущем начало от испанской классической школы-тембр иной,сам "тон" несколько иной,более напоминающий лютню.Как-то так...