Originally posted by Reload
Ты прав. Но прав в той же мере, что и осатльные. Очень хорошо, если ты можешь "спеть по предложенным нотам простенькую мелодию, или записать на слух несложную песенку". Но скажи, как это поможет развить композиторские способности? Способность именно творить, сочинять, придумывать, созидать музыку??? Да никак. Это, скорее, похоже на то, как студенты мат фака пишут сборники задач для школьников.
Ведь есть люди, которым просто не нужно придерживаться "консерваторских правил". Им достаточно своей головы и инструмента.
И что еще важно - одной головы, без инструмента, им абсолютно недостаточно, без костылей они ходить не могут. Любопытно, в этом плане, заявление скандально засветившегося здесь некоторое время назад Мея Лиана на его официальном сайте. Что-то вроде "это моё любимое соло, я его когда-то симпровизировал, а теперь не могу подобрать". (Соло, замечу, с музыкальной точки зрения, элементарное, полное банальностей; подбор его - минутное дело).
А теперь о том, как развитый слух помогает композиторским способностям.
Не будем рассматривать людей которые без инструмента в руках ни одного произведения ни придумать ни подобрать не могут, а они больше всех будут кричать, что только с инструментом и без теоретической подготовки и надо писать музыку, взгланём на человека, которого музыкальные идеи посещают постоянно - и за инструментом и без него.
Возьмём тебя и меня.
Поскольку ты весьма удивляешься тому, что умение читать музыку по нотам поможет музыку писать, то не ошибусь если скажу, что ты читать музыку глазами не умеешь.
Итак, приходит тебе в голову, посреди белого дня, некая многообещающая мелодия над которой стоит поработать. Хорошо ещё, если в дневной сутолоке ты её не забудешь; посмотрим, что ты с ней сможешь сделать.
Пропеть про себя так и эдак. Поменять чуть-чуть здесь и там. Подобрать к ней аккомпанемент.
Попытаешься присочинить к ней ещё пару голосов, причём нет никакой гарантии, что совместно они будут звучать хорошо. Попробуешь ещё что-нибудь.
И после всего этого, если ты к вечеру не забудешь всё то, что придумал, ты возьмёшь гитару и начнёшь подбирать. Подобрав, ты сядешь за компьютер и начнешь набивать аккомпанемент. Здесь-то и всплывёт, что хорошо звучащие по отдельности части вместе не клеятся. И тебе придётся всю работу начинать сначала.
Возьмём теперь человека который умеет читать ноты.
Ты думаешь, это ограничивается умением спеть по нотам "чижика-пыжыка"? Как бы не так!
Любое, сколь угодно сложное произведение (хоть симфонию) можно с листа услышать
внутри себя, причём абсолютно точно - все тембры, оттенки, не говоря уже о высоте звуков и созвучий.
Достаточно просмотреть - и ты уже знаешь его звучание напамять, и если кто-то играя возьмёт не ту ноту - ты сразу услышишь.
Точно также и записать по слуху можно что угодно - от "жили у бабуси", до рапсодий Листа.
(по этому поводу скажу, что многие "классические" артисты - пианисты, скрипачи,- учили произведения без инструмента, по нотной бумаге. можно ли предположить, что это механическое
заучивание в каком такте какие ноты? такое изучение - это многократное исполнение внутри себя)
Так вот приходит ко мне в голову таже самая мелодия, что стану делать я?
Пропою про себя так и эдак, разными инструментами. Поменяю чуть-чуть здесь и там. Подберу к ней аккомпанемент. Присочиню к ней ещё пару голосов.
То же самое, что делал бы и ты, но на каждом шаге я не допущу ни одной ошибки. Если я буду придумывать аккомпанемент, то я буду точно слышать как он звучит с основной мелодией, если придумаю еще один голос, то сразу услышу где он будет плохо звучать с главной темой и так далее.
После этого я в том же троллейбусе/автобусе/такси запишу всё на бумагу и - voila - хоть в издательство относи.
Чувствуешь разницу?
Мне не нужно ждать до вечера, чтобы убедиться, что всё хорошо прозвучит, звучание я слышу в любой момент.
Кроме того поскольку я и теорию (которая тоже считается вредоносной) хорошо знаю, то смогу ещё и поразвлекаться разными вариантами гармонизации одних и тех же мотивов, побаловаться то там то сям полифонией, то к следующей остановке буду иметь ещё пару вариантов аранжировки той же темы, причём стопроцентно надёжно звучащих так, как я хочу.
Такие дела.