Реплика от человека, который учился и преподавал в училище, а так же общался с теми, кто учился и преподает в институте.
Никакой волшебной "закрытой" спец.литературы нет (иначе бы все равно сканы появились бы). В учебном заведении работает именно системный фактор и конкретно опыт преподавателей - учитель-ученик. Методички - не в счет, они примитивны - одно слово "методички". Так же я интересовался у ученика в Беркли - никаких "тайных" спец книг или чудесных методичек нет.
Так же нет специальной методики развития ритма (у гитаристов - у барабанщиков все немного иначе - там любой начинающий слышит положение своего удара относительно клика, когда отрабатываются одиночные удары). Если не считать занятия гитаристов на барабанах, как и общее фортепьяно.
Есть, как сказал Jamiro игра в ансамбле и общие разговоры-пожелания - играй точнее, острее, бодрее, с движением. Никто не объясняет, что реально надо сделать, чтобы было "острее". Иногда это стремление сыграть острее превращается у студента в спешку и приводит к обратным результатам.
Кому-то общие разговоры помогают, кому-то вредят.
Девушка-концертмейстер (типа, работа на полставки), играя с десятком студентов, судорожно листает ноты и сама играет криво то, что видит чуть ли не впервые. Зато живая игра.
Все знают, что можно играть вперед-в долю-назад, но реальной методики, которая наглядно показала бы эти нюансы, научила это делать человека, который этого сам не понимает - такой методики нет. Все основано на субъективном "давай точнее", "не спеши", "здесь надо вперед, острее" (хотя может на самом деле имеется ввиду назад)).
Педагоги сами часто не очень четко представляют, почему звучит неправильно. Они слышат, что было (было и ушло - не перемотаешь и не покажешь) плохо, не точно, вяло и тд. Но дать четкое указание с чем и как бороться каждому конкретному человеку - такого не помню.
И надо понимать, что ритм в разных музыкальных стилях разный и его понимание педагогами - тоже разное.
В основном идет речь о джазовом ритме.
Свои ощущения ритма преподаватели могут выразить только на занятии - а этого недостаточно, а если там еще несколько человек, которые играют кто-куда в гулком классе (это несколько источников звука), то задача преподавателя хоть как-то собрать ансамбль в кучку, чтобы они (эти бездари) как-то отыграли академ.
А несколько талантов и "воспитонов", таких Давидянц, им объяснять-учить ничего не надо (педагогам самим бы поучиться у таких), они нарасхват во все ансамбли.
Так было много лет назад. Думаю, в целом так все и осталось на сегодняшний день, так как гос.образовательная система довольно инетртная в отличии от частных преподавателей. Хотя сейчас продвинутый студент может просто записаться в комп (да еще с фирменным мультитреком)- и все становится понятно, как на ладони. Но до этого опять-таки дорасти надо, захотеть.
Конечно, драйвовую игру с живыми людьми (это не игра в клик) можно достичь только играя с драйвовыми людьми.
Подобное тянется к подобному и драйвовые люди играют друг с другом. И у многих "середняков" такой возможности нет. Хоть просто плати или втирайся в друзья...
Так что тому, кто учится все-таки нужна методика, ориентиры, конкретные примеры, грамотный и предметный анализ собственной игры и даже промывка мозгов на предмет ритма. Такого в уч.заведениях не было и, думаю, пока нет (для гитаристов).
Так что респект всем людям, которые продвигают тему ритма в массы. Возможны, конечно, какие-то перегибы, так всегда бывает, когда приходится упорно бить в одну точку (на то дискуссия), но в результате польза для комьюнити есть.
PS Не уверен, но кажется пример гитариста, который, типа, дома, а потом сразу в команду - Рон Тал в Ганзах.
Конечно он что-то выпускал, записывал, но это сейчас всем доступно. У нас только никому не надо.