Автор Тема: Тремоло на классической гитаре  (Прочитано 6881 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Тремоло на классической гитаре
« : Декабря 03, 2008, 23:26:50 »
Не удаётся преодолеть некоторые технические сложности: при игре этюдов, пьес, вариаций тремоло иногда требуется большим пальцем правой руки извлечь не один звук за удар, а несколько - то есть взять аккорд. При этом сохранить плавность тремоло не могу, да и аккорд уверенным не выходит. Как обычно этого добиваются, может, есть специальные упражнения? Искал, но именно этого не встретил.

Оффлайн Sdiwerick

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1478
  • Репутация: +913/-20
  • Подпись под аватаром
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #1 : Декабря 04, 2008, 02:14:27 »
Не совсем понял вопроса :) сферическое тремоло в вакууме. Может выложишь пример, где такое играется, чтобы все поняли суть этой проблемы.

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #2 : Декабря 04, 2008, 08:04:41 »
В нотах иногда встречается (примеры - из Й.Мертца и Е.Ларичева). Просто сейчас разучиваю вариации Ю.Воронцова "Вот мчится тройка почтовая..." (сильно нравятся), там это тоже есть.

Оффлайн Sdiwerick

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1478
  • Репутация: +913/-20
  • Подпись под аватаром
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #3 : Декабря 05, 2008, 01:53:25 »
Посмотрел второе. мне почему-то хочется играть большим пальцем только бас, а всё остальное указательным и средним. Вроде бы получается достаточно ровно.

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #4 : Декабря 05, 2008, 14:16:50 »
Узнавал, вроде бы можно и так - лишь бы получалось. Хотя есть пьесы, где восьмыми надо брать сразу 3-4 ноты, тремоло - тридцать/вторые (как в той, что я сейчас изучаю - переписано от руки, редкие ноты, пока показать не могу).  Но я знал одного учителя музыки, так тот на заре карьеры тремоло вообще играл только указательным и средним (наподобие пикадной техники) - и очень ровно шло, не отличишь.

Оффлайн Папа Коля

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-2
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #5 : Декабря 06, 2008, 19:43:22 »
Посмотрел второе. мне почему-то хочется играть большим пальцем только бас, а всё остальное указательным и средним. Вроде бы получается достаточно ровно.
Согласен с этим утверждением. Играю на классической гитаре около 40 лет. Сколько не пытался играть тремоло по формуле p-a-m-i получается грязно и "груповщина". В течение нескольких лет перешел на формулу p-m-i-m, в результате добился вполне сносного исполнения, получается чисто, равномерно, без погрешностей. "Воспоминание об Альгамбре", "Грезы" Тарреги - звучат ничуть не хуже, чем у некоторых гитаристов, играющих p-a-m-i. Поэтому предлагаю тем, у кого пальцы i, m достаточно развиты, не мучаться, а усовершенствовать игру именно этими пальцами.

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #6 : Декабря 06, 2008, 23:04:11 »
Автор весьма удачных (по моему мнению) видеоуроков гитарной техники Алексей Кофанов прямо говорит - определите у себя наиболее "рабочую" пару пальцев, i-m, i-a, m-a - и большую часть пассажей нарабатывайте ими, скорость, чёткость и звучность только быстрее будут возрастать. Это и от анатомии зависит - бывает, что  m заметно длиннее i и a, или a заметно короче i и m, тогда всеми тремя играть равномерно человеку просто неудобно, кисть напряжена.

Оффлайн Папа Коля

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-2
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #7 : Декабря 07, 2008, 10:51:50 »
У Иванова-Крамского встречаются примеры извлечения нескольких нот большим пальцем при игре тремоло,  вообще, это довольно распространенный прием у фламенкистов.Достигается резким арпеджированным ударом большого пальца по соседним струнам. При игре тремоло двумя пальцами (вернее, тремя) все зависит от беглости большого пальца. Извлечение звуков им достигается за счет изгиба в последнем фаланге. Тренировать себя можно на "Астурии" И. Альбениса. Чем независимей большой палец, тем быстрей и чище игра. А вообще, этюд М. Каркаси - идеальное упражнение для игпы тремоло двумя пальцами. Это вывод из моей практики, а она у меня солидная.

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #8 : Декабря 07, 2008, 13:59:31 »
Упомянутый Вами этюд №7 Маттео Каркасси играю каждый день - но с трёхпальцевым тремоло. Это один из самых полезных этюдов вообще, по моему мнению, не только для отработки тремоло. Беглость большого пальца справа - большое дело, когда только приступил к "Астурии", все звуки извлекал пальцами i-a-m, только бас с 6й струны большим. Сейчас уже лучше, но чисто эта пьеса мной ещё не отыграна. У фламенкистов же вообще много чего оригинального (для классической гитары нехарактерного). тремоло часто, например, квартольное i-a-m-i.

