Pau, зажимы возникают в том случае, когда взаимодействие с инструментом строится на моторной основе, а не на сенсорной. В первом случае основное внимание уделяется движениям, т.е. выстраивается путь "от центра к периферии" (мозг отдает команды мышцам совершать определенные движения, в результате которых получается звук). Во втором случае контакт с инструментом строится от периферии к центру. Схематично это выглядит так: четкое представление о звуке в голове, соединяясь с ощущением от прикосновения к струне порождает движение.
Более подробно по теме (правда, без учета психологии музыканта) - Карл Мартинсен, Генрих Нейгауз, нейросензитивный метод Илизы Сафаровой и Владимира Брюханова, Валентина Гутерман, кинезиотерапия.
Изначально существует четкая связь между мышечным чувством и слуховыми центрами.
При сосредоточении на моторике теряется связь с сигналами, поступающими от периферической нервной системы (кончиков пальцев, где концентрация нервных окончаний очень высока). Нарушение этой связи между центральной и периферической нервной системами приводит к возникновению нецелесообразных движений (внешне они могут выглядеть вполне пристойно), и, как следствие - к зажимам. Спазмирование мышцы этот процесс только усугубляет.
Постепенно нарушенная чувствительность периферийной нервной системы подводит организм к стадии декомпенсации, когда руки уже не в состоянии справляться со сверхнагрузками - воспаления, артрозы, и прочее. Контрактирование мышцы снимается процедурами, массажем, гимнастикой, однако постоянно все возвращается на круги своя, поскольку принцип взаимодействия с инструментом, как правило, остается все тем же, неверным - моторика, движения.