Оффлайн Папа Коля

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-2
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #9 : Декабря 07, 2008, 14:25:49 »
Пепе Ромеро играет "Последнее тремоло" Барриоса именно квартольно. Лучшего исполнителя на данный момент я не слышал. Но это гений. Нам простым смертным хотя бы освоить обыкновенное. Возвращаясь к технике игры большим пальцем справа скажу. что результата достиг только после его раскрепощения. Ноготь должен быть небольшим, чуть выходящим за пучку, очень овальным, по форме пучки. Звуки извлекаю только последним фалангом. Хотя в других пьесах большой палец довльно упруго, если необходимо, совершает удары апояндо. Опять же, это чисто мое субъективное.Да, при игре тремоло по формулам p-i-m-i, p-m-i-m нужно следить за мизинцем, он ни вкоем случае не должен прижиматься к ладони. Кисть абсолютно свободна, скорость максимальна. В случае извлечения двойных нот с басом и голосом pi нужно играть по формуле p-m-i-m
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2008, 20:39:41 от Папа Коля »

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #10 : Декабря 07, 2008, 22:28:27 »
Ноты  "Ultimate tremolo" А. Барриоса ко мне попали лишь недавно. Эту весьма необычную пьесу я запомнил ещё с советских времён - её тогда изредка передавали по радио, заполняя пустоту между "вестями с полей" и "рабочим полднем". Тогда же я впервые услышал "Фандагильо" Турины, "Арабское каприччио" Ф. Тарреги, 1 и 4 прелюдии Э.Вилла-Лобоса, ещё кое-что из "золотого фонда". Теперь я почти всё это проигрываю, но немногие  произведения начистовую (как для концерта) - и времени, и памяти не хватает. Мне уже посоветовали, как подойти к исполнению аккордов большим пальцем при игре тремоло - начинает получаться.

Оффлайн Папа Коля

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-2
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #11 : Декабря 08, 2008, 19:26:43 »
Еще раз о тремоло. Оно возможно быть качественным только в том случае, если правая рука гитариста извлекает звуки с максимальной экономией движений, но чтобы при этом был сильный звук, необходимо соблюдать основное правило: указательный палец не должен менять вертикального  положения к струне и не выходить из зоны "креста", т. е. если смотреть на кисть правой руки от головки гитары, то движения пальцев ima не должны выходить за пределы большого пальца.Они работают тирандо. Хочу сказать, что все это очень субъективно. Если у кого-то все получается прекрасно  вопреки моего замечания, то флаг ему в руки. Может быть, все, что я говорю - это банальная истина, но я искренне хочу помочь тем, кто чего- то еще не знает.С уважением Папа Коля.   

Оффлайн PennyroyalTea

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 438
  • Репутация: +31/-19
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #12 : Декабря 10, 2008, 16:28:03 »
Не пробовали поиграть гаммы "аппояндо" пальцами m и a? Мерзопакостное ощущение, но со временем пальцы работают всё лучше и лучше. Прогресс на себе ощущаю, хотя не так давно занимаюсь.

Оффлайн Grad130 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #13 : Декабря 10, 2008, 21:17:58 »
Действительно, в большинстве источников (в т.ч. иностранных) подчёркивается, что амплитуда движений i-m-a при игре тремоло не должна быть большой, пальцы не должны "летать", не должны вапрямляться.  Необходимо добиваться плавного течения звуков тремоло: Flow, don't fly - пишут они. "Крест" - оптимальное взаиморасположение пальцев правой руки (большого и остальных, если смотреть на неё сверху), термин стал общеупотребительным с лёгкой руки Андреаса Сеговии. Согласен с Папой Колей в том, что подбирая положение правой кисти для чёткого, ровного и звучного тремоло, выясняется:  в момент удара по струне ногтевые фаланги пальцев i-m-a должны быть перпендикулярны верхней деке.
Апояндо m-a, причём так, чтобы эти пальцы извлекали звук с разных, иногда несоседних струн я изредка специально играю, если недоволен звуком с этих пальцев.  Как специальное упражнение это есть во многих старых "Школах игры", у Э.Пухоля и М. Каркасси, например. Гаммы привык всеми тремя или "пикадо" i-m. Гаммы a-m-a-m-... безусловно помогут улучшить их работу и скажутся на звукоизвлечении  в целом, некоторые преподаватели гитары используют это для "ускорения процесса".
Тремоло - непростой приём, и мне кажется справедливым, что мы его подробно обсуждаем.
Кстати, ответ на свой вопрос я всё же получил  (у специалиста) - чтобы уверенно брать аккорд большим пальцем правой руки, не сбивая при это тремоло, надо потренировать свободный ход этого пальца НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ, если при извлечении аккорда кисть останется неподвижной, плавность тремоло не нарушится. У меня уже более-менее получается.

Оффлайн trigan_D

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 38
  • Репутация: +0/-1
    • http://class-guitar.narod.ru
Re: Тремоло на классической гитаре
« Ответ #14 : Декабря 13, 2008, 02:22:13 »
да действительно момент сложный когда не просто бас играется, а еще и аккорд. Хрен его знает, только задрачивать.)